Амортизирующий торсионный механизм преимущественно для дисков муфт сцепления автомобилей

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. АМОРТИЗИРУЮЩИЙ ТОРСИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЛЯ ДИСКОВ МУФТ СЦЕШ15НИЯ АВТОМОБИЛЕЙ, содержащий два вращающихся корпусных элемента, установленных соосно с зазором и связанных друг с другом с возможностью ограниченного относительного углового пе1 емещения посредством расположенных в зазоре по окружности по меньшей мере двух упругих . элементов, по меньшей мере один из которых выполнен в виде пластины с ножкой, связанной с одним корпусным элементом в виДе ступицы и консольным упругим рычагом, вьшолненным :по ргСдиусу с возможностью взаимодействия с другим корпусным элементом, отличающийся тем, что, с целью повьппения надежности работы за счет изменения жесткости упругих элементов под действием передаваемого крутящего момента, конец рычага вьтолнен с выступом в виде заплечика, расположенного свободно с зазором относительно выступа, выполненного на ответном корпусном элементе, 2.Механизм по п. 1, о т л и ч ающи и с я тем, что выступ на конце рычага выполнен в форме крючка, ориентированного наружу. 3.Механизм по пп. 1 и 2, о т л ичающийся тем, что рычаг выполнен в форме спирали. 4.Механизм по itn. 1-3, отличающийся тем, что упругий элемент в виде пластины вьтолнен с двумя рычагами, расположенными по обе стороны от ножки. 5.Механизм по п. 4, отлича (П ющийся тем, что рычаги направлены выступами в противоположные стороны от ножки. 6.Механизм по п. 4, отличающийся тем, что оба рычага выполнены в форме спирали. 7.Механизм по п. 1, о т л и ч аю щ и и с я тем, что пластинчатый Й1 упругий элемент выполнен в виде шай:Ад бы с центральной прорезью, которая X) образует опорную поверхность и ра(И1; ально выступающую ножку, и с наружN ной прорезью, которая образует рычаг-.. 8.Механизм по п. 7, отличающийся тем, что шайба выпопнема разрезной, 9.Механизм по п. 7, отличаю . щ и и с я тем, что в шайбе, в зоне между основаниями рычагов и ножки, выполнено отверстие. ЛО, Механизм по п. 7, о т л и ч аю щ И и с я тем, что центральная про

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

4<», Р 16 и 13/64

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

И ПАТЕНТУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ХК) ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3390755/25-27 (22) 03.02.82 (31) 8102110 (32) 04. 02.81 (33) Франция (46) 30.04,85. Бюл. ¹- 16 (72) Пьер Луазо (Франция) (71) Валео (Франция) (53) 621т825. 54 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 614263, кл. F 16 D 13/64, 1976.

Авторское свидетельство СССР № 903614, кл. F 16 D 13/64, 1980.

Патент Франции ¹ 2309729, :кл. F 16 D 13/64, 1976.

Патент США № 2114247,кл.192-106.1, 1938. (54) (57) 1. АМОРТИЗИРУНМЦИЙ ТОРСИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЛЯ

ДИСКОВ МУФТ СЦЕНЛ НИЯ АВТОМОБИЛЕЙ, содержащий два вращающихся корпусных элемента, установленных соосно с зазором и связанных друг с другом с возможностью ограниченного относительного углового перемещения посредством расположенных в зазоре по окружности по меньшей мере двух упругих :. элементов, по меньшей мере один из которых выполнен в виде пластины с ножкой, связанной с одним корпусным элементом в виДе ступицы и консольнья упругим рычагом, выполненным. по радиусу с возможностью взаимодействия с.другим корпусным элементом, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы за счет изменения жесткости упругих элементов под действием передаваемого крутящего момента, конец рычага

„„su„„ a выполнен с выступом в виде заплечика, расположенного свободно с зазором относительно выступа, выполненного на ответном корпусном элементе, 2. Механизм по п. 1, о т л и ч аю шийся тем, что выступ на конце рычага выполнен в форме крючка, ориентированного наружу.

3. Механизм по пп. 1 и 2, о т л ич а ю шийся тем, что рычаг выполнен в форме спирали.

4. Механизм по пп. 1-3, о т л ич а ю шийся тем, что упругий элемент в виде пластины выполнен с двумя рычагами, расположенными по обе стороны от ножки.

5. Механизм по п. 4, о т л и ч аю щ и и с я тем, что рычаги направлены выступами в противоположные стороны от ножки. б. Механизм по п. 4, о т л и ч аю шийся тем, что оба рычага выПолнены в форме спирали, 7. Механизм по п. 1, о т л и ч аю шийся тем, что пластинчатый упругий элемент выполнен в виде шайбы с центральной прорезью, которая образует опорную поверхность и радиально выступающую ножку, и с наружной прорезью, которая образует рычаг„

8. Механизм по п. 7, о т л и ч аю шийся тем, что шайба выполнена разрезной. 3»

9. Механизм по п. 7, о т л и ч аю шийся тем, что в шайбе, в зоне между основаниями рычагов и ножки, выполнено отверстие. ,10. Механизм по и. 7, о т л и ч аю шийся тем, что центральная про1153842 резь шайбы образует дааметрально расположенные ножки разной высоты.

11. Механизм по пп. 1-7, о т л ич а ю шийся тем, что второй упруИзобретение относится к машиностроению, в частности к транспортному машиностроению, и может быть использовано в конструкциях фрикционных муфт сцепления автомобилей. 5

Целью изобретения является повышение надежности работы за счет изменения жесткости упругих элементов под действием передаваемого крутящего момента.

Надежность достигается наличием между корпусными элементами диска и ступицы по меньшей мере двух упругих элементов, один из которых выполнен в виде пластины с ножкой, связанной 15 с одним из корпусных элементов, и упругим консольно-радиусным рычагом, конец которого выполнен с выступом в виде заплечика для взаимодействия с выступом, выполненным на другом корпусном элементе.

На фиг. 1 изображен амортизирующий торсионный механизм преимущественно для дисков муфт сцепления автомобилей, разрез; на фиг. 2 и 3 — раз- 25 резы соответственно А-A и Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 — ступица, разрез, на фиг. 5 и 6 — сечение В-В на фиг.4, варианты формы .ступицы, на фиг.7-12— варианты формы выполнения упругого З(} элемента в виде пластины; на фиг.13— упругий элемент в виде кольцевой пружиньц на фиг. 14 — упругий элемент в виде пластины с фрикционным элементом; на фиг. 15 - сечение Г-Г на фиг. 7; на фиг. 16 — сечение D D на . фиг. 14; на фиг. 17 — вид Е на фиг.12.

Амортизирующий торсионный механизм преимущественно для дисков муфт сцепления автомобилей в представленном виде содержит корпусной элемент в виде трубчатой ступицы 1 и корпусной элемент в виде кожуха 2, которые соединяются соответственно с ведомым и ведущим валами (не по- 45 казаны). Между ступицей 1 и кожухом гий элемент выполнен в виде кольцевой пружины, один конец которой жестко соединен с одним корпусным элементом, а второй - с другим.

2 установлены вкладьппи 3. Кожух 2 образован двумя тарелками 4 и 5, вставленными друг в друга кромками 6 и 7, соединенными сваркой. На тарелке 4 заклепками 8 прикреплен фрикционный диск 9, а в кромке 6 сделаны две пары диаметрально расположенных выступов 10 и 11 в виде лапок,c вырубленных и отогнутых внутрь кожу ха 2 в противоположные по окружности стороны.

Трубчатая ступица 1 выполнена с внутренней поверхностью шлицевой

12 или овальной 13 формы для соединения с ведомым валом, а на наружной поверхности с диаметрально противоположными прорезями 14 для соединения с упругими элементами 15-17.

Упругие элементы в вариантах на фиг. 7-12 и 15, 17 представляют со-. бой пластины 18 в виде шайб, выполненные с центральными прорезями 19, образующими опорные поверхности, и одной или двумя радиально выступающими ножками 20 и 21 в форме трапеции или шлицы 22, а также с наружными прорезями 23, образующими один или два упругих консольно-радиусных рычага 24 и 25 с выступами 26 на концах в виде заплечиков в форме крючков, ориентированных наружу.

Пластины 18 могут быть выполнены с двумя рычагами 24 и 25, расположенными по обе стороны от ножки 20 и направленными выступами 26 в противоположные стороны от ножки 20, или с двумя рычагами 24 и 25, направленными выступами 26 в одну сторону относительно шлицев 22.

° Для улучшения упругости один или оба рычага 24 и 25 могут быть выполнены в форме спирали. Пластины 18 в виде шайб могут быть выполнены с центральной прорезью 19 в форме, образующей диаметрально расположенные ножки 20 и 21 разной высоты или раз1 !53842 резной, а также (для улучшения упругости) с треугольными отверстиями 27 в зоне между основаниями рычагов 24 и 25 и ножками 20.

Вторые упругие элементы 16 выпол- 5 иены в виде кольцевых пружин с концами в форме ножек 28 и крючков 29.

Упругие элементы 17 выполнены в виде пластин с ножками 30 трапецеидальной формы и с наружными прорезя- 10 ми 31 и 32, образующими S-образные упругие консольно-радиусные рычаги 33 на концах с выступами 34, оснащенными фрикционньми элементами 35.

Механизм содержит четыре упругих элемента 15 в виде установленных попарно пластин 18 различной толщины, два упругих элемента 16 в виде кольцевых пружин и два упругих элемента

17 в виде пластин с фрикционными эле- 2 ментами 35, которые установлены ножками 20, 21, 28 и 30 в прорезях ступицы 14 диаметрально противоположно друг другу, при этом крючки 29 упругих элементов 16 зацеплены с выступами 10 и 11 кожуха 2, а выполненные в виде заплечиков выступы 26 на ры-. чагах 24 и 25 упругих элементов 15 расположены свободно с зазором относительно выступов. 10 и 11 кожуха 2.М

Амортизирующий торсионный механизм ,преимущественно для дисков муфт сцепления автомобилей работает следующим образом.

Когда кожух 2 приводится во вращении в направлении (фиг. 2,3) например, против часовой стрелки, что соответствует работе в тяговом режиме, вначале вступает в действие один упругий элемент 16 в виде кольцевой пружины, а затем, когда выступы

10 и 11 кожуха 2 входят в зацепление с выступами 26 упругих элементов 15 в виде пластин 18, их усилия добавляются к усилиям упругих элементов 16. Одновременно вступают во взаимодействие с кромками 6 кожуха 2 чувствительные к воздействию центробежных сил фрикционные элементы 35, закрепленные на упругих элементах 17.

При работе в обратном режиме угловое отклонение между вращающимися частями изменяется на противоположное и имеет место процесс, аналогичный описанному, причем сначала .в действие вступает другой упругий элемент 16 в виде кольцевой пружины.

В сравнении с известными устройствами подобного назначения, прототи". пом и базовым объектом данное устройство имеет относительно небольшую жесткость при малых величинах вращающего момента, чем обеспечивается хорошее поглощение шумов от мертвой точки до остановки, а с другой стороны обладает возможностью увеличивать жесткость при более значительных величинах вращающего момента.

Кроме того, данное устройство характеризуетси компактностью и удобством монтажа - демонтажа.

2

3 153842 рие. д

l153842

Zf 15 7В

Фиг. 11

Фиг.14

8оо Е. 6Риг.17

Жиг. 13

/-Г

ВНИИПИ Заказ 2543/45 Тираж 898 Подписное

Филиал ППП "Патент", r.Óæãîðîä, ул.Проектная, 4

ЗХ

ЗФ