Шарнирно-рычажный механизм
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ШАРНИРНО-РЫЧАЖНЫЙ МЕХАНИЗМ, содержащий стойку, размещенный на стойке кривошип, коромысло и шарнирно связанный со свободным концом кривощипа и одним концом коромысла щатун, отличающийся тем, что, с целью получения вращательного движения с остановками, механизм снабжен дополнительным шатуном, щарнирно связанным с осью кривошипа и другим концом коромысла и образующим с ними ромбоид, и тремя упорами, два из которых размещены на стойке и взаимодействуют с дополнительным щатуном, а один - на основном шатуI не и взаимодействует с кривошипом. (Л 7 S СП о 4iii IsD to
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1150422 A
4(51) F 16 H 21/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ASTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
Il0 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA (21) 3623597/25-28 (22) 15.07.83 (46) 15.04.85. Бюл. ll 14 (72) Б.П. Семенов, О.Ф. Григорьев, Л.Г. Сухова, Г.А. Фролов и P.ß. Газизов (71) Куйбышевский ордена Трудового
Красного Знамени авиационный институт им. акад. С.П. Королева (53) 621.837 (088.8) (56) 1. Артоболевский И.И. Механизмы в современной технике. М., "Наука", 1979, т.1, с. 259, рис. 513. (54) (57) ШАРНИРНО-РЫЧАЖНЫЙ МЕХАНИЗМ, содержащий стойку, размещенный на стойке кривошип, коромысло и шарнирно связанный со свободным концом кривошипа и одним концом коромысла шатун, отличающийся тем, что, с целью получения вращательного движения с остановками, механизм снабжен дополнительным шатуном, шарнирно связанным с осью кривошипа и другим концом коромысла и образующим с ними ромбоид, и тремя упорами, два из которых размещены на стойке и взаимодействуют с дополнительным шатуном, а один — на основном шатуне и взаимодействует с кривошипом, После остановки коромысла 5 дополнительный шатун 6 под действием момента ш я повернется на обратный угол у, после чего цикл повторится.
Таким образом, фаза остановки коромысла 5 относительно шатуна 6 в механизме (фиг.2) составляет 180 - г
1 1150422
Изобретение относится к машино-строению и может быть использовано в робототехнике.
Известен шарнирно-рычажный механизм, содержащий стойку, размещенные на стойке кривошип, коромьтсло и шарнирно связанный со свободным концом кривошипа и одним концом коромысла шатун. В этом механизме стойка образует одно из звеньев ромбоида 11).
Недостатком данного механизма является неопределенность его движения и, как следствие, невозможность получения вращательного движения с остановками.
Цель изобретения - получение вращательного движения с остановками за счет усовершенствования конструкции механизма, 20 укаэанная цель достигается тем, что шарнирно-рычажный механизм, содержащий стойку, размещенный на стойке кривошип, коромысло и шарнирно связанный со свободным концом д кривошипа и одним концом коромысла шатун, снабжен дополнительным шатуном шарнирно связанным с осью кривошипа и другим концом коромысла и образующим с ними и основным шатуном З ромбоид, и тремя упорами, два из которых размещены на стойке и взаимодействуют с дополнительным ша" туном, а один — на основном шатуне и взаимодействует с кривошипом.
На .фиг.1 показана схема механизма; на фиг.2 — расположение упоров на стойке для механизма с остановкой в пределах угла меньше 180О; на фиг.3 - расположение упоров на стойке для механизма с остановкой в пределах угла больше 180
Механизм содержит стойку 1, кри-. вошип 2, основной шатун 3 с размещенным на нем упором 4, коромысло
5, дополнительный шатун 6 и размещенные на стойке I упоры 7 и 8.
Для образования ромбоида .кривошип 2, шатун.З, коромысло 5 и дополнительный шатун 6 имеют соответственно одинаковые размеры по длине, причем длина первых двух вдвое больше длины вторых, Механизм работает следующим образом.
В исходном положении кривошип
2 расположен на одной линии с дополнительным шатуном 6, который най ходится в контакте с упором 7 или упором 8 стойки 1. Основной шатун
3 находится в одной плоскости (совпадает) с кривошипом 2, а коромысло 5 — в одной плоскости (совпадает) с дополнительным шатуном 6.
От привода (не показан) кривошип 2 получает вращение против часовой стрелки. В начальной фазе поворот коромысла 5 также против часовой стрелки происходит под действием вращающего момента тп я, создаваемого силой тяжести (см.фиг.2), или момента, создаваемого внешней силой Р (см.фиг.3). После выхода коромысла 5 из "мертвого" положения кривошип 2 и основной шатун 3 расходятся, и дальнейший поворот коромысла 5 осуществляется кривошипом
2 через шатун 3.
В момент, когда коромысло 5 начнет свой поворот под действием момента тп я, дополнительный шатун 6 сместится от упора 7 к упору 8 (см.фиг.2), т.е. повернется на угол .у.. Только после этого коромысло 4 начнет вращаться относительно шатуна 6. Благодаря тому, что длина коромысла 5 вдвое меньше длины как кривошипа 2, так и основного шатуна 3, коромысло 5 совершит поворот на 360 за время поворота кривошипа 2 на 180 . При этом ось шарнира, связывающего шатун 3 с коромыслом 5, совместится с осью кривошипа 2, кривошип 2 совместится с шатуном 3 в одной плоскости и будет взаимодействовать с упором 4 шатуна 3. Шатун 3 ведомый кривошипом
2 будет вращаться вокруг шарнира, связывающего шатун 3 и коромысло 5, которое будет оставаться неподвижным.
Механизм по фиг.3 работает аналогично с той лишь разницей, что шатун 6 под действием момента m
mph
Составитель В. Савицкий
Редактор M. Недолуженко Техред Л.Коцюбняк Корректор И. Муска
Заказ 2081/2?
Тираж 898 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,4 з 1 15042 коромыслу 5. В механизме, выпол- . ненным по этой схеме, фаза остановки коромысла 5 составляет
180 +3 .
Механизм обладает повышенным ресурсом, прост, технологичен и имеет кинематически точную остановку требуемой продолжительности.