Судовая пропульсивная установка

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СУДОВАЯ ПРОПУЛЬСИВНАЯ УСТАНОВКА, содержащая главный двига ель , выхлопной тракт которого сообщен с утилизационным котлом, подключенную к последнему паровую порщневую мащину, вспомогательный котел и движитель, соединенный валопроводами с двигателем и мащиной , отличающаяся тем, что, с целью повыщения надежности и маневр енности, паровая поршневая мащина подключена к вспомогательному котлу и установлена между движителем и двигателем.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

4(59 F 01 К 23 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPGHOINf СВИДЕТЕЛЬСТВУ

С5 . CO

CO

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3515279/24-06 (22) 12.10.82 (46) 07.06.85. Бюл. № 21 (72) В. П. Шостак, В. Ю. Захаров, И. В. Кисаров, Ю. В. Кисетов, В. И. Гершаник, Г. Г. Кирчев и А. М. Куклин . (71) Никблаевский ордена Трудового Красного Знамени кораблестроительный институт им. адм. С. О, Макарова (53) 621.165 (088.8) (56) 1. Козлов В. И. Судовые энергетические установки. Л., «Судостроение», 1975, с. 479.

2. Патент Великобритании — 1554766, кл. F 1 (1,опублик. 1979.,SU 1160070 А (54) (57) СУДОВАЯ ПРОПУЛЬСИВНАЯ

УСТАНОВКА, содерЖащая главный двигатель, выхлопной тракт которого сообщен с утилизационным котлом, подключенную к последнему паровую поршневую машину, вспомогательный котел и движитель, соединенный валопроводами с двигателем и машиной, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и маневренности, паровая поршневая машина подключена к вспомогательному котлу и установлена между движителем и двигателем.

1160070

ВНИИПИ Заказ 3714/29 Тираж 497 Подписное

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Изобретение относится к транспортным установкам и может быть использовано на судах, преимущественно ледокольного плавания, или буксирах.

Известна судовая пропульсивная установка, содержащая главный двигатель, главную передачу, валопровод и движитель — гребной винт, причем передача выполнена гидродинамической или электрической (1). ,Однако эти передачи имеют относительно низкие КПД и неудовлетворительные массогабаритные характеристики, что соответственно ухудшает экономичность установки. Кроме того, мощность установки с гидродинамической передачей ограничена.

Известна также судовая пропульсивная установка, содержащая главный двигатель, выхлопной тракт которого сообщен с утилизационным котлом, подключенную к последнему паровую поршневую машину, вспомогательный котел и движитель, соединенный валопроводами с двигателем и машиной (2) .

Однако в известной установке паровая поршневая машина питается паром только утилизационного котла, что не позволяет эксплуатировать ее при отключенном главном двигателе, например, при аварии.

В случае выполнения главного двигателя дизельным для его пуска необходим сжатый воздух, который хранится под давлением в баллонах. Необходимость обеспечения большого числа реверсов предопределяет значительный объем, габариты, и массу баллонов пускового воздуха, что затрудняет их размещение в машинном отделении и увеличивает материалоемкость энергетической установки в целом. Для периодического пополнения запасов пускового воздуха электрокомпрессором расходуется электрическая энергия, вырабатываемая на судне. Кроме того, в известной установке с прямой передачей мощности (на винт) наименьшая частота вращейия гребного винта ограничена минимальной, устойчивой скоростью вращения главного двигателя, что затрудняет управляемость судна на малых ходах (при швартовке, движении во льдах, узкостях, маневрировании на стесненной акватории порта и т. п.).

Цель изобретения — повышение надежности и маневренности установки.

Поставленная цель достигается тем, что в судовой пропульсивной установке, содержащей главный двигатель, выхлопной тракт которого сообщен с утилизационным котлом, подключенную к последнему паровую поршневую машину, вспомогательный котел и движитель, соединенный валопроводами с двигателем и машиной, паровая поршневая машина подключена к вспомогательному котлу и установлена между движителем и двигателем.

На чертеже изображена схема судовой пропульсивной установки.

Главный двигатель 1 валопроводом 2 соединен с паровой поршневой машиной 3, усгановленной между главным двигателем

1 и движителем 4 (гребным винтом). Выхлопной тракт 5 двигателя 1 сообщен с утилизационным котлом 6. Паровая поршневая машина 3 соединена с вспомогательным котлом 7. Для пуска главного двигателя 1 предусмотрен баллон 8 для воздуха.

При эксплуатации установки на номинальном режиме пар на машину 3 подают от утилизационного котла 6, работающего на выхлопных газах двигателя 1. Вспомогательный котел 7 отключен от машины 3 и питает общесудовые потребители.

Запуск главного двигателя 1 (малооборотного дизеля) может быть осуществлен либо с помощью сжатого воздуха из баллона 8, либо при помощи паровой поршневой машины 3, причем в этом случае пар

2S в последнюю подают от вспомогательного котла 7 (утилизационный котел 6 отключен).

Реверсирование двигателя 1 осуществляют путем его остановки и запуска с обратным направлением вращения любым описан.ным методом, причем запуск от машины 3 позволяет осуществить 30 — 40 реверсов в час, т. е. значительно повысить маневренность установки.

В случае переменного сопротивления движению судна (например, при плавании в сплоченных льдах) частота вращения движителя 4 меняется. При этом обратно пропорционально частоте вращения валопровода 2 изменяется среднее индикаторное давление в цилиндре машины 3, его напол40 не ие и развиваемь|й машиной крутящий момент. Машина 3 служит звеном, защищающим главный двигатель 1 от перегрузок и ударов при работе движителя 4 в неоднородных средах.

45 Кроме того, паровая поршневая машина

3 при питании от вспомогательного котла 7 может обеспечить вращение движителя 4 при отключенном главном двигателе 1 в случае аварии последнего или в тех случаях, когда скорость вращения движителя 4 меньше, чем . минимальная устойчивая скорость вращения главного двигателя 1.

Таким образом, предлагаемое выполнение установки способствует улучшению ма-. невренных качеств и повышению эксплуатационной надежности судна в целом.