Тренажер транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ТРЕНАЖЕР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий блок моделирования скорости движения транспортного средства, соединенный с датчиками положения органов управления, имитатор зрительной обстановки с экраном, проектором с меканизмом его поворота, связанным с выходом блока моделирования скорости движения транспортного средства, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности обучения , он снабжен задатчиком дорожной обстановки, а имитатор зрительной обстановки снабжен набором прозрачных пластин с изображением транспортных средств и пешеходов и приводами их замены и совместного и взаимного перемещения пар пластин, при этом блок моделирования скорости транспортного средства соединен выходом с входом задатчика дорожной обстановки, подключенного выходом к приводам перемещения и замены пар (Л пластин. ел ;рО ел ND
(19) (I l I
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
4 (51) ГОСЗЩАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
П0 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕ
И A870PCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ . .Ъ (21.) 3547268/27-11
{22) 03.02.83 (46} 30.05.85. Бюл. Ф 20 (72) И.П. Белов, Н.Т. Катанаев, И.М. Могидевский и А.Е. Чебышев (71) Государственный: научно-исследовательский институт автомобильного транспорта
{53) 629.113.014(088.S) (56 ) Авторское свидетельство СССР
9 505017, км, 6 9 В 9/04, 1974.
{54){57 ) ТРЕНАЖЕР ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА, содержащий блок моделйрованиа скорости движения транспорт ного средства, соединенный с датчиками положение органов управления, имитатор зрительной обстановки с зкраном, проектором с механизмом его поворота, связанным с выходом блока моделирования скорости движения транспортного средства, о т— л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения эффективности обучения, он снабжен задатчиком дорожной обстановки, а имитатор зрительной обстановки снабжен набором прозрачных пластин с изображением транспортных средств и пешеходов и приводами их замены и совместного и взаимного перемещения пар пластин при этом блок моделирования скорости транспортного средства соединен выходом с входом задатчика дорожной обстановки, подключенного выходом к приводам перемещения и замены пар пластин.
11590
Изобретение относится к техничес-ким средствам обучения водителей транспортных средств, например авто мобилей, и может бы1ь использовано, в частности, в учебных комбинатах.
Бель изобретения - -повышение эф
: фективности обучения. На фиг. 1 схематически представлен имитатор зрительной обстановки тренажера транспортного средства; 10 на фиг. 2 - блок-схема предлагаемого тренажера, Тренажер содержит место 1 обучаемого с органами 2 управления, оборудованными соответствующими .датчика- 15 ми 3 их положения, и имитатор зрительной обстановки, содержащий блок
4 моделирования скорости движения транспортного средства, задатчик 5 дорожной обстановки, экран 6, проек- .20 ционную систему в виде стереопроектора 7 с механизмом 8 его поворота, кассеты 9 (левую и правую) с пластинами IO оборудованные приводом !1 замены пар пластин. Между, фильмовым 25 ,каналом и объективами стереопроектора 7 расположен держатель 12, оснащенный приводом 13 совместного перемеще-, ния пластин вдоль оптической оси стереопроектора и приводом 14, взаим-3р ного (поперечного) оптической оси перемещения пластин 10.
Блок 4 моделирования входами связан с датчиками 3, а выходом — с механизмом 8, приводами 13 и 14 и через 35 эадатчик 5 — с приводом 11 замены пар пластин.
Каждая пара пластин 10 содержит непрозрачные силуэты транспортного средства, например автомобиля, авто- 10 буса либо пешехода. Эти силуэты представляют собой пару диспаратных изо бражений, соответствующую параллаксу для дистанции 5-100 м и базису, применяющемуся при съемке стереокинофильмов, 1
Обучаемый помещается на рабочем месте I.и, наблюдая за дорожнотранспортной ситуацией на экране 6, воздействует на органы управления 2, изменяя при этом электрические сигналы с датчиков 3, поступающие в блок 4 моделирования, в -котором ими. тируется динамика движения транспорт-. ного средства. При этом обучаемый наблюдает дорожную ситуацию в виде
5, 2 заранее отснятой обстановки (с основного фильма) либо усложненнрй обстановки, реализуемой с помощью наложения на "дорогу" силуэта транспортного средства либо пешехода. Обу-. чаемому сначала показывают изображение нормальной дорожной обстановки, а йосле его адаптации, в момент, определяемый программой фильма, выбирают требуемый вариант развития до-, рожной обстановки и заменяют им оснонной фильм. Для этого используется !
1 стандартный механизм проектора ус-. тановки кадра в рамку". По окончании критической ситуации тем же методом переходят к фильму с нормальной обстановкой, Замену можно проводить неоднократно, выбирая различные критические ситуации. Для расширения дорожных ситуаций используют ввод в кадр силуэтных стереоизображений раз" личных транспортных средств либо пешеходов путем размещения между объективами и фильмовым каналом стереопроектора.7 соответствующих диспаратных силуэтных изображений.
По команде с. задатчика 5 с помощью привода 11 замеры пар пластин пласти" ны 10 из кассеты . 9 занимают рабочее положение в держателе 12. Для имитации приближения к наблюдаемому на дороге транспортному средству пластины 10 с помощью, привода 13, управляемого блоком 4 моделирования, совместно приближаются к объективам стереопроектора 7 (масштаб изображения транспортного средства увеличивается ) и одновременно взаимно раздвигаются с помощью привода 14, что обеспечивает правильное восприятие обучаемым стереоизображения. При имитации "отставания" обе пластины приближаются к фильмовому каналу и одновременно сближаются между собой (вплоть до переноса стереоизображения в бесконечность).
При имитации обгона транспортного средства либо объезда пешехода пластины 10 одновременно с перемещениями, соответствующими сближению, выводйтся приводом 14 из поля зрения объектива стереопроектора 7 (путем их совместного перемещения поперек, оптической оси). В момент ввода и вывода пластин
I0 в держатель их замены проекционная лампа выключается приблизительно на 0,5 с, 1.1}59052
Составитель. Л. Резникова, Редактор С. Тимохина Техред А.Кикемезей Корректор.А. Обручар
Заказ 3594/50,Тираж .452 Подписное
ВНИКНИ Государственного. комитета СССР по делам изобретений и открытий
I!3035, Москва Ж-35 Рауаская наб. д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4