Цистерна для жидкости
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ЦИСТЕРНА ДЛЯ ЖИДКОСТИ, обечайка и днища которой выполнены с .поперечным сечением в виде симмет ричных кривых переменного радиуса кривизны, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности в эксплуатации путем снижения гидравлических ударов, каждая кривая переменного радиуса кривизны представляет собой спираль, при этом обечайка и днища в верхней части связаны плоским перекрытием. СП Ni со
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
И9) О)) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
H ABT0PCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР пО делАм изОБРетений и ОтнРытий (21) 3611468/28-13 (22) 22.06.83 (46) 15.04.85. Бюл. И- 14 (72) В. Б. Риза, А.И. Горовой и А.В. Оверченко (71) Государственный научно-исследовательский, проектно-конструктЬрский и проектный институт угольной промышленности (53) 621.642.3(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
В 992336, кл. В 65 D 88/12, 1980.
2. Автомобильные цистерны несущего типа. Перевод ВЦП Ф 75643/9, И., 1969, с. 18 (прототип).
4(51) В 65 D 88/12 В 60 P 3 22 (54) (57) ЦИСТЕРНА ДЛЯ ЖИДКОСТИ, обечайка и днища которой выполнены с .поперечным сечением в виде симметричных кривых переменного радиуса кривизны, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности в эксплуатации путем снижения гидравлических ударов, каждая кривая переменного радиуса кривизны представляет собой спираль, при этом обечайка и днища в верхней части связаны плоским перекрытием.
1150173 l
Изобретение относится к устройствам для транспортирования жидкостей, а именно к транспортным средствам, и может быть использовано в автомобильном, железнодорожном, морском танкерном транспорте
Известна транспортная цистерна
-для транспортирования жидкостей, включающая корпус с закрепленными в нем перегородками, установленными 10 под острым углом к горизонту с наклоном по направлению движения и загнутой по окружности верхней частью, сопрягаемой с верхней стенкой емкости, горловиной для налива и патрубком для слива жидкости I1j .
Однако передняя и задняя торцовые стенки емкости представляют собой плоские поверхности, расположенные перпендикулярно обечайке 20 корпуса, что при резких торможениях и наборах скорости не спасают их от гидравлических ударов массой жидкости, находящейся перед-перегородкой при торможении и за перегород- 25 кой при наборе скорости. Учитывая. практическую несжимаемость жидкости при достаточно резком изменении относительной скорости транспорта, торцовые стенки емкости н весьма значительным экстремальным нагрузкам, снижающим надежность конструкции.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является цистерна
35 для жидкости, обечайка и днище которой выполнены с поперечным сечением в виде симметричных кривых переменного радиуса кривизны (2) .
Однако известная цистерна характеризуется недостаточной степенью гашения гидравлических ударов. Особенно большие гидроудары имеют место при движении цистерны недозапол45 иенной жидкостью, что встречается при развозке по объектам топлива, конденсата, воды.
Цель изобретения — повышение надежности в эксплуатации;цистерны 50 путем снижения гидравлических ударов.
Поставленная цель достигается тем, что в цистерне для жидкости, эбечайка и днища которой выполнены 55 с поперечным сечением в виде симМетричных кривых переменного радиуса кривизны, каждая кривая переменного радиуса кривизны представляет собой спираль, при этом обечайка и днища в верхней части связаны плоским перекрытием.
На фиг. 1 изображена цистерна, продольный разрез, на фиг. 2 — цистерна, вид сверху, на фиг. 3 и 4— варианты поперечного сечения А-А на фиг. 1; на фиг. 5 — цистерна на автомобильном шасси, общий вид, на фиг, 6 — разрез Б-Б на фиг.5.
Цистерна содержит корпус 1, заливочный люк 2, сливной патрубок с краном 3, торцовые стенки-днища 4 и боковые стенки 5, выполненные в виде спиральных кривых. Верхние части стенок б.выступают внутрь цистерны и, соединяясь, образуют направляющие гребни 7, размером 0,25-0,3 высоты цистерны в сечении. Цистерна может быть полигребневая (фиг. 3), или моногребневая (фиг. 4) . Верх— ние участки днищ и боковых стенокобечайки в местах начала закручивания спиралей внутрь цистерны соединены между собой листовым перекрытием 8 для придания жесткости всей конструкции. Цистерна установлена на автомобильном шасси 9 и прикреп1лена к нему шпангоутами 10. для вы1 равниваиия давления воздуха внутри цистерны до атмосферного в местах закрутки спиралей, где при полной заливке образуются закрытые пространства 11 когда уровень жидкости перекрывает нижнюю часть гребней, установлены в верхней части спиралей уравнительные клапаны 12.
Цистерна работает следующим образом.
В процессе транспортировки жидкости цистерна часто резко изменяет скорость передвижения, например при резком торможении, при трогании с места или при переключении коробки передач жидкость устремляется в направлении 1 или в направлении lt или М при неровной дороге, особенно в сельской местности, когда наблюдается сильная бортовая качка. Поток жидкости, направляемый стенками по спирали, закручивается в верхней части цистерны и образует поперечные течения и .4, или К, пересекающие основной поток Н или Jj Л или М.
При этом образующаяся турбулент. ноСть задерживает потоки Н или П з i 1 501
Я или Я, расходуя на это энергию движения, которая могла явиться причиной гидроудара на стенки ци" терны в продольном направлении на днища, а в поперечном †. на обечайку. Таким образом, энергия гидроудара частично или полностью нейтрализуется благодаря предложенной конструкции цистерны без дополнительных
4 устройств внутри ее корпуса.
Отсутствие дополнительных устройств внутри цистерны для гашегия или ослабления гидроударов позволяет уменьшить массу всей конструкций, упрощает ее обслуживание и ремонт, уменьшает трудоемкость изготовления, повьш ает надежность и срок службы.
1150173 рцоцПИ Заказ 2037/15 Т аж 674; Псщписыое
Филиал ШШ Патеат, г.Уизород, ул.Проектная, 4