Приработочное масло для обкатки трущихся поверхностей деталей механизмов после сборки
Иллюстрации
Показать всеРеферат
J5 116142
Класс 23с, la
СССР
1
1 .-г
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
В. В. Гальченко, E. Л. Альперович, Г. Г. Виннер, В. Д. Песков, А, В, Калинин, К. И. Цветкова и В. В. Лисицын
ПРИРАБОТОЧНОЕ МАСЛО ДЛЯ ОБКАТКИ ТРУ1ЦИХСЯ
ПОВЕРХНОСТЕЙ ДЕТАЛЕЙ МЕХАНИЗМОВ ПОСЛЕ СБОРКИ
Заявлено 6 февраля 1988 г, за № 891737 в Комитет по делам изобретени11 и открытий при Совете Министров СССР
Периоду полноценной эксплуатации механизмов предшествует послесборочный период обкатки, с целью приработки сопряженных узлов.
Для автомобильных двигателей и узлов трансмиссий период обкатки проходит в два этапа: стендовый и эксплуатационный. Для двигателей, а также узлов трансмиссий, изготовляемых в качестве запасных частей, существует только стендовый, но очень длинный период обкатки, составляющий значительную часть их рессурса.
Предельного сокращения времени стендовой обкатки различных механизмов и машин можно достичь многими конструктивными и технологическими мероприятиями. Наиболее простой, короткий, малотрудоемкий и дешевыи способ сокращения периода приработки механизмов обкаткой заключается в применении масел с минимально допустимой вязкостью, которые содержат присадки, обладающие химической и поверхностной активностью, защищающие детали от задиров, а механизмы— от аварий.
Известно только одно обкаточное масло с присадкой для автомобильных двигателей (ВТУ-548-55) . Оно благодаря наличию 3%-ной противозадирной присадки 33-2 обеспечивает хорошую обкатку двигателей, име1ощих тарелки толкателей с фосфатным покрытием. Для обеспечения приработки толкателей из цементованной стали 15Х и кулачков распределительного вала двигателей ЗИЛ-120, ЗИЛ-121 и ЗИЛ-124, не имеющих фосфатного покрытия тарелок толкателей, необходимо увеличение в составе данного масла присадки 33 — 2 до 10%, что крайне удорожает стоимость масла.
Описываемое приработочное масло, применяемое для обкатки двигателей, узлов трансмиссий автомобилей и различного станкооборудования, обеспечивает в течение нескольких минут получение прочных пленок сульфидов металлов в условиях низких температур. № 116142
Предмет изобретения
Приработочное масло для обкатки трущихся поверхностей деталей механизмов после сборки, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью сокращения сроков приработки поверхностей трения сопряженных деталей, в состав приработочного масла входит минеральное масло с меньшей вязкостью, чем эксплутационное, осерненный экстракт фенольной очистки масел с содержанием серы 6 — 10 jo и органические сульфокислоты.
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Редактор Л. М. Струве
Информационно-издательский отдел
Обьем 0,17 и. л. Зак. 3353
Подп. к печ. 10.1Х-58 г.
Тираж 700 Цена 25 коп.
Типография Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Петровка, 14
Состав приработочного масла характеризуется наличием минеральной основы — любое минеральное масло, менее вязкое, чем эксплутаци- онное для данного механизма; серного или фосфорно-серного компонента и различных сульфокислот.
Целевые составы масел подбираются в зависимости от назначения и контролируются по содержанию фосфора, серы и общей кислотности масла. Характерной особенностью предлагаемых составов масел является наличие серы, активно проявляющей себя во время приработки при кснтактных нагревах, вследствие наличия активатора, с образованием сульфидно-оксидных пленок на металлах.
Пример 1. В состав масла для послесборочной обкатки автомобильных двигателей ЗИЛ-120, ЗИЛ-121 и ЗИЛ-124 входит 97 — 98% масла «20В» (веретенное «3В»), ГОСТ 2854 — 51; 0 — 3% осерненного экстракта фенольной очистки масел с содержанием серы б — 10%; 0,1 — 0,5% нефтяных сульфокислот, ГОСТ 463 — 53.
Компоненты обкаточного масла вводятся ц оборотную смкость и масляную систему последовательно, либо комплексно, смешиваясь при перекачках Приработка двигателей происходит на холодном и горячем режимах по принятому технологическому процессу. Качество приработки двигателей контролируется по внутренним потерям мощности и визуальному осмотру наиболее уязвимых деталей (в данном примере по отсутствию задиров толкателей и кулачков распределительных валов).
Масло регенерируется двойным отстоем и выпариванием воды.
Пример 2. В состав масла для послесборочной обкатки крупногабаритных прессов для штамповки деталей автомобильных рам входит
55 — 95% масла «45В» (машинное «СВ»), ГОСТ 2854 — 51; 0 — 10% осерненного экстрата фенольной очистки масел с содержанием серы б — 10%;
1 — 3% нефтяных сульфокислот, ГОСТ 463 — 53.
Минеральная основа и активирующие компоненты заливаются последовательно в непрерывно действующую систему смазки пресса с последующей подачей к узлам трения. Обкатка пресса производится по принятому технологическому режиму и контролируется по отсутствию заеданий трущихся деталей во всех узлах трения.