Манипулятор
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. МАНИПУЛЯТОР, устанавливаемый на транспортном средстве и содержащий шарнирно укрепленньм на нем рабочий орган, состоящий из шарнирно сочлененных звеньев, и приводы их перемещения с силовыми гидроцилиндрами , 6т л и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик, повьшения маневренности и грузоподъемности , один из приводов перемещения звеньев выполнен в виде двух рычагов равной длины, одни концы которых соединены шарниром, на оси которого подвешен корпус гидроцилиндра, и двух ведущих рычагов равной длины, связанных шарнирно с другими концами рычагов и соединенных одними концами посредством шарниров со звеньями, а другими посредством шарнира скреплег ны со штоком указанного гидроциливдра поворота плеча. О) сд со ю 4 Ю
СОЮЗ СО8ЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (S l) 4
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3656162/27-11 (22) 21. 10. 83 (46) 30. 09.85. Бюл. М- 36 (72) Ф. И. Ковалев, M.È. Смир нов и В.П. Федоров (53) 621.873(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Р 823116, кл. В 25 J 5/00, 1967, (54)(57) 1, ИАНИПУЛЯТОР, устанавливаемый на транспортном средстве и содержащий шарнирно укрепленный на нем рабочий орган, состоящий из шарнирно сочлененных звеньев, и приводы их перемещения с силовыми гидроцилиндрами, о т л и ч а ю щ и й—. „„SU„„1159242 A с я тем, что, с целью улучшения э ксплуатацио нных характеристик, повышения маневренности и грузоподъемности, один из приводов перемещения звеньев выполнен в виде двух рычагов равной длины, одни концы которых соединены шарниром, на оси которого подвешен корпус гидроцилиндра, и двух ведущих рычагов равной длины, связанных шарнирно с другими концами рычагов и соединенных одними концами посредством шарниров со звеньями, а другими посредством шарнира скрепле".
С2 ны со штоком указанного гидроцилинд- Щ ра поворота плеча.
1159242
15
2. Манипулятор по п.1, о т л и— ч а ю шийся тем, что другой привод перемещения выполнен в виде стержней равной длины, одни концы ко
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к конструк:циям манипуляторов для механизации погрузочно-разгрузочных работ, выполняющих подъемно-транспортные опе5 рации и расположенных преимущественно на транспортном средстве.
Цель изобретения — улучшение эксплуатационных характеристик, повышение маневренности и грузоподъемности манипулятора.
На фиг. 1 изображен манипулятор в транспортном положении; на фиг.2— то же, общий вид.
Манипулятор 1, установленный в .кузове транспортного средства 2 с откидной крышей, содержит поворотную платформу 3, перемещаемую посредством механизма поворота 4, состоящего из электродвигателя, редуктора и шарикового круга 5.
Рабочий орган (" рука" ) манипулятора 1 установлен на платформе 3 с помощью шарнира 6 и состоит из стрелы 7, плеча 8 и предплечья 9 с захватом 10.
Стрела 7 выполнена в виде балки
П-образного сечения, к которой посредством шарнира 11 прикреплен корпус силового телескопического гидроцилиндра 12, шток которого шарниром 13 свя<0 зан с платформой 3.
Плечо 8 и предплечье 9 выполнены также в ниде балок П-образного сечения. Плечо 8 одним концом связано посредством шарнира 14 ао стрелой 7, а другим посредством шарнира 15 — с предплечьем 9.
Манипулятор 1 снабжен двумя ведущими рычагами 16 равной длины. Одни концы рычагов 16 шарнирами 17,установ-.
40 ленными внутри П-образных балок, прикреплены соответственно к стреле 7 и плечу 8, другие скреплены с помощью двойного шарнира 18 со штоком гидроцилиндра 19 поворота плеча 8. торых шарнирно связаны со звеньями, а другие соединены шарниром со штоком гидроцилиндра, корпус которого подвешен на оси шарнира звеньев.
Манипулятор 1 снабжен также звеньями 20, скрепленными одними концами в двойном шарнире 21, на оси которого свободно подвешен корпус гидроцилиндра 19. Другие концы звеньев 20 посредством шарниров 22 закреплены на рычагах 16.
При этом система рычагов 16 и звеньев 20 симметрична относительно продольной оси гидроцилиндра 19, проходящей через центр шарнира 14 сочленения стрелы 7 и плеча 8, а сумма геометрических длин ведущих рычагов 16 А + А больше суммы длин отрезков 8+4.
Размеры рычагов 16 и отрезков Ц.и
С между шарниром 14 и шарнирами 17 закрепления рычагов 16 на стреле 7 и плече 8 определены из условия проворачиваемости элементов. При этом условием существования кривошипа, т.е. элемента, который проворачивался бы о на угол 360, является следующее: сумма длин наибольшего и наименьшего элементов должна быть меньше или равна сумме длин двух других элементов.
В результате в манипуляторе осуществляется поворот плеча 8 относительно стрелы 7 на 320, минуя "мертвую
It точку и обеспечивая погрузку груза
Ъ на собственную платформу сзади себя.
Таким образом, улучшается маневренность манипулятора и обеспечивается зона обслуживания в пределах 360 .
Симметричное расположение системы рычагов 16 и звеньев 20 относительно оси гидроцилиндра 19 образует в рабочем положении дополнительное звено типа "ломающегося подкоса, воспринимающего нагрузку и разгружающего шарнир 14 сочленения стрелы и плеча, что повышает.кинематическую жесткость манипулятора и обеспечивает увеличение грузоподъемности манипулятора.
В манипулятор 1 введены также стержни 23 равной длины, одними концами посредством шарниров 24 закрепленные на изломах плеча 8 и предплечья 9, а другими посредством двойного шарнира 25. скрепленные со штоком гидроцилиндра 26 поворота 5 предплечья 9.Корпус гидроцилиндра
26 подвешен на оси шарнира 15 сочленения плеча 8 и предплечья 9.
Такая схема крепления гидроцилиндра
26 и стержней 23 обеспечивает угол поворота предплечья 9 относительно стрелы 8 в пределах 180 .
Манипулятор работает следукяцим образом .
Платформу 3 транспортного сред- 15 ства 2 останавливают около груза, подлежащего подъему и транспортировке.
Из транспортного положения в рабочее манипулятор 1 переводят 20 в следующей последовательности.
Подают рабочую жидкость в гидроцилиндр 19.При вдвижении штока гидроцилиндра 19 происходит поворот плеча 8 относительно неподвижной . 25 стрелы 7 за счет того, что рычаги
16 совершают вращательное движение относительно шарниров 17, а звенья 20 совершают плоскопараллельное движение. 30
Вдвижение штока гидроцилиндра
19 производят до момента выхода предплечья 9 на уровень, превьппающий вы1159242 4 соту задней стенки кузова транспортного средства.
Далее подают рабочую жидкость в телескопический гидроцилиндр 12 и гидроцилиндр 26 поворота предплечья 9.
При выдвижении штоков гидроцилиндров 12, 19 и 26 стрела 7 поворачивается относительно шарнира б, плеча 8 — относительно шарнира 14, а предплечье 9 — относительно шарнира 15. В результате манипулятор устанавливают в развернутое положение.
Посредством механизма поворота 4 поворачивают поворотную платформу 3 таким образом, чтобы рабочий орган ("рука") манипулятора оказался над грузом. "Рука" опускается, и происходит захват груза.
Далее при обратном движении штока гидроцилиндра 12 "рука" манипулятора
1 поднимается. Предплечье 9 поворачивается относительно шарнира 15 на максимально возможный угол поворота при обратном движении штока гидроцилиндра 26.
Затем происходит поворот плеча 8 .относительно шарнира 14 за счет обратного движения штока гидроцилиндра
19 на угол, определяемый местом установки груза на собственной платформе.
С помощью поворотной платформы 3 корректируется окончательное положение устанавливаемого груза.
1159242 Ðèã. Е
Составитель В.Шитов.
Редактор Л. Утехина Техред С.Мигунова Корректор Л. Бескид, Заказ 6646/4 Тираж 649 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4