Способ динамической балансировки сборных роторов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СПОСОБ ДИНАМИЧЕСКОЙ БАЛАНСИРОВКИ СБОРНЫХ РОТОРОВ, заключающийся в том, что определяют дисбалансы ротора в двух плоскостях, поворачивают модуль ротора относительно базового модуля, определяют в двух плоскостях дисбалансы ротора с повернутым модулем, определяют дисбалансы каждого модуля с учетом дисбаланса ротора и проводят балансировку поворачиваемого модуля, отличающийся тем, что, с целью повышеV ния точности балансировки многомодульных роторов, проводят балансировку ротора с помощью временных балансировочных грузов, устанавливаемых в плоскостях коррекции на других модулях , поворачивают модуль относительно базового и примыкающего к нему модуля, дисбаланс ротора с повернутым модулем определяют в плоскостях коррекции данного модуля, определяют контрольные значения угла и величины остаточного дисбаланса ротора в тех же плоскостях модуля, устанавливают на поворачиваемом модуле корректирующие грузы, вращают ротор, s о определяют остаточньй дисбаланс ротора и, сравнивая остаточньй дисбаланс (Л ротора с его найденным контрольным значением н угловым положением, уточняют корректирующие грузы, устанавливаемые на модуле.
СОЮЗ СОНЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (l9) (1!) 4(51) С 01 M 1/24
ОЛИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКР}з1ТИЙ (21) 3561834/25-28 (22) 03.03.83 (46) 15.04.85. Бюл. Р 14 (72) Е.Г. Гольмаков, В.А. Боголюбов, Г,В. Ииринкин и Э.Г. Цырлин (53) 620.1.05:531.382(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
У 484424, кл. G 01 M 1/24, 1975. (54) (57) СПОСОБ ДИНАМИЧЕСКОЙ БАЛАНСИРОВКИ СБОРНЫХ РОТОРОВ, заключающийся в том, что определяют дисбалансы ротора в двух плоскостях, поворачивают модуль ротора относительно базового модуля, определяют в двух плоскостях дисбалансы ротора с.повернутым модулем, определяют дисбалансы каждого модуля с учетом дисбаланса ротора и проводят балансировку поворачиваемого модуля, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения точности балансировки многомодульных роторов, проводят балансировку ротора с помощью временных балансировочных грузов, устанавливаемь<х в плоскостях коррекции на других модулях, поворачивают модуль относительно базового и примыкающего к нему модуля, дисбаланс ротора с повернутым модулем определяют в плоскостях коррекции данного модуля, определяют контрольные значения угла и величины остаточного дисбаланса ротора в тех же плоскостях модуля, устанавливают на поворачиваемом модуле корректирующие грузы, вращают ротор, определяют остаточный дисбаланс ротора н, сравнивая остаточный дисбаланс ротора с его найденным контрольным значением и угловым положением, уточняют корректируюшие грузы, устанавливаемые на модуле.
11505
180 -М мм 1 рот 2 рот
N0$ ago o lP
2со5
I pе Пмо и Зро о мо4 рот
Изобретение относится к балансировке сборных гибких и жестких роторов с двумя или одной собственными подшипниковыми опорами, в частности к балансировке сборньгх роторов газотурбинных двигателей и установок, у которых к частям ротора - модулям предъявляют требования взаимозаменяемости без последующей балансировки собранного ротора. 10
Известен способ динамической балансировки сборных роторов, заключающийся в там, что определяют дисбалансы ротора в двух плоскостях, паварачивают модуль ротора атнаситель- 15 но базового модуля, определяют в двух плоскостях дисбалансы ротора с повернутым модулем, определяют дисбалансы каждого модуля с учетом дисбаланса ротора и проводят балансировку поворачиваемого модуля f13, Недостатками способа является большое число исходных экспериментальных данных, используемых при расчете дисбалансов в каждой плоскас-25 ти коррекции, возрастающих при увеличении числа модулей в роторе, при этом значение каждого определяемого дисбаланса. и угол этого дисбаланса является функциями одновременно 30 всех измеренных значений и углов дисбалансов ротора. Кроме того, при балансировке роторов данным способом невозможно контролировать точность балансировки модуля непосредственно по показаниям балансиравачного станка.
Цель изобретения — повышение точности балансировки многомадульньгх роторов. 0
Цель достигается тем, чта согласно способу динамической балансировки сборных роторов, заключающемуся в том, что определяют дисбалансы ротора в двух плоскостях, паворачи- 45 вают модуль ротора относительно базового модуля, определяют в двух плоскостях дисбалансы ротора с повернутым, модулем, определяют дисбалансы каждого модуля с учетом дисбаланса ротора 50 и проводят балансировку поворачиваемого модуля, проводят балансировку ротора с помощью временньгх балансировочных грузов, устанавливаемых в плоскостях коррекции на других 5 5 модулях, поворачивают модуль относительно базового и примыкающего к нему модул, дисбаланс ротора с по08 2 вернутым модулем определяют в плоскостях коррекции данного модуля, апредеЛяют контрольные значения угла и величины остаточного дисбаланса ротора в тех же плоскостях модуля, устанавливают на паворачиваемом модуле корректирующие грузы, вращают ротор, определяют остаточный дисбаланс ротора и, сравнивая остаточный дисбаланс ротора с его найденным контрольным значением и угловым положением, уточняют корректирующие грузы, устанавливаемые на модуле.
На чертеже представлен схематически сборный ротор, состоящий из четырех модулей, в исходном состоянии.
Способ реализуется следующим абразом.
В исходном состоянии ротора один из ега модулей выбирают в качестве базового, на который наносят систему отсчета углов и переносят начало отсчета углов на остальные модули.
Проводят балансировку ротора временными балансировачными грузами, при этом плоскости коррекции ротора выбирают вне поворачиваемого модуля.
На чертеже в качестве базового модуля показан модуль 1 с плоскостями 2 и 3 коррекции.
Поворачивают адин из модулей, например модуль 4 ротора, на заданный угол гч относительно базового и примыкающего к нему модуля. 7 и определяют дисбаланс ротора в плоскостях 2 и 3 коррекции модуля 4. По измеренным значениям угла и величины дисбаланса ротора в каждой плоскости коррекции модуля 4 рассчитывают значения угла и величину дисбаланса модуля, а также номинальные контрольные значения угла и дисбаланса ротора после устранения дисбаланса модуля
4 по следующим формулам значения дисбалансов модуля и ротора; углы дисбалансов модуля и ротора; угол поворота модуля относительно базового модуля в =э, Остконтр " " оос .контр Зрбт 2
Составитель И. Музычкина
Техред И.Асталош
Редактор О. Колесникова
Корректор Н. Король
Заказ 2!33/32 Тираж 897
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5
Подписное
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
3 11505 гдето, „,„ - номинальное контрольОст. кьнтр ное значение остаточного дисбаланса ротора; ост коитр — номинальное контрольное значение .угла остаточного дисбаланса ротора.
По найденным значениям дисбаланса модуля определяют корректирующие грузы модуля 4 и устанавливают их в плоскостях коррекции 5, 6. После установ- 1О ки корректирующих грузов модуля 4 раскручивают ротор и в тех же плоскостях 5, 6 коррекции модуля 4 определяют остаточные значения угла и величины дисбаланса ротора, Сравнивают их с номинальными контрольными значениями угла и величины остаточного дисбаланса ротора и уточняют дисбаланс ротора. При необходимости изменяют балансировочные грузы модуля 4. О
Для балансировки модуля 7 в плоскостях 8, 9 коррекции и модуля 10
08 4 в плоскостях 11, 12 коррекции все перечисленные операции повторяют.
Балансировку базового модуля про водят аналогично, выбрав за базовый модуль любой из модулей 4, 7, 10.
После балансировки всех модулей ротора с ротора снимают все ранее установленные временные балансировочные грузы, с помощью которых устраня-.
1 ется дисбаланс ротора.
Использование способа позволяет при одних и тех же погрешностях измерения углов и величин дисбалансов, определяемых точностными характеристиками балансировочного станка, повысить точность определения дисбалансов каждого модуля в число раз, равное числу модулей в роторе, и примерно во столько же раз повысить точность балансировки ротора в целом.