Устройство для намотки провода на кольцевой каркас
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАМОТКИ ПРОВОДА НА КОЛЬЦЕВОЙ КАРКАС, содержащее челнок с вырезом, несущий шпулю с проводом, установленную с возможностью вращения, и механизм для натяжения провода с тормозным диском, отличающееся тем, что, с целью повыщения качества за счет точной укладки провода на каркас, оно 869 содержит направляющий элемент для провода , выполненный разъемным из двух частей для обхвата поперечного сечения каркаса и снабженный элементом регулирования положения его рабочей поверхности. 2.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью уменьщения габаритов, щпуля закреплена на поверхности челнока, образованной вырезом, при этом ось шпули расположена по радиусу челнока. 3.Устройство по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что, с целью стабилизации натяжения провода, механизм для натяжения провода выполнен в виде двух конических роликов со щлицами на конусной части, при этом тормозной диск жестко связан с одним из роликов, а ролики соединены через щлицы и установлены так, что их конусные части образуют ручей для провода.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
4(51) И Oi F 41/08
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н A BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЪ|ТИЙ (21) 3588290/24-07 (22) 11.05.83 (46) 23.05.85. Бюл. № 19 (72) И. А. Кутузов, Ч. Я. Лев, В. В. Афутин и М. М.-Н. Брусиловский (53) 621.318.44 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 530358, кл. Н 01 F 41/08, 1974.
Авторское свидетельство СССР № 530357, кл. Н 01 F 41/08, 1974. (54) (57) 1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАМОТКИ
ПРОВОДА НА КОЛЬЦЕВОЛ КАРКАС, содержащее челнок с вырезом, несущий шпулю с проводом, установленную с возможностью вращения, и механизм для натяжения провода с тормозным диском, отличающееся тем, что, с целью повышения качества за счет точной укладки провода на каркас, оно
„„Яф„, 1157580 д содержит направляющий элемент для провода, выполненный разъемным из двух частей для обхвата поперечного сечения каркаса и снабженный элементом регулирования положения его рабочей поверхности.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью уменьшения габаритов, шпуля закреплена на поверхности челнока, образованной вырезом, при этом ось шпули расположена по радиусу челнока.
3. Устройство по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что, с целью стабилизации натяжения провода, механизм для натяжения провода выполнен в виде двух конических роликов со шлицами на конусной части, при этом тормозной диск жестко связан с одним из роликов, а ролики соединены через шлицы и установлены так, что их конусные 3 части образуют ручей для провода.
1157580
Изобретение относится к технологическому оборудованию для изготовления электрических катушек и может быть использовано в области электротехники и приборостроения.
Цель изобретения — повышение качества за счет точной укладки провода на каркас„ уменьшение габаритов узла челнока устройства и стабилизация натяжения провода.
На фиг. 1 изображена схема предлагаемого устройства; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б — Б на фиг. 1; на фиг. 4 — разрез  — В на фиг. 1; на фиг. 5 -- разрез à — Г на фиг. 3; на фиг. 6 разрез Д вЂ” Д на Фиг. 5.
Устройство содержит челнок 1 в виде шестерни с разрезом 2 для введения обматываемого каркаса 3, которая зацеплена с шестернями 4-. В разрезе 2 челнока 1 смонтирована шпуля 5 с намотанным проводом
6, выполненная в виде катушки с осью 7, расположенной по радиусу челнока и удерживаемой пружинами 8 и 9, закрепленными на челноке 1. Шпуля вписывается в площадь, занимаемую поперечным сечением тела челнока установленными на нем деталям, что и обеспечивает компактность узла., проходящего при намотке через внутреннее отверстие каркаса. На челноке также установлены с возможностью вращения отклоняющий ролик 10 и конические ролики 11 и 12 тормозного механизма, выполненные на конической части шлицами, перемежаемыми выступами, и сопряженные друг с другом таким образом, что в шлицы ролика 11 входят выступы ролика 12 и наоборот, причем конические поверхности роликов образуют совместно кольцевой клиновой ручей с углом 3 и радиусом г= О при вершине. Ролики 11 и 12 смонтированы на оси 13, установленной в челноке 1 HB подшипниках 14.
Ролик 11 имеет тормозной диск 15, взаимодействующий с тормозным рычагом 16, который может качаться на оси 17 челнока 1 под воздействием рессоры 18, закрепленной на челноке и регулируемой винтом 19. На конце рычага 16 установлен отклоняющий ролик 20 с возможностью вращения. Челнок 1 может вращаться на подшипнике 21 корпуса 22 устройства. На корпусе 22 смонтирован неподвижный направляющий элемент 23, обхватывающий поперечное сечение каркаса 3 в центре челнока 1. Каркас
3 может быть введен в направляющий элемент 23 благодаря тому, что он имеет разьем по радиусу R, перекрытый поворотной вставкой 24, сопрягающийся с элементом
23 по стыку радиуса с малым зазором шириной в(— „ ) и имеющий с ней общую рабочую поверхность 25. Вставка 24 может поворачиваться с осью 26 с помощью рукоятки 27, открывая зев элемента 23 для установки каркаса 3. Поверхность 25 долж1О !
30 з
4О на отстоять от диаметральной плоскости каркаса на величину 0,5 диаметр" наматываемого провода для того, чтобы ось укладываемого провода находилась в указанной диаметральной плоскости. лемент 23 может перемещаться перпендикулярно плоскости челнока 1 и поверхности 25 по призматическому выступу 28 корпуса 22 с помощью винта 29.
Устройство работает следующим образом.
Преодолевая упругость пружин 8 и 9, между ними устанавливают шпулю 5, предварительно заполненную обмоточным проводом, таким образом, что ось 7 шпули 5 проходит в отверстия пружин 8 и 9 и последние, обжимая шпулю, предотвращают самопроизвольное разматывание провода с нее.
После этого раскрывают зев элемента 23 рукояткой 27 и, совместив разрез челнока с этим зевом, вводят в последний каркас
3, вслед за чем закрывают зев элемента 23 поворотной вставкой 24.
Затем конец провода 6 проводят мимо ролика 10, огибая его, обхватывают петлей провода 6 ролики 11 и 12 по клиновому ручью таким образом, что виток провода лежит в глубине ручья, заклиниваясь в нем; касаясь проводом поверхности 25 элемента
23, огибают проводом ролик 20 и закрепляют конец провода на каркасе 3. После этого сообщают каркасу 3 движение круговой подачи, а. челноку через шестерчи 4 вращения, кинематически связанные между собой таким образом, что на один оборот челнока 1 каркас 3 перемещается на величину одного шага намотки. В результате вращения челнока 1 провод 6, стягиваясь со шпули 5,, укладывается на каркасе 3, при этом рессора 18, воздействуя на рычаг
16, тормозит последним вращение диска 15 ролика 11. Петля провода 6 заклиниваясь в ручье Ь и обхватывая ролики 11 и 12 по граням шлицов, заставляет ролики вращаться против тормозного момента, в результате чего проводу сообщается необходимое при намотке натяжение, регулируемое винтом 19. Благодаря тому, что радиус вершины угла р ррааввеен н ОО, имеет место надежное заклинивание провода как угодно малого диаметра. Наличие граней шлицов также предотвращает скольжение петли провода 6 относительно роликов 11 и 12 при торможении последних, так как провод 6 взаимодействует с роликами 11 и 12 на постоянном их диаметре, не зависящем от диаметра смотки на шпуле 5, то поддерживается постоянное натяжение провода при любом его количестве на шпуле. Незначительные колебания усилия натяжения от случайных причин (динамические явления при включении и остановке и т. д.) компенсируются действием усилия натяжения через ролик 20 на рычаг 16, обеспечивающим отжим рычага 16 от диска 15 при возрастании этого
1157580
В-В
ВНИИПИ Заказ 3382/49 Тираж 679 Подписное
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 усилия. Пружины 8 и 9, воздействуя на торцы шпули 5, предотвращают самопроизвольное разматывание провода со шпули и образование петли между шпулей и тормозным устройством.
В процессе намотки ветвь провода 6, укладываемая на каркас 3, непрерывно взаимодействует с поверхностью 25 элемента 23 отстоящий от диаметральной плоскости каркаса 3 на величину 0,5 диаметра провода, настраиваемую винтом 29. В результате этого каждый виток провода укладывается в указанной плоскости, что и обеспечивает точность укладки витков по шагу.