Питательный насос

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ПИТАТЕЛЬНЫЙ НАСОС, содержащий размещенные в корпусе с всасывающим и напорным патрубками вал ротора с рабочими колесами, установленный в подшипниках скольжения, и систему смазки, сообщенную с подшипниками скольжения, отличающийся тем, что, с целью улучшения условий техники безопасности путем снижения давления в системе смазки, на валу со стороны напорного патрубка выполнен участок меньшего диаметра, подшипник, размещенный со стороны последнего установлен с возможностью осевого перемещения, при этом насос снабжен системой перемещения подшипника, включающий сервопоршень с переключающим устройством и измерителем давления в напорном патрубке, кинематически связанный с подшипником, а в систему смазки введено отключающее устройство, соединенное с подшипником.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3673634/25-06 (22) 12. 12.83 (46) 23.04.85. Бюл. № 15 (72) О. А. Кашников, Л. М. Ронкин, Г. Я. Фальшпун и Е. Л. Шифрин (53) 621.671 (088.8) (56) 1. Ломакин А. А. Центробежные и осевые насосы. М., «Машиностроение», 1966, с. 325.

2. Грянко Л. П., Папир А. П. Лопастные насосы. Л., «Машиностроение», 1975, с. 401. (54) (57) ПИТАТЕЛЬНЫЙ НАСОС, содержащий размещенные в корпусе с всасывающим и напорным патрубками вал ротора с рабочими колесами, установленный в под„,Я0„„1151720 A

4(59 F 04 D 29/66 шипниках скольжения, и систему смазки, сообщенную с подшипниками скольжения, отли«ающийся тем, что, с целью улучшения условий техники безопасности путем снижения давления в системе смазки, на валу со стороны напорного патрубка выполнен участок меньшего диаметра, подшипник, размещенный со стороны последнего установлен с возможностью осевого перемещения, при этом насос снабжен системой перемещения подшипника, включающий сервопоршень с переключающим устройством и измерителем давления в напорном патрубке, кинематически связанный с подшипником, а в систему смазки введено отключающее устройство, соединенное с подшипником.

1151720

Изобретение относится к гидромашиностроению, а более конкретно к системам питания паровых котлов.

Известен питательный насос для питания паровых котлов электростанций, содержащий ротор, включающий в себя вал, вращающийся в двух подшипниках, рабочие колеса, муфту сочленения с приводом, разгрузочный диск, и корпус с всасывающим и нагнетательным патрубками и камерой разгрузки, опирающийся на раму (1).

Недостатками насоса являются низкая надежность и неудовлетворительные виброшумовые характеристики вследствие невозможности с достаточной точностью оценить влияние щелевых уплотнений, являющихся дополнительными опорами, на положение ротора во время работы насоса на режимах с большими перепадами давления на щелевом уплотнении между последней ступенью и разгрузочной камерой. В результате изменяется упругая линия ротора, появляется биение шеек вала подшипников, вал испытывает знакопеременную нагрузку от усилий (реакций) подшипников. Особенно существенно влияние реакций ближайшего к разгрузочному диску подшипника, так как гидравлическая опора, появляющаяся в районе щелевого уплотнения между последней ступенью и разгрузочной камерой, наиболее жесткая, вследствие повышенного (в 4 — 6 раз) перепада давления на этом щелевом уплотнении по сравнению с остальными щелевыми уплотнениями.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является питательный насос, содержащий размещенный в корпусе с всасывающим и напорным патрубками вал ротора с рабочими колесами, установленный в подшипниках скольжения, и систему смазки, сообщенную с подшипниками скольжения, причем один из подшипников выполнен гидростатическим (2).

Недостатком известного насоса является неудовлетворительные условия техники безопасности, обусловленные необходимостью использования источника рабочей жидкости высокого давления (60 кгс/см ) для работы гидростатического подшипника и связанной с этим разветвленной системы трубопроводов высокого давления и переключающих устройств — системы обеспечения работы насоса.

Цель изобретения — улучшение условий техники безопасности путем снижения давления в системе смазки.

Указанная цель достигается тем, что в питательном насосе, содержащем размещенные в корпусе со всасывающим и напорным патрубками вал ротора с рабочими колесами, установленный в подшипниках скольже5

Зо

55 ния, и систему смазки, сообщенную с подшипниками скольжения, на валу со стороны напорного патрубка выполнен участок меньшего диаметра, подшипник, размещенный со стороны последнего установлен с возможностью осевого перемещения, при этом насос снабжен системой перемещения подшипника, включающий сервопоршень с переключающим устройством и измерителем давления в напорном патрубке, кинематически связанный с подшипником, а в систему смазки введено отключающее устройство, соединенное с подшипником.

На чертеже изображен питательный насос.

Питательный насос содержит размещенные в корпусе 1 со всасывающим 2 и напорным 3 патрубками вал ротора 4 с рабочими колесами 5, установленный в подшипниках

6 и 7 скольжения и систему 8 смазки, сообщенную с подшипниками скольжения, со стороны напорного патрубка 3 на валу выполнен участок меньшего диаметра 9, один из подшипников 7 установлен с возможностью осевого перемещения, при этом насос снабжен системой перемещения подшипника, включающей сервопоршень 10 с переключающим устройством 11 и измерителем

12 давления в напорном патрубке 3, кинематически связанный с подшипником 7, а в систему смазки введено отключающее устройство 13, соединенное с подшипником 7.

Устройство работает следующим образом.

При пуске и остановке, когда влияние щелевых уплотнений мало и не оказывает влияние на положение ротора, насос работает на обоих подшипниках. Вода поступает в насос через патрубок 2 и подается через патрубок 3 в котел. Подшипник 7 находится в положении, изображенном на чертеже.

Давление на выходе насоса, при котором начинается влияние щелевых уплотнений на положение ротора и вызывающее биение вала 4 относительно подшипника 7, фиксируется измерителем 12 давления. Измеритель 12 давления выдает команды переключающему органу 11 на подвод смазки в правую полость сервопоршня 10 и на слив масла из левой полости сервопоршня 10, и отключающему элементу 13 на прекращение подвода смазки к подшипнику 7. Поршень 10 перемещается влево и передвигает подшипник 7 таким образом, что его вкладыши оказываются напротив участка меньшего диаметра 9. В этом случае опорами ротора являются подшипник 6 и гидравлические опоры, образовавшиеся в щелевых уплотнениях.

Использование предлагаемого изобретения позволяет улучшить условия техники безопасности путем снижения давления в системе смазки.