Устройство для электрохимической защиты гребных винтов от коррозии

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТР ХИМИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ГРЕБНЫХ ВИНТОВ ОТ КОРРОЗИИ, содержащее корпус, соединенный с корпусом судна, ток съемное кольцо, установленное на лопроводе и соединенное с гребным винтом, и щетки, отличающеес я тем, что, с целью повышения эффективности защиты путем з еньшения переходного сопротивления системы , оно снабжено контактными ребрами, закрепленными на кольце а корпус заполнен токопроводящим наполнителем. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что корпус выполнен из диэлектрического материала , внутренняя поверхность его покрыта проводящим слоем, а устройство снабжено размыкателем, соединенным с корпусом сУдна. 7 п 5

СОЮЗ COBETCHHX

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК () 9) (I I) 1 4

4(si) С 23 F 13/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМ .Ф СВИДЕТЕЛЬСТБУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3651979/22-02 (22) !1.07.83 (46) 15.06.85. Бюл. В 22 (72) Н.М. Нестеров, В.И. Емелин, Д.Г. Филимонов, О.В. Мясников и В.П. Мохов (53) 620. 197.5(088.8) (56) 1. ОСТ 5.3089-76.

2. Авторское свидетельство СССР

У 469772., кл. С 23 F 13/00, 1969. (54)(57) 1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ГРЕБНЫХ ВИНТОВ

ОТ КОРРОЗИИ, содержащее корпус, соединенный с корпусом судна, токосъемное кольцо, установленное на ва°, 7 лопроводе и соединенное с гребным винтом, и щетки, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью повышения эффективности защиты путем уменьшения переходного сопротивления системы, оно снабжено контактными ребрами, закрепленными на кольце а корпус заполнен токопроводящим наполнителем.

2. Устройство по п. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что корпус выполнен иэ диэлектрического материала, внутренняя поверхность его покрыта проводящим слоем, а устройство снабжено размыкателем, соединенным с корпусом судна.

11615

Изобретение относится к катодной защите гребных винтов судов и может быть использовано в системе электрохимической защиты от коррозии гребных винтов судов. 5

Известны контактно-щеточные устройства (КЩУ), механически подключающие гребные винты к корпусу судна при помощи щеток 1).

Недостатком известных КЩУ является непосредственный износ щеток и засаливание контактного .кольца, создающе недостаточное электрическое соединение гребного винта с корпусом судна. 15

Наиболее близким к предложенному по технической сущности и достигаемому результату является устройство для электрохимической защиты гребных винтов от коррозии, со- 20 держащее корпус, соединенный с корпусом судна, токосъемное кольцо, установленное на валопроводе и соединенное с гребным винтом, и щетки (2 1. 25

Недостатком известного устройства является наличие переходного сопротивления на паре токосъемное кольцо — щетки, которое при вращении гребного винта, а следовательно, Зп и контактного кольца, увеличивается на порядок. Засаливание токосъемного кольца происходит вследствие механического трения щеток, их износа, а также оседания на токосъемное коль-35 цо паров машинного масла, которым ,смазываются подвижные сопряжения деталей. Кроме того,. в судовых условиях пары масла и влаги присутствуют в машинных помещениях, где уста-10 навливаются КЩУ, что также ведет к эасаливанию токосъемного кольца и повышению переходного сопротивления на паре токосъемное кольцо — щетки.

Недостатком известного устройства является также ограничение скорости вращения гребного винта, так как при увеличении скорости вращения валопровода прижим щеток станолится нестабильным вследствие радиального боя валопровода, и прижим щеток к токосъемному кольцу необходимо увеличивать, в результате чего повышается их механический износ. 55

Укаэанные недостатки отрицательно сказываются на надежности соединения гребного винта с корпусом

94 г судна и снижают эффективность электрохимической защиты гребного винта в режимах стоянки и вращения, так как вносят добавочное сопротивление в цепь гребной винт — корпус судна.

Цель изобретения — повышение эффективности защиты путем уменьшения переходного сопротивления системы.

Поставленная цель достигается. тем, что устройство для электрохимической защиты гребных винтов от коррозии, содержащее корпус, соединенный- с корпусом судна, токосъемное кольцо,. установленное на валопроводе и соединенное с гребным винтом, и щетки, снабжено контактными ребрами, закрепленными на кольце, а корпус заполнен токопроводящим наполннтелем.

Корпус выполнен из диэлектрического материала, внутреняя поверхность его покрыта проводящим слоем, а устройство снабжено размыкателем, соединенным с корпусом судна.

На фиг. 1 приведено устройство для электрической защиты гребных винтов судов в морской воде; на фиг. 2 — расположение контактных ребер на токосъемном кольце вдоль оси валопровода.

Устройство состоит из корпуса 1 с сальниковым уплотнением 2 (для обеспечения пыленепроницаемости), токосъемного кольца 3, соединенного с гребным винтом (не показан), например, кабелем 4. Внутренняя полость 5 корпуса 1 заполнена токопроводящим наполнителем 6 выше верхней точки 7 токосъемного кольца 3. Корпус 1 через прерыватель 8 может .подключаться или отключаться от корпуса 9 судна. Токосъемное кольцо 3 содержит контактные ребра 10 для увеличения площади контакта с токопроводящим наполнителем 6.

На фиг. 1 ребра !О расположены в плоскости, перпендикулярной оси вращения валопровода.

На фиг. 2 ребра 10 расположены параллельно оси вращения валопровода (вдоль валопровода).

Для диаметра валопровода 180 мм устройство имеет следующее конкретное исполнение.

Корпус устройства 1 имеет цилиндрическую форму (внутренний диаметр 380 мм, длина по валопро1161594 воду 300 мм)..В качестве сальникового уплотнения 2 с вращающимся токосъемным кольцом 3 используются резиновые манжеты (ГОСТ 8752-79) . Токосъемное кольцо может соединяться с гребным винтом кабелем 4. Внутренняя полость ..5 устройства заполняется токопроводящим наполнителем 6, например графитом, выше верхней точки 7 токосъемного кольца 3 до полного заполнения полости. Корпус 1 устройства устанавливается на изолирующем основании и через прерыватель 8 мо:кет подключаться или отключаться от корпуса 9 судна. На токосъемном кольце 3 закреплены четыре контактных ребра 10, равноотстоящих друг от друга, диаметром

280 мм и толщиной 2 мм, увеличивающие площадь контактного кольца с токопроводящим наполнителем 6.

Устройство работает следующим образом.

В режиме стоянки ток гребного винта стекает на корпус судна по цепи кабель. 4 — токосьемное кольцо

3 — токопроводящий наполнитель Ь— корпус 1 — замкнутый прерыватель 8 корпус судна.

При вращении гребного винта и, соответственно, валопровода с токосъемным кольцом вращаются контакт— ные ребра, закрепленные на токосъемном кольце. Корпус устройства устанавливается неподвижно и соеди1 няется с корпусом судна через прерыватель.

Контактные ребра вращаются в среде токопроводящего наполнителя и через него имеют постоянное соединение с корпусом устройства. При. увели4 чении скорости вращения гребного винта контактные ребра постепенно увлекают за собой токопроводящий наполнитель, который под действием центробежной силы прижимается к окружности корпуса, а также к плоскостям контактных ребер, создавая надежное соединение токосъемного

10 кольца и контактных ребер с корпусом устройства. При этом в режиме вращения ток гребного винта также стекает на корпус судна по цепи кабель 4 — токосъемное кольцо 3 с контактными ребрами 10 — токопроводя15 ! щий наполнитель 6 — корпус 1 — замкнутый прерыватель 8 — корпус судна.

При необходимости отключения гребного винта от корпуса судна в режиме вращения или стоянки размыкается прерыватель 8, разрывающий токопроводящую цепь.

Применение в качестве токосъемного элемента токопроводящего наполнителя позволяет исключить механический износ графитового токосъемного элемента, ограничение скорости вращения гребного винта, изменение переходного сопротивления устройства в разных режимах работы sa счет обволакивания контактных ребер токопроводящим наполнителем.

Устройство позволяет повысить надежность электрического соединения гребного винта с корпусом судна в режиме вращения и стоянки.

Ожидаемый эффект от применения устройства заключается в повьппении эффективности электрохимической защиты от коррозии гребных винтов

40 судов и составляет около 500 руб. на устройство.

1161594

Фиг. 2

Заказ 3941/33 Тираж 900

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Филиал П1П! ".Патент", r Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель С. Пономарев

Редактор Л. Веселовская Техред И.Асталош Корректор N. Пожо