Коробка передач транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая два входных вала, расположенные один в другом и несущие на себе ведомые днски сдвоенного сцепления, соосно входным выходной вал, промежуточный вал с установленными на них четырьмя рядами щестерен постоянного зацепления передач переднего хода, шестерни и муфту включения пере 53 /// дачи заднего хода, причем две свободно установленноте щестерки промежуточного вала связаны с ним через муфту переключения передач переднего хода и с двумя шестернями, установленными на наружном входном валу, отличающаяся тем, что, с целью расширения кинематических возможностей коробки и повышения КПД на прямой передаче, она снабжена дополнительной третьей муфтой переключение передач, свободно установленной на выход ном валу для связи внутреннего входного вала с выходным валом и с одной из щестерен выходного вала, а две свободно установленные шестерни на выходном валу связаны с ним через вторую муфту переключения и введены в зацепление с двумя шестернями промежуточного вала. (Л fff

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

4Ш В 60 К 17/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

CA

Ю

CO

«3

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3600632/27-11 (22) 03.06.83 (46) 15.04.85. Бюл. № 14 (72) В. А. Умняшкин, А. С. Кондрашкин и А. В. Ефанов (53) 629.113-585.1 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 846328, кл. В 60 К 17/08, 1979. (54 ((57) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая два входных вала, расположенные один в другом и несущие на себе ведомые диски сдвоенного сцепления, соосно входным выходной вал, промежуточный вал с установленными на них четырьмя рядами шестерен постоянного зацепления передач переднего хода, шестерни и муфту включения передачи заднего хода, причем две свободно установленные шестерни промежуточного вала связаны с ним через муфту переключения передач переднего хода и с двумя шестернями, установленными на наружном входном валу, отличающаяся тем, что, с целью расширения кинематических возможностей коробки и повь.ьения КПД на прямой передаче, она снабжена дополнительной третьей муфтой переключениг передач, свободно установленной на выход ном валу для связи внутреннего входного вала с выходным валом и с одной из шестерен выходного вала, а две свободно установленные шестерни на выходном валу связаны с ним через вторую муфту переключения и введены в зацепление с двумя

C шестернями промежуточного вала. ф

1150107 вал 8 с шестерней 19. При включении фрикционной муфты 5 вращающий момент через ведомый диск 3, входной вал 1, шестерни

22 и 19, муфту 2! переключения, промежуточ- 45 ный вал 8, шестерни 13 и 10, муфту 11 переключения передается на выходной вал 7.

Изобретение относится к общему машиностроению, в частности к ступенчатым коробкам передач транспортных средств.

Цель изобретения — расширение кинематических возможностей коробки и повышение КПД на,прямой передаче.

На чертеже изображена кинематическая схема коробки передач.

Входные валы 1 и 2 коробки передач несут на себе ведомые диски 3 и 4 фрикционных муфт 5 и 6 сдвоенного сцеления, выходной 7 и промежуточный 8 валы, шестерни 9 и 10 свободно установленные на выходном валу 7 и взаимодействующие с ним посредством муфты 11 переключения и находящиеся в постоянном зацеплении с шестернями 12 и 13 промежуточного вала 8 соответственно, выполненными заодно с ним, муфту 14 переключения, соединяющую входной вал 2 с выходным 7 и шестерней 9, установленной на выходном валу свободно. Имеются три шестерни 15, 16 и

17 заднего хода с муфтой 18 переключения, выполненной на шестерне 17. Шестерни 19 и 20 свободно установлены на промежуточном валу 8, связаны с ним посредством муфты 21 переключения и находятся в постоянном зацеплении с шестернями 22 и 23, выполненными заодно с входным валом 1.

Коробка передач работает следующим образом.

Контроль в коробке обеспечивается установкой кареток муфт 11, 14 и 21 переключения в среднее положение, а муфты

18 вместе с шестерней 17 — в крайнее правое положение. Фрикционные муфты 5 и 6 сдвоенного сцепления, соединенного с коленчатым валом двигателя (не показаны), выключены.

Для получения первой передачи необходимо каретку муфты 11 переключения передвинуть в крайнее правое положение и соединить выходной вал 7 с шестерней 10, а каретку муфты 21 — в крайнее левое положение и жестко соединить промежуточныи

Для получения второй передачи необходимо каретку муфты 14 переключения передвинуть в крайнее правое положение и жестко соединить входной вал 2 с шестерней 9..При плавном включении фрикционной муфты 6 одновременно плавно выключается фрикционная муфта 5. Таким образом в течение некоторого времени одновременно первая и вторая передачи (включаемая и выключаемая) передают вращающий момент, чем обеспечивается безразрывность переключения передач. После полного выклю5

40 чения фрикционной муфты 5 каретка муфты

21 переключения возвращается в среднее положение. Вращающий момент с фрикционной муфты 6 через ведомый диск 4, входной вал 2, муфту 14 переключения, шестерни 9 и 12, промежуточный вал 8, шестерни

13 и 10, муфту 11 переключения передается на выходной вал 7.

Для получения третьей передачи необходимо каретку муфты 21 переключения передвинуть в крайнее правое положение и жестко соединить промежуточный вал

8 с шестерней 20. Далее происходит плавное переключение фрикционных муфт с 6 на 5 аналогично переключению с 5 на. 6 при переключении с первой передачи на вторую. После полного выключения фрикционной муфты 6 каретка муфты 14 переключения возвращается в среднее положение.

Вращающий момент с фрикционной муфты

5 через ведомый диск 3, входной вал 1, шестерни 23 и 20, муфту 21 переключения, промежуточный вал 8, шестерни 13 и 10, муфту 11 переключения передается на выходной вал 7.

Для получения четвертой (прямой) передачи необходимо каретку муфты 14 переключения передвинуть в крайнее левое положение и жестко соединить входной вал

2 с выходным 7. Далее происходит плавное переключение фрикционных муфт с 5 на 6 аналогично переключению с первой передачи на вторую. После полного выключения фрикционной муфты 5 каретки муфт 11 и 21 переключения возвращаются в среднее положение. Вращающий момент с фрикционной муфты 6 через ведомый диск 4, входной вал 2, муфту 14 переключения передается на выходной вал 7, минуя зубчатые зацепления. Промежуточный вал 8 вместе с шестернями 19, 20, 12, 13 и 15, отключенный от входного 1 и выходного

7 валов не вращается.

Для получения пятой (повышающей) передачи необходимо каретку муфты 11 переключения передвинуть в крайнее левое положение, жестко соединить выходной вал

7 с шестерней 9, а каретку муфты переключения 21 — в крайнее правое и жестко соединить промежуточный вал 8 с шестерней 20. Далее происходит плавное переключение фрикционных муфт с 6 на 5 аналогично переключению с второй передачи на третью. После полного выключения фрикционной муфты 6 каретка муфты 14 переключения возвращается в среднее положение. Вращающий момент с фрикционной муфты 5 через ведомый диск 3, входной вал 1, шестерни 23 и 20, муфту 21 переключения, промежуточный вал 8, шестерни

l2 и 9, муфту 11 переключения передается на выходной вал 7.

1150107

Составитель С. Белоусько

Техред И. Верес Корректор Г. Решетник

Тираж 650 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП <Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор Т.Митейко

Заказ 2027/I 2

Переключение передач вниз происходит аналогичным образом в обратном порядке.

Для получения заднего хода необходимо муфту 18 с шестерней 17 передвинуть в крайнее левое положение, обеспечив связь шестерни 15 и 16, а каретку муфты переключения 21 — в крайнее левое положение. При включении фрикционной муфты

5 вращающий момент через ведомый диск

3, входой вал 1, шестерни 22 и 19, муфту

21 переключения, промежуточный вал 8, шестерни 15, 17 и 16, муфту 11 переключения передается на выходной вал 7.