Летательный аппарат
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. ЛЕТАТЕЛЬНЬЙ АППАРАТ, содержащий фюзеляж и тандемно расположенные крылья, на которых установлены воздзпоные винты с двигателями и приводы, смонтированные с возможностью поворота относительно поперечной оси летательного аппарата отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности летательного аппарата, каждое крыло выполнено в виде силовой фермы с поперечным набором, причем силовые стержни фермы выполнены в виде трубопроводов подачи рабочей жидкости к двигателям привода винтов, выполненным в виде гидромоторов, а крылья установлены в подшипниках фюзеляжа с возможностью поворота относительно поперечной оси летательного аппарата и соединены с приводом поворота. 2.Аппарат по п. 1, о т л и ч ающийсятем , что силовая ферма каждого крыла выполнена по крайней мере с двумя силовш«и стержнями в виде напорных трубопроводов подачи рабочей жидкости. 3.Аппарат по пп. 1 и 2, отличающийся ТИ4, что силовая ферма выполнена с осыо, размеренной в подшипнике фюзеляжа. СО 4.Аппарат по п. 1, отличающийся тем, что силовые фермы тандемно расположенных крыльев соединены с приводом поворота относительно поперечной оси летательного аппарата. ;л IU9
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
„.SU„„
4(51) В 64 С 27/22
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР, по делАм изоБРетений и ОтнРытий
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ПАТЕНТУ (21) 2687649/40-23 (22) 24. 11. 78 (46) 30.04.85. Вюл. и 16 (75) Карл Айкман (Япония) (53) б 29. 735. 55 (088. 8) (56) 1. Патент США В 3089666, кл. 244"7, 1963.
2. Патент ФРГ У 1406514, кл. 62 А 327/00, 1972 (прототип). (54) (57) 1. ЛЕТАТЕЛЬНЬЙ АППАРАТ, содержащий фюзеляж и тандемно расположенные крылья, на которых установлены воздушные винты с двигателями и приводы, смонтированные с возможностью поворота относительно поперечной осн летательного аппарата, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности лета. тельного аппарата, каждое крыло выполнено в виде силовой фермы с поперечным набором, причем силовые стержни фермы выполнены в виде трубопроводов подачи рабочей жидкости к двигателям привода винтов, выполненным в виде гидромоторов, а крыпья установлены в подшипниках фюзеляжа с возможностью поворота относительно поперечной оси летательного аппарата и соединены с приводом поворота.
2. Аппарат по п. 1, о т л и ч аю шийся тем, что силовая ферма каждого крыла выполнена по крайней мере с двумя силовьии стержнями в виде напорных трубопроводов подачи рабочей жидкости.
3. Аппарат по пп. 1 и 2, о т л ич а ю шийся тем, что силовая ферма выполнена с осью, размеа(енной в И подшипнике фюзеляжа.
4. Аппарат по н. 1, о т л и ч а юm в и с я теы, что сыяовые Ферыы С тандемно расположеииык крыльев соединены с общим приводом поворота относительно поперечной оси летательного аппарата.
1153821
Изобретение относится к авиацион" ной технике и касается летательных аппаратов со свойствами самолета и вертолета.
Известен летательный аппарат, содержащий фюзеляж и крыло, на котором закреплены воздушные винты с двигателями привода, смонтированные с возможностью поворота относительно поперечной оси летательного аппара" та (1) .
Известен также летательный àïïàрат, содержащий фюзеляж и тандемно расположенные крылья, на которых закреплены воздушные винты с двигателя«15 ми и приводы, смонтированные с возможностью поворота относительно поперечной оси летательного аппарата (2).
Однако использование поршневого или газотурбинного двигателя для привода воздушного винта в известных устройствах менее эффективно, чем использование в качестве привода гидромотора, что связано с иеобходи25 мостью установки на поршневом или газотурбинном двигателе редуктора, понижающего обороты двигателя. Это обусловлено тем, что скорость концов лопастей должна быть меньше скорости звука.
Установка редуктора снижает КПД силовой установки и увеличивает ее вес.
Использование в качестве привода гидромоторов обеспечивает передачу 35 значительных крутящих моментов на рабочих оборотах винта без использования понижающих рудукторов.
Цель изобретения — повышение эффективности летательного аппарата. 40
Указанная цель достигается тем, .что в летательном аппарате, содержащем фюзеляжи тандемно расположенные крылья, на которых установлены воздушные винты с двигателями, приводы, <5 смонтировайные с возможностью поворота относительно поперечной оси летательного аппарата, каждое крыло выполнено в виде силовой фермы с поперечным набором, причем силовые стерж-50 ни фермы выполнены в виде трубопроводов подачи рабочей жидкости к двигателям привода винтов, выполненным в виде гидромоторов, а крылья установлены в подшипниках фюзеляжа с воз-.55 можностью поворота относительно поперечной оси летательного аппарата и соединены с приводом поворота.
Силовая ферма каждого крыла выполнена по крайней мере с двумя силовыми стержнями в виде напор ныл трубопроводов подачи рабочей жидкости, а ферма выполнена с осью, размещенной в подшипнике фюзеляжа.
Кроме того, силовые фермы тандемно расположенных крыльев могут быть соединены с общим приводом поворота относительно поперечной оси летательного аппарата.
На фиг. 1 показан летательный аппарат, вид сбоку в горизонтальном полете, на фиг. 2 — то же, на режиме вертикального взлета, на фиг. 3 четырехвинтовой летательный аппарат в горизонтальном полете, вид сверху; на фиг. 4 — то же, вариант с винтами, на фиг. 5 — упрощенная конструктивная схема летательного аппарата, вид сверху, на фиг. 6 — сечение А-А на фиг, 5; на фиг. 7 — сечение Б-Б на фиг. 5, на фиг. 8 — блок-схема системы подвода рабочей жидкости для привода воздушных винтов летательного аппарата; на фиг. 9 — пример исполнения объединения нескольких трубопроводов от различных источников давления на один трубопровод.
Летательный аппарат содержит фюзеляж 1 и тендемно расположенные крылья 2 и 3, на которых установлены воздушные винты 4 и гидромоторы 5 привода винтов 4. Каждое крыло 2 и
3 выполнено в виде силовой фермы 6 с поперечным набором 7. Силовые продольно расположенные стержни 8 и 9 служат трубопроводами подачи рабочей жидкости к гидромоторам 5, а стержни 10 и 11 - трубопроводами от" вода рабочей жидкости от гидромоторов 5. Силовые фермы 6 каждого из крыльев 2 и 3 выполнены с осью 12
Я размещенной с возможностью поворота в подшипнике 13, установленном в фюзеляже 1. К оси 12 переднего крыла 1 прикреплен рычаг 14, соединен" ный тягой t5 с приводом 16 поворота, а,к оси 12 заднего крыла 2 прикреплен рычаг 17, соединенный с приводом 16 тягой 18. Через оси 12 сило вой фермы выведены штуцера силовых стержней 8-11 для подачи рабочей жидкости к гидромоторам 5. Штуцера соединены гибкими рукавами с трубопроводами подвода рабочей жидкости гидронасосов 19-21, каждый из кото- рых соединен с двигателем 22-24 соот.
3 115382 ветственно. Гидронасосы 19-21 выполнены четырехструйными. Напорные магистрали от каждого гидронасоса
19-21 подходят каждому гидромотору 5.
Объединение нескольких трубопроводов от различных гиДронасосов к одному гидромотору осуществляется через обратные клапаны 25 и коллектор 26.
Взлет летательного аппарата может быть осуществлен вертикально для че- 1О
Р го крылья 2 и 3 с помощью привода 1б поворачиваются относительно поперечной оси летательного аппарата и занимают вертикальное положение (фиг.2).
|Тяга, развиваемая воздушными винта ми 4, превышает взлетный вес летатель. ного аппарата и он взлетает.
Изменяя поворотом относительно поперечной оси летательного аппарата
1 4 расположение крыльев 2 и 3 и закрепленных к ним воздушных винтов 4 из вертикального в. горизонтальное положение, переводят летательный аппарат в горизонтальный полет (фиг. 1), в котором подъемную силу создают крыльями 2 и 3, а воздушные винты 4 создают горизонтально направленную тягу.
Привод воздушных винтов 4 осуществлен с помощью гидромоторов 5. Ðàбочая жидкость под давлением к гидромоторам 5 поступает от гидронасосов
19-21, соединенных с двигателем 22-24.
Подача рабочей жидкости от каждого из гидронасосов 19-21 к каждому гидромотору 5 воздушных винтов обеспечивает привод всех винтов при выходе из строя одного иэ гидронасосов.
1153821
1153821
Редактор К. Волощук
Заказ 2531/44 Тираж 414 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
87 ff фиг. Е
Составитель А. Розенфельд
Техред С.Легеза Корректор И. Муска