Горно-транспортная машина
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ГОРНО-ТРАНСПОРТНАЯ МАШИНА, включающая установленные на оси противовес и консольн ю стрелу с зубчатым венцом , связанным внешним зубчатым зацеплением с нижней шестерней, соединенной вертикальным валом с верхней шестерней, соединенной з}бчатой передачей с нротивовесом, отличающаяся тем, что, с целью расширения технологических возможностей путам повышения устойчивости относительно продольной плоскости машины, при повороте консольной стрелы, зубчатая передача выполнена в ввде зубчатого сектора с внутренним зацеплеьшем с верхней шестерней с возможностью поворота противовеса на угол, меньший угла поворота консольной стрелы и противоположньш ему. (Л ел СЛ vl СП
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) 4(51) Е 21 С 47/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3498428(2?-03 (22) 04.10.82 (46) 15.05,85. Бюл. п0 18 (72) Г. M. Сорока, В. К. Самохвалов, В, M. Макаров, Т. В. Парикожка и Л. M. Савельева (71) Производственное обьединение
"Жданов тяжмаш" (53) 621.867.2 (088.8) (56) 1. Виноградов В. С., Оборудование для механизации производственных процессов на карьерах М., "Недра", 1974, с, 321, 319, рис. 111-71.
2. Патент ГДР И 1219, кл. 81 е 127, опуб лик. 1952. (54} (57) ГОРНΠ— ТРАНСПОРТНАЯ МАШИНА, включающая установленные на оси противовес и консольную стрелу с зубчатым венцом, связанным внешним зубчатым зацеплением с нижней шестерней, соединенной вертикальным валом с верхней шестерней, соединенной зубчатой передачей с противовесом, отличающаяся тем, что, с целью расширения технологических возможностей путем повышения устойчивости относительно продольной плоскости машины. при повороте консольной стрелы, зубчатая передача выполнена в видс зубчатого сектора с внутреттннм зацеплением с верхней шестерней с возможностью поворота противовеса на угог., меньший угла поворота консольной стрелы и противоположный ему.
1)55759
Изобретение относится к горно-транспортным машинам непрерывного действия типа перегружателей, отвалообраэователей и т.ll. машин, применяемых на открытых горных разработках. 5
Известны перегружатели, включающие раз-. грузочную стрелу и противовес, смонтированные на надстройке и приемную поворотную стрелу, снабженную механизмом поворота (11.
Разгрузочная и приемная стрелы смонтирова-III ны на перегружателе с возможностью поворота в горизонтальной и вертикальной плоскости независимо друг от друга и каждая имеет свой конвейер. Разгрузочная стрела и противовес смонтированы на надстройке, поэтому 15 они поворачиваются в горизонтальной плоскости как одно целое, Такой перегружатель может быть использован в качестве соединительного звена между экскаватором и передвижными конвейерами 2б или для передачи транспортируемого материала с экскаватора непосредственно в отвал или для перегрузки материала с одного горизонта (уступа) на другой- (2J.
Недостатки такой конструкции заключаются 25 следующем.
Угол поворота приемной стрелы ограничен (не более +45 ). При увеличении угла поворота приемной стрелы до 90 по отношению к оси разгрузочной стрелы нарушается устойчивость перегружателя вследствие выхода равнодействующей за ядро сечения, что приводит к увеличению диаметра опорно-поворотного устройства, а следовательно, и к увеличению габаритов нижней рамы и ходово- 35 го оборудования, т.е. к увеличению металлоемкости.
Вследствие ограниченного угла поворота приемной стрелы ограничены технологические воэможности машины, например невозможна пе- 40 регрузка материала с экскаватора на кровлю отрабатываемого уступа в условиях ограничен. ных размеров рабочей площадки карьеров, Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является горно-транспорт. ная машина, включающая установленные на оси противовес и консольную стрелу с зубчатым венцом, связанным внешним зубчатым зацеплением с нижней шестерней, соединенной вертикальным валом с верхней шестерней, со- 5б единенной зубчатой передачей с противовесом (2).
Недостатком данного устройства является то, то, что в нем не решается задача кругового уравновешивания, так как противовес уста- 55 навливает консольную стрелу только в одной плоскости относительно продольной оси устройства. Противовес выполнен поворотным и кинематически связан с консольной стрелой для снижения массы противовеса. Противовес описывает больший угол, чем поворотная часть консольной стрелы.
Цель изобретения — расширение технологических воэможностей путем повышения устойчивости относительно продольной плоскости машины при повороте консольной стрелы.
Указанная цель достигается тем, что в горно-транспортной машине, включающей установленные иа оси противовес и консольную стрелу с зубчатым венцом, связанным внешним зубчатым зацеплением с нижней шестерней, соединенной вертикальным валом с верхней шестерней, соединенной зубчатой передачей с противовесом, зубчатая передача выполнена в виде зубчатого сектора с внутренним зацеплением с верхней шестерней с возможностью поворота противовеса на угол, меньший угла поворота консольной стрелы и противоположный ему;.
На фиг. 1 изображен перегружатель, общий вид; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1, рабочее положение; на фиг. 3 — узел 1 на фиг. 1; на фиг, 4 — узел П на фиг. 1; на фиг. 5 сечение Б — Б на фиг. 3; на фиг. 6 — сечение  — В на фиг. 3.
Перегружатель содержит надстройку 1, на которой закреплены разгрузочная стрела 2, приемная стрела 3 и противовес 4.
Разгрузочная стрела 2 закреплена на надстройке 1 с возможностью поворота в вертикальной плоскости.
Приемная стрела 3 закреплена на надстройке 1 с воэможностью поворота в горизонтальной и вертикальной плоскостях посредством траверсы 5, с которой,она связана шарнирно, и посредством полиспаста б, который связан с вертлюгом 7 на надстройке 1.
Противовес 4 закреплен на надстройке 1 с возможностью поворота в горизонтальной плоскости и кинематически связан с приемной стрелой 3, причем угол,В поворота противовеса 4 зависит от угла (, поворота приемной стрелы 3.
Противовес 4 закреплен на надстройке 1 посредством траверсы 8 и посредством пластинчатой (или цепной) тяги 9, которая связана с вертлюгом 10 на надстройке 1.
Вертлюг 7 и вертлюг 10 имеют общую вертикальную ось вращения 11.
Траверса 5 приемной стрелы 3 и траверса
8 противовеса 4 установлены посредством подшипников на вертикальной оси 12, закрепленной одним концом в.кронштейне 13 надстройки 1 и имеющий вторую опору 14.
На траверсах 5, 8 жестко закреплены зубчатый венец 15 и зубчатый сектор 16.
1155759
На траверсе 5 приемной стрелы 3 закреплен зубчатый венец 15 с наружным зацеплением, а на траверсе 8 противовеса 4 — зубчатый сектор 16 с внутренним зацеплением. .На кронштейне 13 установлен привод поворота 17 с вертикальным валом 18; который через муфту 19 соединен с валом 20, закрепленном в опоре 14.
Вал 20 имеет шестерню 21, которая находится в зацеплении с зубчатым венцом 15 10 приемной стрелы 3.
В опоре 14 посредством подшипников закреплен еще один вертикальный вал 22, имеющий нижнюю 23 и верхнюю 24 шестерни. 1».
Нижняя шестерня 23 вала 22 находится в зацеплении с зубчатым венцом 15 приемной стрелы 3, а верхняя шестерня 24 — с зубчатым сектором 16 противовеса 4, Устройство работает в технологической цепи з0 с роторным экскаватором и предназначен для передачи транспортируемого материала с одного уступа на другой.
В связи с этим разгрузочная стрела 2 закреплена на надстройке 1 с возможностью поворота в вертикальной плоскости в зависимости or высоты уступа, а приемная стрела 3— с возможностью поворота как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости, так как она следует эа разгрузочной стрелою роторного экскаватора для приема транспортируемого материала. При повороте приемной стрелы 3 на угол 90 от оси разгрузочной стрелы 2, возникает опрокидывающий момент в сторону поворота, Для компенсации этого момента противовес 4 необходимо повернуть на угол Я (26 ) в противоположную сторону, который определяется из соотношения а..
ЦФ «ajar
Мпр. конс.; где а = — — = — —
1 1 против.
G — масса машины.
Для поворота стрелы 3 и противовеса 4 включают привод поворота 17, который вращает зубчатый венец 15 приемной стрелы, который через шестерни 21, 23 и 24 приводит во вращение зубчатый сектор 16 противовеса 4.
3а счет соответствующего соотношения количества зубьев зубчатой передачи достигается заданное соотношение углов поворота K и р" приемной стрелы 3 и противовеса 4.
Так как противовес 4 выполнен поворотным и кинематически связан с приемной стрелой 3, поворот приемной стрелы и противовеса в разные стороны происходит одновременно, чем достигается уравновешивание ма. шины.
А поворот приемной стрелы и противовеса в разные стороны обусловлен тем, что зубчатый сектор 16 выполнен с разным зацеплением, зубчатый венец 15 — с наружным, а зубчатый сектор 16 — с внутренним зацеплением.
Такая конструкция горно-транспортной машины позволяет повысить устойчивость устройства, упростить технологическую цепопсу роторного комплекса и расширить технологические его возможности, т.е. использовать одну горно-транспортную машину-перегружатель в качестве соединительного звена между экскаватором и конвейерами с одновременной перегрузкой материала с одного горизонта на другой, в том числе на кровлю отрабатываемо- го уступа в условиях ограниченных размеров рабочей площадки карьеров, что ведет к сокращению парка горно-rpaamoprahm машин на открытых горных разрвботках и снижению его металлоемкости.
1155759
1155759
1355759
Фи2. 5 в-н
ВНИИПИ . Заказ 3068/30 Тираж 482 Подиисиое
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4