Самоустанавливающийся подшипник
Иллюстрации
Показать всеРеферат
САМОУСТАНАВЛИВАЮЩИЙСЯ ПОДШИПНИК , содержащий установленные коаксиально наружное кольцо со сферической внутренней поверхностью и внутреннее кольцо с радиальными каналами, заполненными смазочным материалом , отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы за счет увеличения нагрузочной способности, он снабжен подпружиненными шариками из материала с твердостью, большей твердости смазочного материала, радиальные каналы на внутреннем кольце выполнены в виде сквозных ступенчатых отверстий , обращенных меньшими диаметрами к центру подшипника, а в ступенях большего диаметра размещены указанные подпружиненные шарики с возможностью взаимодействия со сферической поверхностью наружного кольца и со смазочным материалом, размещен (Л ным в ступенях меньшего диаметра. ел
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
2 А
4 (5 I) F 16 С 19/50
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3454799/25-27 (22) 17.06.82 (46) 30.04.85. Бюл. И 16 (72) Г.М. Папцов, P.Â. Коросташевский и В.И. Пономарев (71) Московский институт электронного машиностроения (53) 621.822.6(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР и 301466, кл. F 16 С 19/50, 1971.
Патент США Ф 3815964, . кл. 308-78, 1974. (54)(57) САМОУСТАНАВЛИВАЮЩИЙСЯ ПОДШИПНИК, содержащий установленные коаксиально наружное кольцо со сферической внутренней поверхностью и внутреннее кольцо с радиальными каналами, заполненными смазочным материалом, отличающийся тем, что, с целью повьппения надежности работы за счет увеличения нагрузочной способности, он снабжен подпружиненными шариками из матери- ала с твердостью, большей твердости смазочного материала, радиальные каналы на внутреннем кольце выполнены в виде сквозных ступенчатых отверстий, обращенных меньшими диаметрами к центру подшипника, а в ступенях большего диаметра размещены указанные подпружиненные шарики с возможностью взаимодействия со сферической поверхностью наружного кольца и со смазочным материалом, размещенным в ступенях меньшего диаметра.
1153132
30
Составитель В. Баклыков
Редактор С. Тимохина Техред А.Бабинец
Корректор A. Бимокосов
Заказ 2478/30 Тираж 812
ВНИИПИ Государственпого комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Г1осква, Ж-35, Раушская наб,, д, 4/5
Подписное
Филиал ППЛ "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относитс.я к машиностроению, а именно к самоустанавливающимся подшипникам, применяеМым в узлах сухого и граничного трения.
Целью изобретения является повыше- ние надежности работы самоустанавливающегося подшипника за счет увеличения нагрузочной способности с помощью подпружиненных шариков из материала с твердостью, большей твердости сма- 10 эочного материала, и выполнения радиальных каналов на внутреннем кольце в виде ступенчатых отверстий.
На чертеже схематически представ- 15 лено устройство самоустанавливающегося подшипника.
Самоустанавливающийся подшипник содержит установленные коаксиально наружное кольцо 1 со сферической внутренней поверхностью и внутреннее кольцо 2 с радиальными каналами 3.
Радиальные каналы 3 на внутреннем кольце выполнены в виде сквозных ступенчатых отверстий, обращенных меньшими диаметрами к центру подшипника. В ступенях большого диаметра ,размещены шарики 4, подпружиненные упругими шайбами 5 со сквозными отверстиями. Подпружиненные шарики 4 выполнены из материала с твердостью, большей твердости смазочного материала, размещенного в ступенях меньшего диаметра ° Шарики 4 удерживаются в отверстиях каналов 3 эа счет рас" кернивания сферической поверхности внутреннего кольца 2. ю
Внутреннее кольцо 2 выполнено из антифрикционного материала, например бронзы, и опирается на цапфу 6.
Подшипник работает следующим образом.
При наличии качательного движения цапфы внутреннее кольцо 2 разворачивается относительно наружного кольца 1, взаимодействуя с ним подвижными точечными площадками шариков 4.
При этом равномерность распределения нагрузки по шарикам 4 и повышение вибропрочности подшипника достигаютrR за счет упругости шайб 5, а сила трения значительно снижается за счет уменьшения площади контакта и его дополнительной (за счет проворачивания шариков в отверстиях) подвижности. При вращательном движении цапфы 6 внутреннее кольцо 2 работает как плавающая втулка по двум поверхностям трения цапфы 6 и наружного кольца. При этом обеспечивается самоустановка подшипника в цапфе 6 и, соответственно, снижается его скорость скольжения, Применение предлагаемого подшипника, например, в устройстве для передачи вращения в вакуум, где подшипник предназначен для разгрузки герметиэирующего элемента (сильфона) от напряжений сдвига, позволяет увеличить долговечность ввода и снизить при этом потери на трение,