Ротор электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШНЫ по авт.св. № 253219, отличающийся тем, что, с целью повьшения надежности он снабжен датчиком частоты вращения, а трубопровод подачи хладагента снабжен насосом с регулятором частоты вращения двигателя насоса, соединеншлм электрически с датчиком частоты вращения и с указанным двигателем.

СОЮЗ COBETCHHX

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУЬЛИН (! 9) (! 1) 4(5!) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР по делаю изоь етений и отнРытий

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ

И ABTGPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

:Ф (61) 253219 (21) 3409810/24-0? (22) 22..03.82

{46) 15.04.85. Бюл. У 14 (72) В.Ф.Федоров, И.А.Кади, П.А.Ровинский, О.Н.Ощенков и В.Т.Жиляев (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт электромашиностроения (53) 621. 313. 713(088. 8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

Р 253219, кл. Н 02 К 1/32, 1968. (54) (57) РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ по авт.св. У 253219, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения надежности он снабжен датчиком частоты вращения, а трубопровод lid» дачи хладагента снабжен насосом с регулятором частоты вращения двигателя насоса, соединенным электрически с датчиком частоты вращения и с укаэанным двигателем.

1t 11507

Изобретение относится к электротехнике точнее к мощным электричес/ ким машйнам с жидкостным охлаждением обмоток ротора.

По основному авт.св. 11 253219 из-. вестен ротор электрической машины, в частности турбогенератора с жидкостным охлаждением, содержащий сборную камеру, образованную па крайней мере одним вращающимся и одним непод- 10. вижным цилиндрическим элементом, во внутренней полости камеры которого концентрична валу установлен неподвижный цилиндр, наружная новерхнасть которого со стороны обмотки снабже- 15 на кольцевым выступом, образующим при вращении ротора совместно с одним из вращающихся кольцевых элементов гидравлический затвор. Для циркуляции жидкости используется ее 20 центробежный напор, а жидкость в ротор подается от пастоянного источника с постоянным расходам Я .

Недостатком такого ротора является то, что при пуске и остановке 25 электрической машины, а также при существенном уменьшении или увеличении частоты вращения в установившихся режимах по абсолютному значению более примерно чем на 10-20%, 5а что возможно в автономных системах, например в гребных электрических установках, нарушается нормальное течение охлаждающей жидкости, вслед- . ствие чего возможно попадание.жидкости в свободное пространство электрической машины, что недопустимо.

Это объясняется следующим. Напор (Н).жидкости, создаваемый при вращении ротора за счет центробежной силы, должен быть прямо пропорционален квадрату расхода жидкости Н=К,(}, где К - коэффициент пропорцианаль1 йасти.

Центробежная сила . 45

@ Н ерш g + раз ность радиус ав впускного и выпускного каналов охлаждающей жидкостив 5О коэффициент нропорпиональности угловая частота вращения ото а. р р

Тайм образом К Q =К ц, т.е, должна выполняться условие Я R59.

Указанное соотношение является приближенным, поэтому расход жидкости, 02 2 т.е. объем жидкости, подаваемый в ротор, должен быть примерно прямо пропорционален частоте вращения ротора.

Цель изобретения — повышение надежности.

Укаэанная цель достигается автоматическим регулированием расхода охлаждающей жидкости при пуске и останове ротора. Для этого ротор электрической машины, преимущественно турбогенератора с жидкостным охлаждением, содержащий сборную камеру, образованную по крайней мере одним вращающимся и одним неподвижным ци- " линдрическим элементом, во внутренней полости камеры которого концентрична валу установлен неподвижный цилиндр, наружная поверхность которого со стороны обмотки снабжена кольцевым выступом, образующим при вращении ротора совместно с одним из вращающихся кольцевых элементов гидравлический затвор, снабжен датчиком частоты вращения, а трубопро.— вод подачи хладагента снабжен насосом с регулятором частоты вращения двигателя насоса, соединенным электрически с датчиком частоты вращения и с указанным двигателем.

На чертеже изображен ротор.

Предлагаемая конструкция содержит кожух сливной камеры 1, собственно бочку 2 ротора, вращающийся цилиндрический элемент 3 сливной камеры, неподвижный цилиндрический элемент 4, неподвижный цилиндр 5, кольцевой выступ 6, каналы ? для подвода жидкости в обмотку, каналы 8 для отвода жидкости, уплотнения 9, насос 10 для подачи охлаждающей жидкости в статор, трубопровод 1 1 подачи охлаждакнцей жидкости в статор, нерегулируемый двигатель 12 насоса 10, насос

13 для подачи охлаждающей жидкости в ротор, трубопровод 14 подачи охлаж" дающей жидкости в ротор, регулируемый двигатель 15 насоса 13, регулятор 16 двигателя насоса 13 с функциональным преобразователем, датчик

17 частоты вращения ротора.

Регулятор двигателя с функцианальныи преобразователем обеспечивает регулирование частоты вращения двигателя так, чтобы подача жидкости в ротор соответствовала условию Я=

К ц с небольшой поправкой, которая

3 1150702 4 должна быть определена эксперимен- сели от частоты вращения ротора. тально для каждого генератора. . предлагается также устаноВить для

Конструктивно регулятор частоты охлаждения турбогенератор, два насо вращения двигателя насоса соединен са, каждый со своим трубопроводом и с двигателем и датчиком частоты вра- двигателем: нерегулируемый двигатель

5 щения электрическими цепями. Для то- 12 для насоса 10 охлаждения статора го, чтобы охлаждение статора и, сле- и регулируемый двигатель 15 длн на+ довательно, нагрузка машины не- зави- соса 13 охлаждения ротора.

Составитель д,Карцева

Р дактор К.Волощук Техред А.Бабинец Корректор 0.Тигоp

Заказ 2157/41 Тираж 646 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д.4/5 филиал IIIIH "Патент", r. Óæðoðñä, ул. Проектная, 4.