Коробка перемены передач

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. КОРОБКА ПЕРЕМЕНЫ ПЕРЕДАЧ, содержащая корпус, ведущий, промежуточный и ведомый валы с установленными на них шестернями, находящимися попарно в постоянном зацеплении, на ведущем и ведомом валах шестерни посажены , жестко, ,а с промежуточным валом соединены каждая механизмом сцепления в виде соединительной муфты, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения автоматического переключения передач и автоматического поддержания заданного крутящего момента, она снабжена установленньою на каждой паре шестерен центробежными муфтами сцепления, состоящими из двух коаксиально расположенных на ведущем валу барабанов, внутренний из которых жестко закреплен на нем, а наружный - с возможностью вращения и имеет зубчатые венщ, взаимодействующие с шестернями промежуточного вала, и укрепленных на внутренних барабанах подпружиненньЬс в радиальном направлении инерционных грузовиков с фрикционными накладками, взаимодействукицими с наружными барабанами , а соединительные муфты вьшолиены обгонными.S 2. Коробка перемены передач по (Л П.1, отличающаяся тем, что она снабжена парой тормозных С зубчатых колес, одно из которых « установлено на ведущем валу посредстN« вом обгонной муфты, а другое - на промежуточном валу. а 4 00

СОКИ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„Я0,11 174

4(5l) Р 16 Н 3/20

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3649943/25-28 (22) 09.08.83 (46) 15.06.85. Бюл. У 22 (72), И.А.Смирнов (53) 621.831 (088.8) (56) 1.Денисов А.Г., Добрых Л.И. и др. Автомобиль-самосвал. Белаз-540.

И., ".Иашиностроение", 1971, с.99-144, рис. 56 (прототип). (54)(57) 1. КОРОБКА ПЕРЕМЕНЫ ПЕРЕДАЧ, содержащая корпус, ведущий, промежуточный и ведомый валы с установленными на ннх шестернями, находящимися попарно в постоянном зацеплении, на ведущем и ведомом валах шестерни посажены.жестко,,а с промежуточным валом соединены каждая механизмом сцепления в виде соединительной муфты, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения автоматического переключения передач и автоматическоФ го поддержания заданного крутящего момента, она снабжена установленными на каждой паре шестерен центробежными муфтами сцепления, состоящими из двух коаксиально расположенных на ведущем валу барабанов, внутренний из которых жестко закреплен на нем, а наружный — с возможностью вращения и имеет зубчатые венцы, взаимодействующие с шестернями промежуточного вала, и укрепленных на внутренних барабанах подпружиненных в радиальном направлении инерционных грузовиков с фрикционными накладками,.взаимодействующими -с наружными барабанами, а соединительные муфты выполнены обгонными.

2. Коробка перемены передач по п.1, отличающаяся тем, что она снабжена парой тормозных зубчатых колес, одно из которых установлено на ведущем валу посредством обгонной муфты, а другое — на промежуточном валу.

116

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к 1 автоматическим коробкам передач.

Известна коробка перемены передач, содержащая корпус, ведущий, промежуточный и ведомый валы с установленными на них шестернями, находящимися попарно в постоянном зацеплении, на ведущем и ведомом валах шестерни посажены жестко, а с про- 1а межугочным валом соединены каждая

Механизмом сцепления в виде соединительной муфты. Соединительные муфты . в этой коробке кулачковые или зубчатые f1 1.

Однако переключение передач в известной коробке передач осуществляется вручную, не обеспечивая автоматического поддержания заданного крутящего момента. 20

Цель изобретения — обеспечение автоматического переключения передач и автоматического поддержания заданного крутящего момента.

Поставленная цель достигается 2 тем, что коробка перемены передач, содержащая корпус, ведущий,,промежуточный и ведомый валы с установленными на иих шестернями,.находящимися попарно в постоянном зацеплении, на ведущем и .ведомом валах шестерни посажены жестко, а с промежуточным валом соединены каждая механизмом сцепления в виде соединительной муфты, снабжена установленными на каждой .паре шестерен центробежными муфтами сцепления, состоящими из двух коаксиально расположенных на ведущем валу барабанов, внутренний из которых жестко закреплен на нем, а наружный — с возможностью вращения и имеет зубчатые венцы, взаимодействующие с шестернями промежуточного вала, и укрепленных на внутренних баРабанах подпружиненных в радиаль- 4 нои направлении инерционных грузиков c фрккционными накладками, взаимодействующими с наружными барабанами, а соединительные муфты выполнеды обгонными.

Кроме того, она снабжена парой тормозных зубчатых колес, одно иэ которых установлено на ведущем валу посредством обгонной муфты, а другое - на промежуточном валу.

На чертеже приведена кинематическая схема коробки перемены. передач.

1743

Коробка перемены передач содержит корпус 1, ведущий 2, промежуточный 3 и ведойый 4 валы. На ведущем валу 2 установлены свободно шестерни 5, 6 и 7 соответственно первой, второй и третьей передач, каждая нэ которых соединяется с валом 2 посредством центробежных муфт, состоящих из ведущих барабанов 8, жестко посаженных на валу 2, подпружиненных грузиков 9 с фрикционными накладками и ведомых барабанов 10, на которых жестко закреплены шестерни 5, 6 и 7.

На промежуточном валу 3 установлены посредством обгонных муфт 11 шестерни 12, 13 и 14 соответственно первой, второй и третьей передач, а также жестко установлена тормозная шестерня 15. Шестерня 15 находится в постоянном зацеплении с тормозной шестерней 16, установленной на ведущем валу 2 посредством обгонной муфты 17.

Совместно с шестерней 16 выполнена шестерня 18. На ведомом валу 4 установлена каретка 19 подвижно в осевом направлении, входящая в зацепление с шестернями 5 и 18. С ведомым валом

4 соединен варнатор, корпус 20 которого соединен с корпусом 1.

Коробка перемены передач работает следукщим образом.

При запуске двигателя, прогреве и регулировке его оборотов каретка

19 находится в нейтральном положении (не эацеплена с шестернями 5 и 18) .

После того, как двигатель запущен, прогрет и устойчиво работает на холостых оборотах, при которых центробежные муфты всех передач находятся в разъединенном состоянии, каретку

19 вводят в зацепление с шестерней

18 (положение вперед).

При достижении оборотов двигателя, соответствующих первой передаче, грузики 9 первой передачи заклинят ведущий вал 8 и ведомый 10 барабаны н крутящий момент от двигателя будет передаваться с ведущего вала 2 через центробежную муфту на шестерню 5, далее на шестерню 12, обгонную муфту 11, промежуточный вал 3, шестерню 18, каретку 19 и ведомый вал 4.

Шестерни 6 и 7 не вращаются.

При достижении оборотов двигателя, соответствующих второй передаче,сработает центробежная муфта второй передачи и крутящий момент от двигателя будет передаваться по цепочке:

ВНИИПИ Заказ 3952/40 Тираж 898 Подписное

Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная, 4

3 1161 ведущий вал 2, центробежная муфта второй передачи, шестерня 6, шестерня 13, обгонная муфта 11, промежуточный вал 3, шестерня 18, каретка 19 и ведомый вал 4. Шестерня 7 не вращается, а шестерня 12, соединенная с шестерней 5, имеет меньшую окружную скорость и поэтому проворачивается относительно промежуточного вала 3 на обгонной муфте 11, не участвуя в 10 передаче крутящего момента.

При достижении оборотов двигателя, соответствующих третьей передаче, сработает центробежная муфта третьей передачи и крутящий момент от дви- 15 гателя будет передаваться по цепочке: ведущий вал 2, центробежная муфта третьей передачи, шестерня 7, шестерня 14, обгонная муфта 11, промежуточный вал 3, шестерня 18, каретка 19 20 и ведомый вал. Шестерни 12 и 13, соединенные с шестернями 5 и,6, имеют меньшие окружные скорости и поэтому проворачиваются относительно промежуточного вала 3 на обгонных муфтах 11,25 не участвуя в передаче крутящего мо мента.

Движение транспортного средства назад обеспечивается установкой каретки 19 в зацепление с шестерней 5 первой передачи. Крутящий момент от

743 4 двигателя в этом случае передается по цепочке: ведущий вал 2, центробежная муфта первой. передачи, шестерня 5 каретка 19 и ведомый вал 4.

Режим движения транспортного средства с торможением двигателем данными передачами обеспечен быть не может вследствие наличия обгонных муфт 11 и поэтому в передачу введены тормозные шестерни 15 и 16 с обгонной муфтой 17. Крутящий момент передается от ведомого вала

4 через каретку 19, шестерни 18, 15 и 16, обгонную муфту 17 на ведущий вал 2.

В качестве регистра для увеличения диапазона передач и осуществления переключения передач пропорционально нагрузке на ведущие колеса транспортного средства использован вариатор, корпус 20 которого прикреплен к корпусу 1 коробки передач и его ведущий вал соединен с ведомыч валом 4 коробки передач.

Таким образом, предложенная коробка перемены передач обеспечивает плавный ступенчатый автоматический переход с одной передачи на другую в зависимости от передаваемой мощности двигателя и нагрузки на ведущие колеса транспортного средства.