Коллектор электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
КОЛЛЕКТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, содержащий коллекторные и изоляциониые пластины в виде круговой арки с цилиндрической контактной поверхностью, нажимные кольца, стягивающие через изоляционные манжеты круговую арку с помощью крепежных элементов, отличающийся тем, что, с целью уменьшения материалоемкости и трудоемкости изготовления , улучшения эксплуатационных характеристик , цилиндрическая контактная поверхность расположена с внутренней стороны круговой арки, при этом нажимные кольца с изоляционныгФ манжетами охватьшают круговую арку с наружной стороны, выводные части коллекторных пластин помещены в пространстве между торцами нажимных колец , а крепежные элементы выполнены в виде конических стержней с гибкими и фиксирующими элементами и соединяют нажимные кольца между собой с наружной стороны круговой . СЛ
СОЮЗ СОВЕТСКИХ социАлистичесних
РЕСПУБЛИН (! 9) (! !) 4(5!) Н 01 R 39/04
t !
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К A8TOPCHOf4Y СВИДЕТЕЛЬСТВУ
7 b
OCYQAPCTBEHHblA HOhlHTET CCCP по делаем изои чтений и открытий (21) 3585777/24-07 (22) 29.04.83 (46) 15.05.85. Бюл. Р 18 (72) А.Ш.Чахвадзе (53) 621.3.047.2(088.8) (56) 1. Бочаров В.И. и др. Коллекторы электрических машин. И., "Энергия", 1979, с. 109, рис. 3.20.
2. Авторское свидетельство СССР ((! 862265, кл. H 01 К 43/08, 1979. (54)(57) КОЛЛЕКТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ
ИАШИНЫ, содержащий коллекторные и изоляционные пластины в виде круговой арки с цилиндрической контактной поверхностью, нажимные кольца, стягивающие через изоляционные манжеты круговую арку с помощью крепежных элементов, отличающийся тем, ч то, с целью уме ньше ния материалоемкости и трудоемкости изготовления, улучшения эксплуатационных характеристик, цилиндрическая контактная поверхность расположена с внутренней стороны круговой арки, при этом нажимные кольца с изоляционными манжетами охватывают круговую арку с наружной стороны, выводные части коллекторных пластин помещены в про" странстве между торцами нажимных колец, а крепежные элементы выполнены в виде конических стержней с гибкими и фиксирующими элементами и соединяют нажимные кольца между собой с наружной стороны круговой ар! и.
1156178
Изобретение относится к электротехнике, в частности к конструкциям коллекторов электрических машин постоянного тока средней и большой мощнасти. %
Известен коллектор электрической машины, состоящий иэ кольцевого корпуса и закрепленных на его периферии коллектарных и изоляционных плас" тин f1) .
Недостаток такого коллекторасложность крепления коллекторных пластин к корпусу, вследствие чего ограничивается скорость вращения коллектора и развиваемая мощность электро- !3 двигателя. Кроме того, наличие крепящего конструктивного элемента на коллекторной пластине увеличивает расход каллекторной меди и электроизоляционных материалов. 20
Наиболее близким к изобретению является коллектор электрической машины, содержащий каллекторные.и изоляционные пластины в виде круговой арки с наружной цилиндрической контактной поверхностью, нажимные конические кольца, .стягивающие через
1 изоляционные манжеты круговую арку от торцовых сторон с помощью крепежных элементов. При.этом захват кол- 30 лектарных и изоляционных пластин нажимными кольцами происходит с помощью ласточкина хвоста, которым снабжены пластины «2 .
Недостатки. известной конструкции -З повышенный расход каллекторнай меди и изоляционного материала, обусловленный наличием на коллекторных и изоляционных пластинах крепящего ласточкина. хвоста, увеличивающего 10 высоту и материалоеикость пластин, сложная фариа составляющих коллектор деталей: каллектарных и изоляционных пластин, нажииных колец и изоляционных манжет, следовательно, высокая ц трудоемкость их изготовления, ограниченная скорость вращения коллектора, абусловленная большим давлением ласточкинога хвоста коллекторных пластин на изоляционные манжеты нажимных ко- у0 лец. Так как. прочность изоляционной ! манжеты ограничена, достижение макси- . мального допустииога давления на нее из-sa большой массы каллекторной пластины происходит на сравнительно низ- ких скоростях. Кроме того известный коллектор характеризуется большой осеВой длиной, вызванной торцовым расположением нажимных колец, и, следовательно, увеличением осевой длины якоря электродвигателя.
Целью изобретения является уменьшение материалоеикасти и трудоемкости изготовления, улучшение эксплуатационных характеристик.
Поставленная цель достигается тем, что в коллекторе электрической машины, содержащем коллекторные и изоляционные пластины в виде круговой арки с цилиндрической контактной по верхностью, нажимные кольца, стягивающие через изоляционные манжеты круговую арку с помощью крепежных элементов, цилиндрическая контактная поверхность расположена с внутренней стороны круговой арки, при этом нажимные кольца с изоляционными манжетами охватывают круговую арку с наружной стороны, выводные части коллекторных пластин помещены в пространстве между торцами нажимных колец, а крепежные элементы выполнены в виде конических стержней с гайками и фиксирующими элементами и соединяют нажимные кольца между собой с наружной стороны круговой арки.
На фиг.1 показан коллектор (продоль юе сечение) в сборе с якорем электродвигателя (покаэан тонкими линиями), на фиг.2 — вид А на фиг.1.
Коллектор электрической машины состоит из нажимного кольца 1, внутри которого помещен набор коллекторных 2 и изоляционных 3 пластин в виде круговой арки 4 с внутренней цилиндрической контактной поверхностью. На торце нажимнога кольца жестко закреплены конические стержни 5, служащие для центрирования и фиксации с натягом нажимного кольца
6, прижимающего и охватывающего круговую арку коллектора с наружной стороны с противоположного торца.
На выступающих концах конических стержней 5 размещены гайки 7 с фиксирующими элементами-шплинтами 8, служащие для прижима и фиксации нажииных колец 1 и 6. На нажимных .кольцах 1 и 6 размещены изоляционные манжеты 9 и 10, а на конических стержнях 5 изоляционные втулки 11, служащие для электрической изоляции круговой арки 4 и выводных частей
12 каллекторных 2 пластин, помещенных в пространство межлу торцами колец 1 и 6, от металлических часФиг. 2
Составитель М.Кузнецова
Редактор М. Бандура Техред О. Ващишнна Корректор С.Шекмар
Заказ 3188/51 Тираж 638 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5 филиал ППП "Патент", r.Ужгород, ул.Проектная, 4 тей коллектора и якоря 13. На якоре.
13 размещена гайка 14 с фиксирующей шайбой 15, служащая для закрепления нажимного кольца 1 на якорь. Шпонка
16, размещенная между сопрягаемыми поверхностями нажимного кольца 1 и якоря, служит для угловой фиксации коллектора. Полосы 17, помещенные в щелях между коллекторными пластинами, служат для предотвращения захода щеточной.пыли в эти щели и, тем самым исключения короткого замыка1 ния коллекторных пластин.
Сборка коллектора происходит следующим образом.
Собирается круговая арка 4 коллектора из коллекторных 2 и изоляцион-. ных 3 пластин. Затем в нажимном кольце 1 ставятся изоляционная манжета 9 и крепежные конические стержни 5 с изоляционными втулками 11.
После этого круговая арка 4 заводится в нажимное кольцо 1 и запрессовывается в нем. Далее нажимное кольцо
I .êîëëåKòîðà с запрессованной в нем круговой аркой ставится на якорь 13 и затягивается гайкой 14, которая в
56178 4 свою очередь фиксируются шайбой 15.
При этом между сопряженными поверхностями корпуса коллектора и якоря ставится шпонка 16. Затем к каждой
S коллекторной пластине 2 подводится соответствующая выводная часть 12 и также пропитка на нее. После этого на конические стержни 5 надевается нажимное кольцо 6 с пвепваоительно
10 вставленной изоляционной манжетой
10, затягивается с натягом за счет конусности стержней с помощью гаек
7 и фиксируется шплинтами 8.
Для предотвращения захода щеточной пыли в щелях между коллекторными пластинами ставятся полосы 17 из изоляционного материала с равной.по сравнению с коллекторной пластиной износостойкостью.
Преимуществами описанной конструкции коллектора являются малый расход дорогостоящих коллекторных и изоляционных материалов упрощение технологии изготовления воэможность зна- .
2S чительного повышения скорости вращения якоря и сравнительно малая осе вая длина.