Закрытая электрическая машина
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ЗАКРЫТАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА , содержащая статор, ротор с валом , оребренную станину, вентилятор наружного обдува и подшипниковые щиты с отверстиями, в которых установлеf г J fj 7 А f я л g ///j jf7// / / /tmyiyH mteggasBfafec ны теплопередающие стержни, внутренняя часть которых расположена в полости машины в зоне между лобовыми частями обмотки и подшипниковым щитом, а наружная - в зоне выхода вентиля- . тора наружного обдува, отличающ а я с я тем, что, с целью повышения интенсивности охлаяздения, на валу ротора в зоне между лобовыми частями обмотки и подшипниковым щитом закреплена спица, на которой установлен ролик, а теплопередающие стержни установлены в щите с возможностью радиального перемещения и -примыкают к гибкому кольцу, огибающему ролик и соединенному с подшипниковым щитом 3 пружинами сжатия, расположенными на (Л теплопередаюп их стержнях, которые выполнены из материала с высоким коэффициентом , теплопроводности. :л N9 о VI
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (l9} (Н) g(s() Н 02 К 9/20
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 г.у177 4
1ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3589438/24 — 07 (22) 13.05.83 (46) 23.04.85.Бюл. ¹ 15 (72) А.И.Яковлев, О.Н;Костиков и А.N.Ôåäþmêèí (71) Харьковский ордена Ленина авиационный институт им. Н.Е.Жуковского (53) 621. 313. 713 (088. 8) (56) 1. Борисенко А.И., Данько В.Г и Яковлев А.И. Аэродинамика и теплопередача в электрических машинах. М., "Энергия", 1974, с. 314.
2. Авторское свидетельство ЧССР № 149272, 21 d. 56/04, 1973. (54) (57) ЗАКРЫТАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА, содержащая статор, ротор с валом, оребренную станину, вентилятор наружного обдува и подшипниковые щиты с отверстиями, в которых установлены теплопередающие стержни, внутренняя часть которых расположена в полости машины в зоне между лобовыми частями обмотки и подшипниковым щитом .а наружная — в зоне выхода вентилятора наружного обдува, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения интенсивности охлаждения, на валу ротора в зоне между лобовыми частями обмотки и подшипниковым щитом закреплена спица, на которой установлен ролик, а теплопередающие стержни установлены в щите с возможностью радиального перемещения и примыкают к гибкому кольцу, огибающему ролик и соединенному с подшипниковым щнтом пружинами сжатия, расположенными на теплопередающих стержнях, которые выполнены из материала с высоким коэффициентом теплопроводности.
071
1 1152
Изобретение относится к электротехнике, преимущественно к закрытым электрическим машинам с воздушным охлаждением.
Известна закрытая электрическая машина, отвод теплоты от которой осуществляется обдувом оребренной стани"" (13.
Недостатком этой машины является слабый отвод теплоты от ротора и ло- 1g бовых соединений обмотки статора вследствие малой интенсивности циркуляции внутреннего;воздуха и малой площади тепловоспринимающей поверхности свисающих частей станины. 15
Наиболее близка к предлагаемой закрытая электрическая машина, содержащая статор, .ротор с валом, оребренную станину, вентилятор наружного обдува и подшипниковые щиты с отверстия- щ ми в которых установлены теплопередающие стрежни,внутренняя часть которых расположена в полости машйны в зоне между лобовыми частями обмотки и подшипниковым щитом, а чаружная— в зоне выхода вентилятора наружного обдува (21 .
Однако в известной электромашине расположенные снаружи участки теплопередающих стержней создают большое гидравлическое сопротивление потоку воздуха от вентилятора наружного обдува, вследствие чего интенсивность охлаждения оребренной станины, где осуществляется основной отвод теплоты от электромашины, оказывается низ-З5 ким. ному с подшипниковым щитом пружинами сжатия, расположенными на теплопередающих стержнях, которые выполнены из материала с высоким коэффициентом теплопроводности.
Такое выполнение системы теплопередающих стержней позволяет вводить в поток воздуха, создаваемый вентилятором наружного обдува, попеременно лишь часть стержней, что снижает гидравлическое сопротивление тракта от вентилятора до оребрения станины и тем самым улучшает ее охлаждение.
На фиг. 1 изображена предлагаемая закрытая электромашина, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез А-A на фиг. 1.
Электромашина содержит статор 1, ротор 2, оребренную станину.3, подшипниковые щиты 4 с теплопередающими стержнями 5 и вентилятор 6 наруж — . ного обдува. Стержни 5 подвижно установлены в отверстиях цилиндрической части щита 4 и попарно соединены перемычками 7. Другие концы стержней закреплены на гибком кольце 8, выполненном из эластичного материала. Это кольцо связано с подшипниковым щитом
4 пружинами 9 сжатия, надетыми на теплопередающие стержни 5. С гибким кольцом 8 контактирует ролик 10, ось которого укреплена на спице 11, зафиксированной на валу 12 ротора. Ролик 10, гибкое кольцо 8 и стержни 5 размещены между торцовой частью подшипникового щита и лобовыми частями
l3 обмотки статора.
Цель изобретения — повышение интенсивности охлаждения электромашины.
Указанная цель достигается тем, 40 что в закрытой электрической машине, содержащей статор, ротор с валом, оребренную станину, вентилятор наружного обдува и подшипниковые щиты с отверстиями, в которых установлены 45 теплопередающие стержни, внутренняя часть которых расположена в полости машины в зоне между лобовыми частями обмотки и подшипниковым щитом, а наружная — в зоне выхода вентилято-50 ра наружного обдува, на валу ротора в зоне между лобовыми частями обмотки и подшипниковым щитом закреплена спица, на которой установлен ролик, а теплопередающие стержни установле- 55 ны в щите с возможностью радиального перемещения и примыкают к гибкому кольцу, огибающему ролик и соециненПри работе электромашины вращающийся вал приводит в движение спицу
11, вследствие чего ролик 10 обкатывается по гибкому кольцу 3, деформи- руя его и выводя в наружный поток воздуха стержни 5 поочередно один за другим. Стержни, не поджатые изнутри машины роликом 10, вдвигаются внутрь ее пружинами 9, упирающимися в гибкое кольцо, к которому стержни прикреплены. Находящиеся внутри ма— шины стержни 5 накапливают теплоту, отбирая ее от воздуха, циркулирующего в зоне лобовых соединений обмотки статора под воздействием лопаток ротора. Выдвигаясь затем в поток воздуха, создаваемый вентилятором 6 наружного обдува, стержни 5 отдают аккумулированную теплоту этому потоку.
Поскольку интенсивность наружного ло1152071
Составитель А. Карцева
Редактор А.Козориз Техред Л.Микеш Корректор И.Эрдейи
Заказ 2339/43 Тираж 646 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная, 4 тока выше, чем интенсивность цирку— ляции воздуха внутри машины, теплота, аккумулированная стержнем за время пребывания его внутри машины, успевает перейти к наружному воздуху при незначительном времени нахождения стержня снаружи,подшипникового щита.
1 I
Для повышения эффективности теплоотвода стержни изготавливаются из материала с высоким коэффициентом темйературопроводности.