Способ контроля процесса диффузионной сварки
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА ДИФФУЗИОННОЙ СВАРКИ рабочего колеса турбомашины, состоящего из бандажа и колеса с лопатками, по деформации лопаток, отличающийся тем, что, с целью повышения точности, процесс сварки ведут при преимущественном нагреве бандажа и определяют момент окончания деформации по вьфавниванию температур на боковых поверхностях бандажа и колеса. (О
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
4(1) В 23 К 20/00//20/.14
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
110 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЬТИЙ (21) 3632918/25-27 (22) 17.06.83 (46) 30.04.85. Бюл. № 16 (72) В.M. Дробчик, В.А. Исаев, В.Г. Ломоносов, И.С. Любашенко и Н.А. Кондрашин (53) 621.791.66(088.8) (56) Шестаков А.И, Об эффекте электромагнитного излучения при деформации металлов применительно к сварке давлением. — "Сварочное производство", 1981, ¹ 55, с. 4-6. .Казаков Н.Ф. и др. Исследование и разработка технологии соединения деталей рабочих колес малоразмерных турбин методом диффузионнбй сварки.—
В сб.: Диффузионное соединение в вакууме. M., АНИЛДС, 1973, с. 96-101.
„„SU „„1152748 (54) (57) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА
ДИФФУЗИОННОЙ СВАРКИ рабочего колеса турбомашины, состоящего из бандажа и колеса с лопатками, по деформации лопаток, отличающийся тем, что, с целью повышения точности, процесс сварки ведут при преимущественном нагреве бандажа и определяют момент окончания деформации по выравниванию температур на боковых поверхностях бандажа и колеса.
1 152748
Составитель В.Петросян
Редактор Л. Веселовская Техред С.Мигунова . Корректор С.Шекмар
Тираж 1086 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 2392/11
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная. 4
Изобретение относится к области сварки давлением с подогревом, в частности к диффузионной сварке, и . может быть использовано при производстве колес турбомашины. 5
Целью изобретения является повышение точности контроля момента окончания сварки.
Способ осуществляют следующим образом.
Рабочее колесо 1 с лопатками 2 и бандажом 3 устанавливают на подставку 4 внутри нагревателя 5. Нагреватель 5 устанавливают так, чтобы преимущественно нагревалось основа- 15 ние бандажа 3. В процессе нагрева происходит теплопередача от бандажа
3 через зону сварки 6 лопатки 2 к колесу 1. По достижении необходимой температуры в зоне сварки 6 яркость 2О свечения боковой поверхности 7 колеса 1 будет ниже яркости свечения боковой поверхности 8 бандажа 3 вследствие наличия зазора 9 между кольцевыми буртами, препятствующего 25 теплопередаче. В процессе деформирования лопаток 2 зазор 9 оказывается выбранным, прп этом происходит выравнивание температур на боковых поверхностях 7 и 8, что позволяет точно установить момент окончания сварки . . Замер температур на боковых поверхностях осуществляют посредством, например, фотопирометра.
Пример. Производят диффузионную сварку партии (20 шт.) рабочих колес турбомашины диаметром
100 мм и высотой 25 мм из титанового сплава ВТЗ-1. Режим сварки: Т нагре— ва = 950 С, P = 0,9 кгс/мм т = 15 мин.
Величина зазора 0,25 мм. В процессе сварки ведут преимущественный нагрев бандажа. Сварку прекращают после выравнивания температуры на боковых поверхностях бандажа и колеса. В сва— ренных колесах нет деформированных лопаток. Сваренные колеса выдерживают механические испытания на отрыв бандажа от колеса при усилии отрыва в 10т.
Использование изобретения позволит повысить точность контроля процесса диффузионной сварки при изготовлении колес турбомашин.