Механизм переключения зубчатых передач
Иллюстрации
Показать всеРеферат
МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ, содержащий цилиндрические колеса с торцовыми поверхностями зубьев колеса, одни из которых выпуклые, а другие вогнутые, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности включения и уменьшения износа, выпуклая поверхность каждого торцового зуба колеса срезана плоскостью, проходящей через плоскость вращения, а касательная, проведенная к максимальной точке вогнутости зуба, расположена к плоскости вращения под углом 8-12°. сд оо 00
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
4(59 Г 16 Н 25 14
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3658146/25-28 (22) 12.08.83 (46) 23.04.85. Бюл. № 1.5 (72) В. Н. Баскаков, С. Б. Иваниди, С. П. Козырев, Л. М. Лельчук, А. Л. Лельчук, Н. И. Селезнев, М. Е. Семенов, В. П. Шевчук и Е. И. Тескер (71) Подмосковный филиал Государственного союзного ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательского тракторного института и Волгоградский тракторный завод им. Ф. Э. Дзержинского (53) 621.831 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 996775, кл. F 16 Н 25/14, 1981 (прототип).
„„SU„„1151733 A (54) (57) МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ
ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ, содержащий цилиндрические колеса с торцовыми поверхностями зубьев колеса, одни из которых выпуклые, а другие вогнутые, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности включения и уменьшения износа, выпуклая поверхность каждого торцового зуба колеса срезана плоскостью, проходящей через плоскость вращения, а касательная, проведенная к максимальной точке вогнутости зуба, расположена к плоскости вращения под углом 8 — 12 .
1151733
1 ц„ l @
wl
Составитель P. Ожина
Редактор С. Патрушева Техред И. Верес Корректор О. Билак
3а каз 2292/26 Тираж 898 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к тракторному машиностроению, в частности к шестерням непостоянного зацепления коробки передач.
Известен механизм переключения зубчатых передач, содержащий цилиндрические колеса с торцовыми поверхностями зубьев колеса, одни из которых — выпуклые, а другие — вогнутые (1) .
Недостатками известной передачи являются вероятность попадания зубьев ведущего колеса в пространство между зубьями ведомого с учетом люфтов и неточность изготовления (не превышает 20%), вызывающие необходимость многократного разгона первичного вала и включения передачи, что приводит к износу зубьев.
Целью изобретения является повышение надежности включения и уменьшение износа.
Указанная цель достигается тем, что в механизме переключения зубчатых передач, содержащем цилиндрические колеса с торцовыми поверхностями зубьев колеса, одни из которых выпуклые, а другие вогнутые, выпуклая поверхность каждого тор цового зуба колеса срезана плоскостью, проходящей через плоскость вращения, а касательная, проведенная к максимальной точке вогнутости зуба, расположена к плоскости вращения под углом 8 — 12 .
На фиг. 1 изображена кинематическая схема механизма; на фиг. 2 — поверхности торцов зубьев; на фиг. 3 — вид А и Б на фиг. 2.
Механизм переключения зубчатых передач состоит из подвижного зубчатого колеса 1, установленного на шлицевом валу 2, и неподвижного в осевом направлении зубчатого колеса 3, установленного на валу 4.
Механизм переключения зубчатых передач работает следующим образом.
При включении передачи, т.е. при перемещении вращающего зубчатого колеса 1 по валу 2 осевым усилием, перед входом зубьев в зацепление с колесом 3 происходит соударение их торцов. При этом включение может происходить по двум вариантам.
1. Когда ведущее колесо заторможено, оно под действием осевого усилия вводится в пространство между зубьями ведомого колеса. Касательная, проведенная к максимальной точке вогнутости зуба, расположена к плоскости вращения под углом 8 — 12 и срез поверхности каждого зуба, плоскостью проходящей через плоскость вращения, обеспечивают включение передачи на 90 — 95%.
2. Когда ведущее колесо вращается, то перед вводом в зацепление с неподвижным
25 колесом происходит соударение по 3 — 10 зубьям (в зависимости от скорости вращения колес) .
Экономический эффект от внедрения изобретения заключается в увеличении сроков службы коробки передач, уменьшении затрат на изготовление шестерен и сокращении затрат на запасные части.