Устройство для торможения трехфазного асинхронного электродвигателя

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТОРМОЖЕНИЯ ТРЕХФАЗНОГО АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ, содержащее контактор с тремя замыкающю и контактами , раэмыкающим и эамыкаюосим блок-контактами, тиристор, три диода, два резистора, конденсатор , реле с обмоткой и замыкающим контактом, одни зажимы замыкаюя их контактов контактора снабжены выводами для присоединения фаз питающей сети, другие зажимы замыкаюш х контактов контактора подключены к началам фазных обмоток асинхронного электродвигателя, концы которых соединены между собой , один зажим замыкающего контакта реле подключен к одному зажиму второго замыкающего контакта коитдктора, катод тиристора подключая к аиоду первого диода, анод тиристора подключен к Ьдному выводу первого резистора, о т л ичающееся тем, что, с целью повьвиения надежности и увеличения интенсивности торможения, в него введены четвертый, пятьй и шестой диоды, резистор, конденсатор, причем катод первого диода подключен к катоду второго диода и к другому зажиму второго замыкающего контакта контактора, анод второго диода подключен к другому зажиму замыкающего контакта реле, другой вывод первого резистора подклочен к одному зажиму размыкающего блок-контакта контактора, другой зажим которого через последовательно соединенные третий диод и второй резис«с тор подключен к управляющему электроду тиристора,точка соединения катода третьего диода и второго резистора через первый конденсатор подключена к катоду тиристора и к аноду четвертого диода, катод которого заземлен, катоды пятого и шестого диодов подключены к аноду тиристора , аноды пятого и шестого диодов :д подключены к другим зажимам соот7 sD D ЭО ветственно первого и третьего за мыкающнх контактов контактора,один зажим замыкаюцего блок-контакта контактора снабжен выводом для подключения к источнику постоянного тока, другой зажим замыкающего блок-контакта контактора через третий резистор подключен к точке соединения одних выводов обмотки реле и второго конденсатора, другие выводы которых объединены и предназначены для подкшочения к источнику постоянного тока.

СОЮЗ COBETCHHX

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН! (19) SU itii

4(51) Н 02 Р 3/24

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ н Aevopcecev ctcaecnhcTev (21) 3576675/24-07 (22) 11.04.83 (46) 15.05.85. Нюл. М 18 (72) Ю.Н. Ивенский, Н.А. Каплан и А.А. Крупчук (71) Минское специальное конструкторское бюро автоматических линий (53) 621. 316. 7 17 (,88 . 8) (56) 1. Петров Л, П. и др. Автоматическое управление торможением станочных электроприводов. М., "Машиностроение", 1978 с. 37, фиг. 17а.

2. Авторское свидетельство СССР

В 902184, кл. Н 02 Р 3/24, 1980. (54)(51) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТОРМОЖЕНИЯ ТРКХФАЗНОГО АСИНХРОННОГО ЭЛККТРОДВИГАТКЛЯ, содержащее контактор с тремя замыкающими контактани, размыкающим н замыкающим блок-контактами, тиристор, три диода, два резистора, конденсатор, реле с обмоткой и замыкающим контактом, одни зажимы заиыкающих коитактов коитактора снабжены выводами для присоединения фаз пи-. тающей сети, другие завэвеы замыкающих контактов контактора подключены к началам фазных обмоток асинхронного электродвигателя, концы которых соединены между собой., одни зажим замыкающего контакта реле подключен к одному зажиму второго замыкающего контакта коитактора, катод тиристора под ключен к аноду первого диода, анод тиристора подключен к одному выводу первого резистора, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повивения надежности и увеличения интенсивности торможения, в него введены четвертый, пятый и шестой диоды, реэистор, конденсатор, причем катод первого диода подключен к катоду в-.орого диода и к другому зажиму второго замыкающего контакта контактора, анод второго диода подключен к другому зажиму замыкающего контакта реле, другой вывод первого резистора подключен к одному зажиму раэмыкающего блок-контакта контактора, другой зажим которого через последовательно соединенные третий диод и второй резистор подключен к управляющему электроду тиристора,точка соединения катода третьего диода и второго резистора через первый конденсатор подключена к катоду тиристора и к аноду четвертого диода, катод которого эаземлен, катоды пятого и шестого диодов подклочены к аноду тиристора, аноды пятого и шестого диодов подклочены к другим зажимам соответственно первого и третьего saмыкающих контактов контактора,один зажим замыкающего блок-.контакта контактора снабжен выводом для подключения к источнику постоянного тока, другой зажим замыкающего блок-кон t такта контактора через третий резистор подключен к точке соедйнеиия одних выводов обмотки реле и второго конденсатора, другие выводы ко торых объединены и предназначены для подключения к источнику постоянного тока.

1156228

Изобретение относится к электротехнике и можег быть использовано в автоматизированных электроприводах переменного тока.

Известно устройство для торможе- 5 ния трехА",ного асинхронного электродвигателя, содержащее пусковой контактор с блок-контактами и тормозной контактор. В режиме торможения асинхронного электродвигателя блокконтактами пускового контактора закорачиваются две фазные обмотки электродвигателя, а постоянный ток подается в третью фаэн„-з обмотку с помощью тормозного контактора 1 1).

Основным недостатком известного устройства является наличие специаль. ного источника постоянного тока по- ниженного напряжения.

Наиболее близким к изобретению 29 является устройство для торможения трехфазного асинхронного электродвигателя, содержащее контактор с тремя замыкающими контактами, размыкающим и замыкающим блок-контактами,, тиристор, три диода, два резистора, конденсатор, реле с обмоткой и замыкающим контактом, одни зажимы замыкающих контактов контактора снабжены выводами для присоединения фаз пи- 30 тающей сети, другие зажимы замыкающих контактов контактора подключены к началам фазных обмоток асинхронно. го электродвигателя, концы которых соединены между собой, один зажим замыкающего контакта реле подключен к одному зажиму второго замыкающего контакта контактора, катод тиристора подключен к аноду первого диода, анод тиристора подключен go к одному выводу первого резистора.

Б устройстве торможение осуществляется выпрямленным током питающей сети, благодаря чему отпадает необходимость в дополнительном источнике ф5 дичамического торможения (?) .

Недостатками этого устройства являются ограниченная область приме-. нения вследствие использования нулевого вывода обмоток электродви- 50 гателя и возможного повреждения . контактора при использовании электродвигателей сравнительно большой мощности, низкая надежность иэ- за повышенного нагрева обмоток элек- 55 тродвигателя ввиду подачи на них линейного напряжения н режиме торможения и низкая интенсивность торможения ввиду использования только двух фазных обмоток электроднигателя.

Цель изобретения — повышение надежности и увеличение интенсивности торможения.

Для достижения указанной цели н устройство для торможения трехфазного асинхронного электродвигателя, содержащее контактор с тремя замыкающими контактами, размыкающими и замыкающим блок-контактами, тиристор, три диода, дна резистора, конденсатор, реле с обмоткой и замыкающим контактом, одни зажимы замыкающих контактов кснтактора снабжены выьодами для присоединения фаз питающей сети, другие зажимы замыкающих контактов контактора подключены к началам фазных обмоток асинхронного электродвигателя,концы которых соединены между собой, один зажим замыкающего контакта реле подключен к одному зажиму второго замыкающего контакта контактора, катод тиристора подключен к аноду первого диода, анод тиристора подключен к одному выводу первого резистора, введены четвертый„ пятый и шестой диоды, резистор, конденсатор,. причем катод первого диода подключен к катоду второго диода и к,,ругому залому второго замыкающего контакта контактора, анод второго диода подключен к другому зажиму замыкающего контакта реле, другой вывод первого резистора подключен к одному зажиму размыкающего блок-контакта контактора, другой зажим которого через последовательно соединенные третий диод и второй резистор подключен к управляющему электроду тиристора, точка соединения катода третьего диода и второго резистора через первый конденсатор подключена к катоду тиристора и к аноду четвертого диода, катод которого заземлен, катоды пятого и шестого диода подключены к аноду тиристора, аноды пятого и шестого диодов подключены к другим зажимам соответственно первого и третьего замыкающих контактов контактора, один зажим замыкающего блок-контакта контактора снабжен выводом для подключения к источнику постоянного тока, другой зажим замыкающего блок-контакта контактора через третий ре11 56228 4 тора, один зажим замыкающего блок-контакта 5 контактора снабжен выводом для подключения к источнику постоянного тока, другой зажим замыкающего блок-контакта 5 контактора через третий резистор 19 подключен к точке соединения одних выводов обмотки 13 реле и второго конденсато. ра 20, другие выводы которых объедиf0 нены и предназначены для подключения к источнику постоянного тока.

Устройство работает следующим образом.

Замыкающий контакт 14 реле подготавливает цепь торможения и включается заранее, сразу после включения замыкающих контактов. 1,2 и 3 . контактора, запускающих. электродвигатель 15, а отключается после от2б ключения последних с временной задержкой, превышающей (для надежности) время остановки привода. Обмотка l3 реле включена через третий резистор 19 замыкающим блок-контак25 там 5 контактора в цепь управления постоянного тока, причем задержка на отключение реле обеспечивается вторьм конденсатором 20. Возможны и другие варианты отключения и задержки, реле, например по сигналу реле контроля частоты вращения электродвигателя 15.

Во время вращения двигателя 15 тиристор 6 открываться не может, 5 так как размыкающий блок-контакт 4 кбнтактора разомкнут и разомкнута цепь управляющего электрода тиристора 6. Сразу после отключения контактов 1,2 и 3 контактора тиристар 6 не открывается, пока через замыкающий контакт 14 реле, диод 8, обмотки двигателя 15, диоды 17 и 18, резистор 10, диод 9 и диод 16 не зарядится конденсатор 12, шунтирующий управляющий переход тиристора

6 и тем самым обеспечивающий за1 держку, предохраняющую от короткого замыкания питающей сети через дугу на замыкающих контактах 1,2 и 3 контактора после замыкания блокконтакта 4. Время задержки определяется величиной емкости конденсатора 12 и сопротивления резистора 10 ° зи тор подключен к точке соединения одних выводов обмотки .реле и второго конденсатора, другие выводы которых объединены и предназначены для подключения к источнику постоянного тока.

На чертеже представлена принципиальная электрическая схема устройства.

Устройство содержит контактор с тремя замыкающими контактами

1,2 и 3, размыкающим блок-контактом 4., замыкающим блок-контактом 5, тиристор 6, три диода 7,8 и 9, два резистора 10 и 11 первый конденсатор 12, реле с обмоткой 13 и замыкающим контактом 14, Одни зажимы замыкающих контактов 1,2 и 3 контактора снабжены выводами для присоединения фаз питающей сети, другие зажимы замыкающих контактов 1,2 и 3 контактора подключены к началам фазных обмоток асинхронного электродвигателя 15, концы которых соединены между собой. Один зажим замыкающего контактора 14 реле подключен к одному зажиму второго замыкающего контакта 2 контактора, катод тиристора 6 подключен к aHoäó первого диода 7, анод тиристора 6 подключен к одному выводу первого резистора

10, четвертый, пятый и шестой диоды

16, 17. и 18, третий резистор 19, второй конденсатор 20, катод первого диода 7 подключен к катоду вто- 3 рого диода 8 и к другому зажиму второго замыкающего контакта 2 контактора. Анод второго диода 8 подключен к другому зажиму замыкающего контакта 14 реле, другой вывод первого резистора 10 подключен к одному зажиму разьяакаюшего блок-контакта 4 контактора, другой зажим которого через последовательна соединенные третий диод 9 и второй резистор 11 подключен к управляющему электроду тиристора 6. Точка соединения катода третьего диода

9 и второго резистора 11 через первый конденсатор !2 подключена к катоду тиристора 6 и к ансду четвер. того диода 16,катод которого заземлен, катоды пятого и шестого диодов

17 и 10 подключены к аноду.тиристора 6, аноды пятого и шестого диодов

17 и l8 подключены к другим зажимам соответственно первого и третьего замыкающих контактов 1 и 3 контакПоступающая при этом из сети энергия запасается в конденсаторе

12, и увеличивается стабильность торможения, так как уменьшается

1156228 зависимость момента включения тиристоров (начала торможения двигателя) от переходных коммутационных процессов, поскольку начальная зарядка конденсатора 12, пока не погасла дуга на силовых контактах, происходит не от одиофаэной однополупериодной схемы выпрямления, а от схемы двухфазного выпрякпения.

После погасания дуги на контактах 1,2 и З.и зарядки конденсатора 12, тиристор б включается током, поступающим иэ двигателя 15, который начинает работать в качестве генератора эа счет энерго, saпасенной в нем до его отклочения от сети, создавая тормозной момент до тех пор, пока магнитный поток не затухнет. При этом ток иэ двух фаэных обмоток двигателя 15 через диоды 17 и 18 сначала течет через входную цепь тиристора 6, через резистор 10, блок-контакт 4, диод 9, резистор 11, управляющий переход тиристора 6, диод 7 и третью фазу двигателя 15, а после включения тиристора 6 через короткозамкнутый контур, .образованный обмотками двигателя 15, диодами

17 и 18 тиристором 6 и диодом 7.

Одновременно появляется путь и для тормозного тока из сети в проводящие полупериоды через контакт 14 реле, диод 8, обмотки двигателя

15, диоды 17 и 18, тиристор 6 и диод 16 на землю (в нулевой провод питаоа ей сети). При этом после прекращения магнитного торможения (когда магнитный поток затухает) эффективности продолжающего динамического торможения способствует то, что в непроводящие полупериоды энергия, запасенная ранее в конденсаторе 12 и добавляемая в прово° дящую часть периода, поддерживает

% тиристор б открытым, раэряжась на

его входную цепь через резистор 11, независимо от того, достаточен ли ток, замыкающийся через диод 7 из-за ЭДС самоиндукции двигателя, для удержания тиристора б открытым в течение всего времени торможения.

После окончания торможения контакт 14 реле полностью отключает двигатель от сети. Хотя контакт 14

1э реле работает в облегченных условиях, так как отключает однополупериодный ток, при выборе типа реле следует однако учитывать мощность тормозящегося двигателя.

Ю Предложенное устройство пригодно не только для электродвигателей, обмотки которых соединены звездой и имеют четыре выводных конца, но и для имеющих только три выводных

Хэ. конца, а также, когда обмотки соединены в треугольник, так как устройство не нуждается в выводном конце от нейтрали.

Изобретение уменьшает перегрев двигателя sa счет питания цепей торможения фазнвн напряжением через диод, катод которого заземлен вместо ладейного, и интенсивность тормо-. жения при этом не уменьшается,а увеличивается, так как .в динамическом и магнитном торможении участвуют все три статорные обмотки двигателя, а снижение напряжения на интенсивность мало влияет, поскольку тормозной ток

° Е даже в этом случае превышает оптимальное значение.

1156228

Составитель В. Алешечкин

Тен ред С. Легеза Корректор М. Самборская

РЕдактор А. Гулько

Заказ. 3193/54

Тираж 646 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,4