Гидротрансформатор
Иллюстрации
Показать всеРеферат
-ГИДРОТРАНСФОРМАТОР, содержащий установленные в корпусе с образованием рабочей полостн насосное и турбинное колеса, имеющие симметрично расположенные один относительно другого торы и чаши с прнмыкающнмн к торам допастями , размещенные . симметрично относительно оси симметрии рабочей полости, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности работы гидротрансформатора путем уменьшения конфузорно-диффузорных потерь при обтекании лопастей, ось симметрии торов насосного и турбинного колес смещена относительно оси симметрии рабочей полости. (Л Од Од
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК..SU„„1160160 A
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
Qp fg;,„.
3 13 ":
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ
К,А BTOPGXOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
С5
CO
Ж
CO (21) 3683974/25-06 (22) 30.12.83 (46) 07.06.85. Бюл. № 21 (72) Л. А. Румянцев и М. К. Яржемский (71) Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт и Горьковский автомобильный завод (53) 621.83 (088.8) (56) 1. Чередниченко Ю. И. Испытания автомобильных гидромеханических передач.
М., «Машиностроение», с. 6 — 9, рис. 1.
2. Мазалов Н. Д., Трусов С. М. Гидромеханические коробки передач, М., «Машиностроение», 1971, с. 103„ рис. 46. (54) (57) ГИДРОТРАНСФОРМАТОР, содержащий установленные в корпусе с образованием рабочей полости насосное и турбинное колеса, имеющие симметрично расположенные один относительно другого торы и чаши с примыкающими к торам лопастями, размещенные симметрично относительно оси симметрии рабочей полости, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности работы гидротрансформатора путем уменьшения конфузорно-диффузорных потерь при обтекании лопастей, ось симметрии торов насосного и турбинного колес смещена относительно оси симметрии рабочей полости.
1160160
Изобретение относится к гидродинамическим передачам преимущественно транспортных машин и касается .выполнения гидротр а нсформ атор а.
Известны гидротрансформаторы, содержащие реактор, а также насосное и турбинное колеса, имеющие выполненные из листового материала наружные чаши и внутренние торы, образующие рабочую полость в виде осесимметричных поверхностей, между которыми установлены лопасти 11).
Недостатком известных гидротрансформаторов является наличие конфузорно-диффузорных участков в круге циркуляции. На этих участках может происходить отрыв потока рабочей жидкости от стенок межлопастных каналов, что является причиной дополнительных гидравлических потерь, снижаки,их КПД гидротрансформатора., известны также гидротрансформаторы, содержащие установленные в корпусе с образованием рабочей полости насосное и турбинное колеса, имеющие симметрично расположенные один относительно другого торы и чаши с примыкающими к торам лопастями, размещенные симметрично относительно оси симметрии рабочей полости (2).
Торы и чаши вместе с лопастями образуют одинаковые в меридианальном сечении проточные части у турбинного и насосного колес. При этом межлопастные каналы насосного колеса являются диффузорными, и наибольшие гидравлические потери приходятся на потери трения в нем. Форма межлопастных каналов турбинного колеса является также неблагоприятной, что приводит к снижению эффективности работы гидротрансформатора.
Цель изобретения — повышение эффективности работы гидротрансформатора путем уменьшения конфузорно-диффузорных потерь при обтекании лопастей.
Поставленная цель достигается тем, что в гидротрансформаторе, содержащем установленные в корпусе с образованием рабочей полости насосное и турбинное колеса, имеющие симметрично расположенные один относительно другого торы и чаши с примыкающими к торам лопастями, размещенные симметрично относительно оси симметрии рабочей полости, ось симметрии торов насосного и турбинного колес смещена относительно оси симметрии рабочей полости.
На фиг. 1 показан гидротрансформатор; на фиг. 2 — развертка турбинного колеса кольцевой поверхностью, разрез А — А на фиг. 1.
Гидротрансформатор имеет расположенные в корпусе 1 насосное 2 и турбинное 3 колеса, образующие рабочую полость 4. Насосное 2 и турбинное 3 колеса содержат симметрично расположенные относительно
15 оси 5 торы 6 и 7 и чаши 8 и 9 с примыкающими к торцам 6 и 7.лопастями 10 и 11.
При этом ось симметрии рабочей полости гидротрансформатора, образованной чашами 8 и 9, не совпадает с осью 5 симметрии, образованной торами 6 и 7. Это приводит к тому, что расстояние Ся между чашей 8 и тором 6 насосного колеса 2 больше, чем расстояние С между тором 7 и чашей 9 турбинного колеса 3.
Такое выполнение насосного и турбин25 ного колес позволяет получить различные площади проходных сечений насосного и турбинного колес при использовании одинаковых по форме и размерам торов и чаш, образующих проточную часть этих колес.
При движении жидкости во время работы гидротрансформатора в кругу циркуляции гидравлические потери снижаются из-за уменьшения диффузорности проходного сечения межлопастного канала турбинного колеса 3 в зоне максимальной его ширины b tax (фиг. 2) при незначительном
35 изменении проходных сечении на входе b и выходе b из турбинного колеса.
Уменьшение гидравлических потерь, составляющих основную часть потерь мощности при движении рабочей жидкости в кру4О гу циркуляции гидротрансформатора, приводит к повышению эффективности работы гидротрансформатора и увеличению его
КПД.
1160160
Редак гор А. Козо риз
Заказ 3725/34
Составитель А. Бриммер
Техред И. Верес Корректор В. Бутяга
Тираж 898 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и .открытий
1!3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4