Бесконтактная индукционная муфта-тормоз
Иллюстрации
Показать всеРеферат
БЕСКОНТАКТНАЯ ИНДУКЦИОННАЯ МУФТА-ТОРМОЗ, сЬдержащая магнитопро вод статора в риде ярма с тремя кол цевыми выступами,, между которыми размещены две кольцевые обмотки возбуждения , а средний кольцевой выступ вы полнен с зубцами-полюсами тормоза, два концентричных ротора, один из которых снабжен зубцами-полюсами муфты , отличающаяся, тем, что, с целью улучшения энергетических показателей, а также расширения функциональных возможностей,внешний ротор снабжен двумя немагнитными кольцами, размешенными напротив обмоток возбуждения по их вертикальным осям симметрии, а внутренний ротор снабжен одним немагнитным кольцом, размещенным по оси симметрии зубцовполюсов тормоза. .
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЯМЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (l9) ((() 4(5() Н 02 К 4 04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ н asTOP0KDMY СВИДВТВЪ СГВУ
ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (2I) 3682881/24-07 (22) 05.11.83 (46) 30.05.85. Бюл. Р 20 (72) Т.А.Щетинин, P,Ю.Цьщурии и А.N.Ëèòâèíåíêî P 1) Воронежский политехнический институт и Экспериментальный научноисследовательский институт кузнечнопрессового машиностроения (53) 621.825(088.8) (56) 1. Патент Англии 1(- 1056269, кл. Н 2 А, 1964.
2. Авторское свидетельство СССР
Ф 219680, кл. Н 02 К 49/02, 1964. (54)(57) БЕСКОНТАКТНАЯ ИНДУКЦНОННАЯ
МУФТА-ТОРМОЗ, содержащая магнитопровод статора в рипе ярма с тремя кольцевь1ми выступами,. между которыми размещены две кольцевые обмотки возбуж" дения, а средний кольцевой выступ вьг полнен с зубцами-полюсами тормоза, два концентричных ротора, один из которых снабжен зубцами-полюсами муфты, отличающаяся .тем, что, с целью улучшения энергетичес- ких показателей, а также расширения функциональных воэможностей, внешний ротор снабжен двумя немагнитнымн кольцами, размещенными напротив обмоток возбуждения по их вертикальным осям симметрии, а внутренний ротор снабжен одним немагнитным кольцом, размещенным по оси симметрии эубцовполюсов тормоза.
1 11591
Изобретение относится к индукци онным муфтам и тормозам и может быть использовано для регулирования частоты вращения и торможения производственных механизмов. 5
Известна бесконтактная индукцион, ная муфта, объединенная в одном корпусе с индукционным тормозом Р 3, Недостатком данного устройства являются большая масса и габариты, 10 что обусловлено раздельным выполнением магнитных систем муфты и тормоза, вследствие чего. система используется только в одном режиме»
Наиболее близкой к предлагаемой 1 является бесконтактная индукционная " муфта-тормоз с разветвленной симмет" ричной магнитной системой, содержа" щая магнитопровод статора в виде ярма с тремя кольцевыми выступами, меж- 20 ду которыми размещены две кольцевые обмотки возбуждения, а средний кольцевой выступ снабжен зубцами-полюсами тормоза, два концентричных ротора, один иэ которых снабжен зубцами-полюсами муфты (2).
При одинаковой полярности .подключения обмотки создают замыкающийся через оба ротора общий магнитный ноток, обеспечивающий работу муфтытормоза в режиме муфты.
Изменение полярности .на одной из обмоток приводит к образованию двух магнитных потоков, замыкающихся через ближайший к статору ротор и зубцы-полюса тормоза и создающих тормоз.35 ной момент.
Недостатками известной муфть-тор" моза являются низкие значения КПД, вращающего момента и передаваемой 40 мощности при работе в режиме муфты.
Это связано с тем, что часть общего магнитного потока ответвляется и проходит через зубцы-полюса на среднем кольцевом выступе статора, вызывая появление тормозного момента, увели» чивающего потери мощности и снижение передаваемого момента, К недостаткам известного устройства относится также возможность тормо-50 жения при равенстве токов обмоток и полном их использовании 1только одного ротора, тогда как перед реверсом целесообразно затормаживать и производственный механизм, и приводной Я двигатель, т.е, оба ротора.
Пель изобретения — улучшение зиерге" тических показателей и расширение
22 . 2 функциональных возможностей: устройства.
Укаэанная цель достигается тем, что в бесконтактной индукционной муфте-тормозе, содержащей магнитопровод статора в виде ярма с тремя кольцевыми выступами, между которыми размещены две кольцевые обмотки возбуждения, а средний кольцевой выступ выполнен с зубцами-полюсами тормоза, два концентричных ротора, один из которых снабжен зубцами-полюсами муфты, внешний ротор снабжен двумя немагнитными кольцами, размещенными напротив обмоток возбуждения по их вертикальным осям симметрии, а внутренний ротор снабжен одним немагнитным кольцом, размещенным по оси симметрии зубцовполюсов тормоза.
На чертеже схематически представлено предлагаемое устройство, сечение. в диаметральной плоскости.
Му*та-тормоз содержит магнитопровод l статора в виде ярма с тремя кольцевыми выступами, между которыми размещены кольцевые обмотки возбужде-. ния 2 и 3, а средний кольцевой выступ 4 снабжен зубцами-полюсами 5 тормоза. На валу 6 закреплен ротор 7 с зубцами-полюсами 8 и 9 муфты и немагнитным кольцом 10 в его средней части, по оси симметрии зубцов-полюсов тормоза, а на валу 11 закреплен ротор 12 с немагнитными кольцами 13 и
14, размещенными напротив обмоток возбуждения по их вертикальным осям симметрии.
Зубцы-полюса 8 и 9 муфты могут быть выполнены как на роторе 7, так и на роторе 12. Статор 1 может быть внутренним, а ротор 7 - внешним эле-ментами конструкции. Валы 6 и ll могуть быть использованы в качестве ведущих и ведомык.
Для работы в режиме муфты обмотки возбуждения 2 и 3 присоединяются к источнику постоянного тока при одинаковой полярности и создают общий магнитный поток (показан сплошной линией со стрелками }. Этот поток эамыкаетея через зубцы полюса 8 и 9 муфты и создает вращающий момент sa счет электромагнитного вза" имодействия с вихревыми токами, наводимыми в роторе 12.
При изменении полярности обмотки 3 токи в обмотках 2 и 3 протекают в противоположных направлениях
3 ll и образуют два магнитиых потока (показаны штриховьии линиями со стрелками ). Эти:потоки замыкаются через зубцы-полюса 5 тормоза, осуществляя торможение ротера 12, и зубцы-полюса ротора 7 относительно ротора 12.
Использование изобретения обеспечивает повышение энергетических показателей - КПД, момента, мощностипримерно в 1-,25 разя за "счет исцольэования магнитной системы тормоза в режиме муфты, а также расширяет
Функциональные возможности. путем
591 22 4 обеспечения торможения обоих роторов при работе в режимЕ тормоза.
Экономический эффект от внедрения бесконтактной индукционной муфтытормоза зависит от ее мощности и создается эа счет экономии электроэнергии и снижения массы и стоимости конструкции при том же вращающем моменте (тормозной момент известной муфты-. тормоза в режиме муфты составляет 25Х полезного вращающего момента, который снижается на эту величийу ).
Сос тавитель А е Трепутневз
Редактор Л.Веселовская. Техред Л.Иартяшова Корректор О.Луговая
ЮФ Ф
Заказ 3605/54 Тираж 646 . Подписное
ВНИИПО Государственного.комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 юеьмюФавю е евое
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4