Путевой датчик
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ПУТЕВОЙ ДАТЧИК, содержащий расположенные с одной стороны рельса параллельно ему и друг другу стержневые магнитопроводы с питающими обмотками , соединенными согласно и подключенными к источнику переменного тока, сигнальными обмотками, включенными встречно и связанными с приемником сигналов через амплитудный и фазовый регуляторы и фильтр. Отличающийся тем, что, с целью повышения надежности датчика, фазовый регулятор выполнен в виде активной регулируемой фазосдвигающей цепочки , включенной последовательно с амплитудным регулятором между фильтром н приемником сигналов.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУЬЛИН,.SU„„1150134 А
4(Я) В 61 1. 1 16
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Фиа
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3624756/27-11 (22) 18.07.83 (46) 15.04.85. Бюл. № 14 (72) В. В. Белов, А. В. Бартель и В. В. Колчин (71) Уральское отделение Всесоюзного ордена Трудового Красного Знамени научноисследовательского института железнодорожного транспорта (53) 656.256:659.259 13(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 901128, кл. В 61 1 1/08, 1980. (54) (57) ПУТЕВОЙ ДАТЧИК, содержащий расположенные с одной стороны рельса параллельно ему и друг другу стержневые магнитопроводы с питающими обмотками, соединенными согласно и подключенными к источнику переменного тока, сигнальными обмотками, включенными встречно и связанными с приемником сигналов через амплитудный и фазовый регуляторы и фильтр, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности датчика, фазовый регулятор выполнен в виде активной регулируемой фазосдвигающей цепочки, включенной последовательно с амплитудным регулятором между фильтром и приемником сигналов.
11501
Изобретение относится к устройствам автоматики и телемеханики на транспорте и может быть использовано на железнодорожном транспорте, например, для счета осей подвижного состава.
Известен путевой датчик, содержащий расположенные на пути с одной стороны рельса и параллельно ему и друг другу стержневые магнитопроводы с питающими обмотками, соединенными согласно, подключенными к источнику переменного тока, и сигнальными обмотками, соединенными встречно и связанными приемником сигналов через амплитудный и фазовый регулятор н фильтр (1).
Недостатком известного устройства является низкая надежность.
15 но, напряжения близкие, но отличающиеся друг от друга по амплитуде, фазе и гармоническим составляющим, из-за чего сигнал некомпенсации датчика не равен нулю.
При настройке амплитудными регуляторами 6 обеспечивается равенство напря жений по амплитуде, фазорегуляторами 8—
55 равенство фаз, а фильтр 7 согласовывает
Цель изобретения — повышение надежности датчика.
Цель достигается тем, что в путевом датчике, содержащем расположенные на пути с одной стороны рельса и параллельно ему и друг другу стержневые магнитопроводы с питающими обмотками, соединенными согласно, и сигнальными обмотками, соединенными встречно и связанными с приемником сигналов через амплитудный и фазовый регуляторы и фильтр, фазовый регулятор выполнен в виде активной регулируемой фазосдвигающей цепочки, включенной последовательно с амплитудным регулятором между фильтром и приемником сигналов.
На фиг. 1 представлена функциональная блок-схема путевого датчика; на фиг. 2 и 3 — варианты принципиальных схем путевого датчика.
Путевой датчик содержит стержневые 35 магнитопроводы 1, на которых расположены соединенные согласно питающие обмотки 2, подключенные к источнику 3 переменного тока, и соединенные встречно сигнальные обмотки 4, подключенные линиями 5 связи к амплитудным регуляторам 6, включенному параллельно фильтру 7 и последовательно включенным фазовым регуляторам 8, соединенным с приемником 9 сигналов.
Путевой датчик работает следующим об- 45 разом.
У установленного на рельсе датчика переменные магнитные потоки стержневых магнитопроводов 1, источником которых являются питающие обмотки 2, индуцируют в сигнальных обмотках 4, включенных встреч34 ъ нагрузку и подавляет гармонические составляющие сигнала, отличающиеся от частоты источников питания датчика.
Амплитудный регулятор 6 может быть выполнен в виде переменного резистора с выводом средней точки для согласования полярности регулировочного напряжения, поступающего, например, от источника 3 питания датчика (фиг. 2). Фазорегулятор 8 выполнен в виде активной регулируемой фазосдвигающей цепочки с источником 10 питания переменного тока, конденсатора 11 и переменного резистора 8, изменяющего угол вектора напряжения в контуре между фильтром и приемником сигналов. В качестве фильтра 7 используется конденсатор, обеспечивающий резонанс напряжений в контуре с сигнальными обмотками 4 датчика.
Конденсатор фильтра может быть использован одновременно также в качестве фазосдвигающего конденсатора, так как он влияет на изменение фазы при регулировке амплитуды.
При перемещении подвижного контакта резистора 6 в ту или другую сторону меняется амплитуда и полярность добавочного напряжения.
Перемещением движка переменного резистора фазорегулятора 8 меняется угол сдвига фаз напряжения сигнала датчика относительно питающего напряжения, обеспечивая соответствие фазы напряжения амплитудного регулятора и фазы сигнала датчика. Конденсатор фильтра 7 шунтирует высокочастотные составляющие гармоник сигнала и обеспечивает резонанс напряжений в контуре с сигнальными обмотками датчика, повышая амплитуду его сигнала при фиксации проследования оси подвижного состава.
В данном путевом датчике опорное напряжение и фаза для регулировки обеспечиваются источником питания датчика. Последовательно включенный фазорегулятор осуществляет необходимый сдвиг фазы сигнала относительно этого опорного питающего напряжения.
На фиг. 3 показана минимизированная схема устройства регулировки сигнала датчика, в который в качестве конденсатора 11 фазосдвигающей цепочки фазорегулятора использован конденсатор фильтра 7.
Устранение некомпенсации (расстройки), появившееся в процессе эксплуатации, производится дистанционно в постовом помещении перемещением движков переменных резисторов.
При появлении колеса компенсация напряжений сигнальных обмоток датчика нарушается и выдается сигнал, вызывающий срабатывание приемника 9 сигналов.
Предлагаемый датчик упрощает эксплуатацию, повышает эффективность и надежность систем а втом ати ки.
1150134
ФАЗ
Составитель И. Помогаева
Техред И. Верес Корректор М. Максимишинец
Тираж 493 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, K — 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор И. Касарда
Заказ 2000/13