Устройство для смазки подшипников шатуна двигателя внутреннего сгорания

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ СМАЗКИ ПОДШИПНИКОВ ШАТУНА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащее каналы в коленчатом валу для подвода масла к подшипнику нижней головки шатуна, смазочную канавку на внутренней поверхности в боковой зоне подшипника нижней головки, питаюшую канавку на опорной поверхности последней, отверстия в подшипнике нижней головки для сообщения смазочной и питающей канавок и канал в шатуне для подвода масла к подшипнику верхней головки шатуна, сообщенный с питающей канавкой, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности смазки подшипника нижней головки шатуна путем обеспечения резервной подачи масла к нему, питающая канавка размещена в нижней части нижней головки шатуна и ее верхние кромки расположены в зоне над отверстиями подшипника , причем объем питающей канавки выполнен больше суммарного объема смазочной канавки и канала шатуна, а канал шатуна сообщен с питающей канавкой в зоне под отверстиями подшипника. сл Од О5

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

4(ЮР 01 М 1/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3480547/25-06 (22) 12.08.82 (46) 23.04.85. Бюл. № 15 (72) 1О. А. Габов, Е. В. Маркелов и В. Н. Прокопьев (71) Производственное объединение «Турбомоторный завод» им. К. Е. Ворошилова (53) 621.43.233 (088.8) (56) Патент США № 4201176, кл. 123 — 196, опублик. 1980. (54) (57) УСТРОИСТВО ДЛЯ СМАЗКИ

ПОДШИПНИКОВ ШАТУНА ДВИГАТЕЛЯ

ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащее каналы в коленчатом валу для подвода масла к подшипнику нижней головки шатуна, смазочную канавку на внутренней поверхности в боковой зоне подшипника нижней,„яц„„1151696 д головки, питающую канавку на опорной поверхности последней, отверстия в подшипнике нижней головки для сообщения смазочной и питающей канавок и канал в шатуне для подвода масла к подшипнику верхней головки шатуна, сообщенный с питающей канавкой, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности смазки подшипника нижней головки шатуна путем обеспечения резервной подачи масла к нему, питающая канавка размещена в нижней части нижней головки шатуна и ее верхние кромки расположены в зоне над отверстиями подшипника, причем объем питающей канавки выполнен больше суммарного объема смазочной канавки и канала шатуна, а канал шатуна сообщен с питающей канавкой в сзоне под отверстиями подшипника. ф

1 151696

Составитель О. Ругарева

Техред И. Верес Корректор А. Тяско

Тираж 497 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 l 3035, Москва, ж — 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор А. Шандор

Заказ 2282/24

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к устройствам для смазки подшипников нижней и верхней головок шатуна двигателя внутреннего сгорания.

Целью изобретения является повышение надежности смазки подшипника нижней головки шатуна путем обеспечения резервной подачи масла к нему.

На чертеже представлена схема устройства для смазки подшипников, шатуна двигателя внутреннего сгорания, продольный разрез.

Устройство для смазки нижнего подшипника 1 и верхнего подшипника 2 шатуна 3 двигателя внутреннего сгорания содержит центральный канал 4 и радиальные каналы 5 в коленчатом валу 6 для подвода масла к подшипнику 1 нижней головки 7 шатуна 3, смазочные канавки 8 на внутренней поверхности в боковой зоне подшипника 1, питающую канавку 9 на опорной поверхности нижней головки 7 шатуна

3, нижние и верхние отверстия 10 и 11 соответственно в подшипнике 1 для сообщения смазочных канавок 8 с питающей канавкой 9, а также каналы 12 и 13 в шатуне 3 для подвода масла к подшипнику

2 верхней головки 14 шатуна 3. Питающая канавка 9 размещена в нижней части нижней головки 7 шатуна 3, а верхние кром ки 15 питающей канавки 9 расположены в зоне над отверстиями 11 подшипника 1.

Каналы 12 шатуна 3 сообщены с питающей канавкой 9 при помощи отверстий

16 в зоне под отверстиями 10 подшипника 1, а объем питающей канавки 9 выполнен больше суммарного объема смазочных канавок 8 и каналов 12 и 13 шатуна 3.

Устройство работает следующим образом.

При работе двигателя масло нагнетается насосом системы смазки через каналы 4 и 5 коленчатого вала 6 в смазочные канавки

8 и к поверхности трения вкладыща подшипника 1 нижней головки 7 шатуна 3.

Из смазочных канавок 8 через отверстия

10 и 11 масло поступает в питающую ка5

Зо.навку 9, а из нее через отверстия 16 по каналам 12 и 13 к подшипнику 2 верхней головки 14 шатуна 3. После останова двигателя масло, находящееся в части А питающей канавки 9 ниже уровня отверстий

10, остается в канавке 9. При пуске двигателя масло, находящееся в части А питающей канавки 9, под действием сил инерции, возникающих при движении шатуна

3, подается в верхние части Б и Д, питающей канавки 9, заполняет их и сначала через отверстия 11, а затем через отверстия 10 поступает в смазочные канавки 8 и к поверхности трения вкладыша подшипника 1. В отверстия 16, расположенные ниже уровня отверстий 10 и 11, и к подшипнику 2 верхней головки 14 масло поступает лишь после заполнения смазочных канавок 8.

Заполнение маслом смазочных канавок 8 из питающей канавки 9 происходит циклически, при каждом обороте коленчатого вала 6 и до тех пор, пока не израсходуется на смазывание подшипников 1 и 2 весь объем резервного запаса масла, равный разнице объемов нижней А и верхних частей Б и В питающей канавки 9, или пока не поступит масло в смазочные канавки

8 из каналов 4 и 5 от насоса. Таким образом, как и при пуске двигателя, происходит смазывание подшипника 1 нижней головки 7 шатуна 3 на работающем двигателе в случае полного прекращения или недостаточной подачи масла от насоса.

Выполнение объема питающей канавки

9 больше суммарного объема смазочных канавок 8 и каналов 12 и 13 шатуна 3 и сообщение каналов 12 шатуна с питающей канавкой 9 в зоне под нижними отверстиями 10 подшипника I обеспечивает резервную подачу масла из канавки 9 в первую очередь к смазочным канавкам 8 подшипника 1 нижней головки 7, предотвра-щая сухое трение вкладыша подшипника

1 о вал 6 и снижая износ трущихся пар.