Шлицевое соединение
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. ШГОЩЕВОЕ СОЕДИНЕНИЕ, содержащее ишицевые вал и втулку и размещенный между ними кольцевой вкладапп , отличаю.щееся тем, что, с целью повьшенИя надежности и долговечности, на наружной и внутренней поверхностях вкладьша, установленного на валу с зазором, выполнены шлицы, а коэффициент трения пары вкладыш - вал меньше коэффициента трения пары вкладьпи - втулка. 2.Соединение по п. 1, отличающееся тем, что размеры вкладыша выбираются из условия Г где J ,D - диаметры делительных окружностей соответственно внутренних и наружных шлицев вкладыша; fu. ,pH коэффициенты трения соответственно во внутренних (Л и наружных шлицевых вклас дьш1ах. 3.Соединение по п. 1, отличающееся тем, что в зону сопряжения вал - втулка введена смазка.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУВЛИН (l9) (1!1
4(5!1 F 16 D 1/06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
1 с
;.ф F
Н АВТОРСКОМ У СВИДЕТЕЛЬСТВУ
&Г
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3652947/25-27 (22) 13.07.83 (46) 30.04.85. Бюл. К- 16 (72) В,Я. Анилович, А.С. Гринченко, А.В. Ужвюк, Г.Е. Огий, N.À. Губин и Л.В. Благутина (71) Харьковский институт механизации и электрификации сельского хозяйства (53) 621.825(088..8) (56) Авторское свидетельство СССР
Р 714083, кл. Г 16 Н 55/04, 1978.
Авторское свидетельство СССР и 583340, кл. F 16 D 1/06, 1975. (54)(57) 1. ШЛИ1 EBOE СОЕДИНЕНИЕ, содержащее шлицевые вал и втулку и размещенный между ними кольцевой вкладыш, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повьппения надежности и долговечности, на наружной и внутренней поверхностях вкладыша, установленного на валу с зазором, выполиены шпицы, а коэффициент трения пары вкладьпп — вал меньше коэффициента трения пары вкладыш — втулка.
2. Соединение но и, 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что размеры вкладыша выбираются из условия где с), 2 — диаметры делительных окружностей соответственно внутренних и наружных шлицев вкладыша; (> н, „ — коэффициенты трения соответственно во внутренних и наружных шлицевых вкладышах, 3, Соединение по и. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что в зону сопряжения вал — втулка введена смазка.
1 153
Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в шлицевых соединениях, работающих в условиях перекоса осей и осевого смещения.
Целью изобретения является повышение надежности и долговечности.
Укаэанная цель достигается тем, что на поверхностях вкладыша, обращенных к валу и втулке, выполнены ответные шлицы, вкладьпп устачовлен на валу с зазором, в зону сопряжения вал — вкладыш введена смазка, а отношение диаметров шлицевых поверхностей удовлетворяет условию
15
При вращении детали 2 крутящий момент передается от нее через шлицевое сопряжение 2 — 3 на кольцевой вкладыш и далее через шлицевое сопряжение детали 3 на деталь 1. При 4 работе шлицевого соединения в усло- . виях монтажного перекоса осей соединяемых деталей, т.е. деталей 1 и 2, ось А-А детали 1 совершает движение образующей конуса с вершиной в точке 0 пересечения осей соединяемых деталей О. При этом шлицы сопряжения
1 — 3 совершают относительно друг друга угловые перемещения в плоскостях, проходящих через оси АА 1 и HRi. SS
Деталь 2 может быть зубчатым колесом или втулкой. При выполнении
" тали 2 в виде втулки с валом смегде 4, Э вЂ” диаметры делительных окружностей соответственно внутренних и наружных шлицев вкладыша;, 1н — коэффициенты трения соответственно во внутренних и наружных шлицах вкладыша.
На чертеже схематически показано шлицевое соединение.
Соединение содержит шлицевой
30 вал 1, шлицевую втулку 2, между которыми помещен шлицевой кольцевой вкладыш 3. Находящаяся в сопряжении вал 1 — вкладыш 3 смазка удерживается с обоих торцов уплотнительными кольцами 4, прижимаемыми к вкладышу 3 и валу 1 упорными кольцами 5, Сопряжение вал 1 — вкладыш 3 выполняется с диаметральными и боковыми зазорами.
135 Э щению ее вдоль осн ВВ препятствуют опоры вала.
Смазка вводится в сопряжение деталей 1 — 3 известными способами— закладывается одноразово при сборке или обеспечивается постоянный н 111 н В Р в где бн P н - давление на рабочих поверхностях, соответственно наружных и внутренних шлицев вкладыша;; „,P8 — коэффициенты трения соответственно в наружных и внутренних шлицах вкладьпла, Контактные напряжения в шлицевом соединении определяются по формуле
1 н
0,5 q 2 h 6 g где y = 0,8 — коэффициент, который учитывает неравномерность распределения нагрузки между парами зубьев; количество зубьев, D
m модуль; рабочая высота шлица, h = 0,55m; длина запе; диаметр делительной окружности наружных шлицев вкладыша; крутящий момент, передаваемый шлицевым соединением.
h— подвод смазки.
При работе шлицевого соединения взаимное угловое перемещение происходит в том из двух сопряжений, где меньше силы трения между контактирующими поверхностями шлицев. Так как в сопряжении вал — вкладыш присутствует смазка (за счет чего меньше силы трения), при работе шлицевого соединения перекос осей происходит в этом сопряжении. При работе шлицевого соединения контактирующие поверхности шлицев совершают свободное относительное угловое перемеще.ние на величину не меньшую, чем угол перекоса осей в соединении.
Выбор размеров вкладыша производится из условия
1153135 или
1ин
М
0,4 ° сР ° 0,55 1 н lu8 рl р
) Составитель В. Голов
Техред А.Бабинец
Корректор А. Зимокосов
Редактор С. Тимохина
2479/30 Тираж 898
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Заказ
Филиал ППП "Патент™, r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Палее, находим
> м
"н
0,5-0,8 — 0,55 m ° P. D
М
0,4 D, 0,55 Р
Соответственно, для внутренних шлицев промежуточного вкладыша где d — диаметр делительной окружности внутренних шлицев промежуточного вкладыша.
Перемещение шлицев в условиях перекоса осуществляется при условии
М фн 11 Яв
0,4 D20,55 Р 0,4.d2 0,55 ° 1
После сокращения это условие принимает вид
Следовательно, для обеспечения
5 изнашивания внутренних шлицев, а не наружных, отношение диаметров делительных окружностей внутренних и наружных шпицев промежуточного вкладыша должно удовлетворять неравенству
Принимая и = 0,1, получим
3 — > 0,82.
Таким образом, износ контактных поверхностей смазанных шлицев уменьшается и соответственно увеличивается долговечность соединений, а по наружным шпицам промежуточного вкладыша обеспечивается подвижность в осевом направлении, что важно при (монтаже,