Сегмент шихтованного магнитопровода статора электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СЕГМЕНТ ШИХТОВАННОГО МАГНИТОПРОВОДА СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ , имеющий отверстия для крепления по наружной дуге и пазы для обмотки по внутренней дуге, о т л и ч а rani и и с я тем, что, с целью снижения расхода электротехнической стали, на наружной и внутренней дугах сегмента симметрично относительно его оси симметрии выполнены тангенциальные вырезы в форме лысок, суммарная максимальная глубина которых расположена на линии, проходящей через край внутренней дуги сегмента параллельно упомянутой оси, и не превышает величины &, определяемой соотношением L Т flj (Л с где R,Rj - радиусы наружной и внутренней дуг сегмента; о( - центральный угол сегмента. ел 00 со ч О)

СОЮЗ СОВЕТСНИХ Ф

РЕСПУБЛИК

4(у) Н 02 К 1/16

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Ъ е ..(1ЯЯщя

1М Я

%И gk)g) Гggg

С(Ы 2

Ь= и — вЬ вЂ” 1

2Ф 2 Й1 (21} 3701984/24-07 (22) 05.12.83 (46) 30.04.85. Бюл. У 16 (72) А.И. Богуславский, Э.-Г. Евзикова, В.А. Елин, А.P. Лейбович, В.В. Усенко и Д.А. Череп (71) Научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт тяжелого электромашиностроения Харьковского завода "Электротяж.маш" им. В.И. Ленина (53) 621.313.04(088.8) (56) 1. Сергеев П.С. и др. Проектирование электрических машин. М., "Энергия", 1969, с ° 506.

2. Патент Англии Ф 1587785, кл. Н 2 А, 1978.

3. Виноградов Н.В. Производство электрических машин. M. "Энергия", 1970, с. 67, 94. (54)(57) СЕГМЕНТ ШИХТОВАННОГО ИАГНИТОПРОВОЛА СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ MA„„SU„„1153376

ШИНЫ, имеющий отверстия для крепления по наружной дуге и пазы для обмотки по внутренней дуге, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью снижения расхода электротехнической стали, на наружной и внутренней дугах сегмента симметрично относительно его оси симметрии выполнены тангенциальные вырезы в форме лысок, суммарная максимальная глубина которых расположена на линии, проходящей через край внутренней дуги сегмента параллельно упомянутой оси, и не превышает величины 6, определяемой соотношением где R>,R — радиусы наружной и внут2 ренней дуг сегмента;

o(— центральный угол сегмента, laaL

11333 о

Изобретение относится к электромашиностроению, преимущественно к производству статоров крупных электрических машин с наружным диаметром сердечника более 990 мм.

Известен сегмент шихтованного магнитопровода с пазами для обмотки, пазами и отверстиями для стягивающих шпилек и шпонок С13.

Данные сегменты штампуются иэ ленты либо листа электротехнической стали., Известен сегмент шихтованного магнитопровода статора крупной элект15 рической машины, который, для снижения отходов материала при штамповке, состоит из отдельно выштампованных зубцов и участка ярма Г2 1.

Однако такие конструкции сложны и трудоемки при изготовлении элект,рической машины, так как, например, требуются дополнительные элементы для крепления эубцовой зоны.

Наиболее близким к изобретению по назначению и технической сущности является сегмент шихтованного магнитопровода статора электрической машины, имеющий пазы для обмотки по внутренней дуге и удаленные от краев отверс30 тия под крепящие элементы по наружной дуге, края сегмента обрезаны по радиусу (3 f.

Изготовление этого сегмента и сборка магнитопровода проще, чем с использованием составного сегмента.

Недостаток известного сегмента состоит в повышенном расходе электротехнической стали на его изготовление. В отходы при штамповке идет серповидный сегмент, ограниченный внутренней дугой одного и наружной дугой другого сегмента.

При штамповке сегментов известной конструкции перемычка по .оси симметрии сегмента (листа) значительно больme. технологической перемычки, расположенной .на линии, проходящей через край внутренней дуги .сегмента и параллельной его оси симметрии. Чем меньше наружный К и внутренний К2 радиусы сегмента или чем больше разность между ними, тем больше величина перемычки д"и тем меньше коэффициент использования.

5S

Целью изобретения является снижение расхода электротехнической стали.

Указанная цель достигается тем, что на сегменте шихтованного магнитопровода статора электрической машины, имеющем отверстия для крепления по наружной дуге и пазы для обмотки по внутренней дуге, на наружной и внутренней дугах сегмента симметрично относительно его оси симметрии выполнены тангенциальные вырезы в форме лысок, суммарная максимальная глубина которых расположена на линии, проходящей через край внутренней дуги сегмента параллельно упомянутой оси, и не превышает величины d,определяемой соотношением

Ы а — Sih—

ЙФ 2 R

1 где RÄ вЂ” радиус наружной дуги сегмента;

К2 — радиус внутренней дуги сегмента; а — центральный угол сегмента (радиан).

На фиг.1 показан сегмент шихтованного магнитопровода; на фиг. 2 край сегмента; на фиг.3 — схема штамповки сегментов.

Предлагаемый сегмент 1 шихтованного магнитопровода имеет пазы 2 для обмотки по внутренней дуге и отверстия 3 для стяжных шпилек по наружной дуге. Иа концах сегмента выполнены тангенциальные вырезы в форме лысок 4— на наружной дуге и 5 - на внутренней дуге сегмента. Максимальные глубины вырезав д„ и а расположены на линии, проходящей через край внутренней дуги параллельно оси сегмента, их суммарная глубина составляет где К„ - радиус наружной дуги сегмента;

Г2 - радиус внутренней цуги сегмента;

Ы вЂ” центральный угол сегмента (радиан).

Конкретное соотношение глубин вырезов в каждом частном случае определяется конструктивными и технологическими факторами (соотношение —, Rz

R„ число сегментов и т.д.). Возможны и случаи, когда одна из величин 1 или

Ь выбирается равной О.

При шихтовке магнитопровода электрической машины сегментами 1 с пере1153376

Фиг.2 крытием последних на половину их длины в соседних слоях, вырезы 4 и 5 чередуются с цельными участками сегментов в соседних слоях. При работе устройства этим создается условие достаточной механической прочности .,сердечника, а сохранение заданных магнитных характеристик электрической машины обеспечивается за счет выполнения указанных вырезов в форме лысок, 10 описанных хордами, не выходящими за крайние точки отверстий под стяжные крепящие элементы, которые практически не участвуют в проведении магнитного потока в ярме.

Работа машины с данным сегментом не отличается от обычной.

Наличие вырезов 4 и 5 на сегменте

1 позволяет уменьшить перемычку по продольной оси ленты (листа) 6 между сегментами практически до величины технологической перемычки у края сегмента и тем самым улучшить коэффициент использования электротехнической стали, обеспечив экономию по длине ленты (листа).

1153376

Составитель В. Алфимов

Редактор М. Бандура Техред Ж.Кастелевич Корректор И Зрдейи

Заказ 2517/43 Тираж 646 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4