Устройство для восстановления зубчатых колес
Иллюстрации
Показать всеРеферат
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС по авт.св. № 1055577, отл-и чающееся ш р; Л - -: г:} Wxj.-., .- . - ifV 1 .U --,. тем, что, с целью снижения энергоемкости процесса восстановления зубчатых колес, оно снабжено диском, размещенным между пуансоном и сепаратором соосно с ними и шарнирно закрепленным на последнем, и осью с консольным нажимным роликом, при этом в пуансоне перпендикулярно его геометрической оси выполнено отверстие под упомянутую ОСБ, а диск установлен с возмояшостью одной сво-. ей торцовой стороной по крайней мере с одним толкателем а другой - с нажимньм роликом.
(19) (11) СОЮЗ СОВЕТСНИХ
: СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ . РЕСПУБЛИК 1д) В 21 H 5/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
H ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61) 105557? (21) 3629256/25-27 (22) 05.08.83 (46) 23.06.85. Бюл. У 23 .(72) А.К.Лозовик, М.П.Марутян и Е.А.Семенько (7.1) Институт проблем надежности и долговечности машин АН Белорусской ССР (53) 621.771.67(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Ф 1055577, кл. В 21 Н 5/00, 09.07.82, (54)(57) УСТРОЙСТВО ДПЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС по авт.св.
М 1055577, о т л -и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью снижения энергоемкости процесса восстановления зубчатых колес, оно снабжено диском, размещенным между пуансоном и сепаратором соосно с ними и шарнирно закрепленным на последнем, и осью с консольным нажимным роликом, при этом в пуансоне перпендикулярно
его геометрической оси выполнено отверстие под упомянутую осв, а диск установлен с возможностью одной сво-. ей торцовой стороной по крайней мере с одним толкателем, а другой — с нажимным роликом.
1162539
Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано для восстановления изношенных зубчатых колес.
Цель изобретения — снижение энергоемкости процесса восстановления зубчатых колес.
На чертеже схематически изображено предлагаемое устройство, общий
Вид е
Устройство для восстановления зубчатых колес содержит пуансон 1, установленный с возможностью осевого перемещения, обкатные валки 2, цент.рирующую оправку 3 для установки восстанавливаемого зубчатого колеса
4, сеператор 5 и диск 6.
Сепаратор 5 жестко закреплен на гильзе 7 и установлен соосно пуансону 1 и центрирующей оправке 3 с воз- щ можностью осевого перемещения относительно последних. В сеператоре 5 равномерно по его окружности выполнены отверстия 8 для размещения внедряемых в торец зубчатого колеса 4 д металлических тел 9, например штифтов или втулок, и толкателей lo, установленных в отверстиях с воэможностью осевого перемещения относительно сеператора 5 и контактирующих с металлическими телами 9. Осевое перемещение сепаратора 5 и гильзы 7 может осуществляться как от индивидуального привода, так и от привода для перемещения пуансона (1).
Сепаратор 5, служащий в качестве направляющей для внедряемых в торец зубчатого колеса 4 металлических тел 9, предназначен также для огра-. ничения возможного вытекания перемещаемого металла на торце зубчатого
40 колеса 4.
Пуансон 1 установлен внутри гильзы 7 и снабжен нажимным роликом 11, установленным консольно на оси 12, 45 размещенной в отверстии; выполненном. в пуансоне перпендикулярно его геомет-. рической оси.
Между пуансоном 1 и сепаратором 5 размещен соосно им диск 6, закреплен- 0 ный с помощью шарового шарнира 13 на сеператоре 5 с возможностью поворота относительно последнего. Диск 6 одним своим торцем взаимодействует с нажимным роликом 11, а другим — SS с толкателями 10.
Оправка 3 предназначена. также для, центрирования сепаратора 5, жестко закреплена в шпинделе !4, связанном с приводом его вращения, и взаимодействует с сепаратором 5 посредством соединительного элемента, например шпонки 15. Последняя закреплена на торце оправки 3, входит в соответствующий ей паз 16, выполненный на торце сепаратора 5 и предназначена для синхронизации вращения зубчатоro колеса 4, сепаратора 5 и обкатных валков 2.
Кроме того, в результате контакта торца сепаратора 5 с торцем оправки 3, последняя служит ограничителем перемещений сепаратора 5 и препятствует смятию торца зубчатого колеса 4, т.е. процесс восстановления зубьев происходит только благодаря внедрению металлических тел 9 без изменения геометрических размеров зубчатого колеса.
Обкатные валки 2 имеют профиль зубьев, соответствующий профилю восстанавливаемого зубчатого колеса 4, и жестко закреплены на валах 17, связанных со шпинделем 14 с помощью механизма синхронизации их вращения, содержащего зубчатые колеса 18 и 19, жестко закрепленные соответственно на валах 17 и шпинделе 14. Обкатные валки 2 установлены с возможностью их радиального перемещения от силовых элементов и снабжены ребордами 20, препятствующими вытеснению металла на торец. зубчатого колеса 4 в процессе восстановления.
Внедряемые в торец зубчатого колеса 4 металлические тела 9 выполнены либб из того же металла, что и зубчатое колесо 4, либо из металла, равнопрочного материалу зубчатого колеса
4. Количество металлических тел 9 и их длина выбираются в зависимости от степени износа зубьев зубчатого колеса 4 и его геометрических размеров, при этом
d = (О,б-1,2)щ; g = О-,Я, где д -- наружный диаметр отверстия 8;
4 — внутренний диаметр металлического тела 9, выполненного в виде втулки; п1 — модуль зубчатого колеса 4.
Металлические тела 9 располагают в отверстиях 8 сеператора 5 по окружности зубчатого колеса 4 в непосредственной близости от зоны износа зубьев и с шагом, соответствующим шагу зубьев последнего. з I I Ü2
Устройство для восстановления зуб- чатых колес работает следующим образом.
Восстанавливаемое зубчатое колесо
4 устанавливается на центрирующей
5 оправке 3, которая закреплена в шпинделе 14. Обкатные валки 2 вводятся в зацепление с колесом 4 (при этом происходит зацепление синхронизирую1цих зубчатых колес 18 с зубчатым колесом 19) и включается привод вращения шпинделя 14. Затем венец вращающегося колеса 4 нагревается, например, секторным индуктором ТВЧ до температуры пластической деформации 1050-1060 С. После окончания нагрева включается привод осевого перемещения пуансона l и сепаратора
5, в отверстиях 8 которого установ- лены внедряемые металлические тела
9 и толкатели 10. Сепаратор 5, центрируясь по оправке 3, перемещается до упора его торца в торец оправки
3 и останавливается, при этом шпон ка !5 входит в паз- 16, обеспечивая синхронное вращение колеса 4 и сепаратора 5 с диском .6. После остановки сепаратора 5 пуансон I продолжает перемещаться, и нажимной ролик
ll начинает взаимодействовать с од30 ним торцем диска 6. Через другой торец диска 6 нажимной.ролик Il . одновременно взаимодействует с од539 ним или несколькими толкателями IO, которые и внедряют металлические тела
9 и нагретый торец венца колеса 4.
Внедряемые металлические тела 9 вытесняют металл из тела венца в зону износа зубьев колеса 4, а обкатные валки 2, создающие постоянный калибр, формируют размеры и профиль восстанавливаемых зубьев в соответствии с их первоначальными параметрами.
Для равномерного восстановления обеих сторон зубьев колеса 4 процесс внедрения металлических тел 9 осуществляют с реверсированием вращения шпинделя 14.
После окончания восстановления пуансон 1, сепаратор 5 и обкатные. валки 2 отводятся в исходное положение и привод вращения шпинделя 14 выключается. Колесо 4 с внедренными в его торец металлическими телами 9 снимается с оправки 3, и цикл повторяется со следующим восстанавливае-., мым зубчатым колесом.
Введение диска позволяет одновре- . менно внедрять в торец восстанавливаемого зубчатого колеса одно или несколько металлических тел, вследствие чего уменьшается величина усилия при внедрении, т.е. снижается энергоемкость процесса восстановления зубчатых колес., ! 162539
Составитель Г.Смирнов
Редактор О,Головач ТехредМ.Гергель Ко р рек тор С. Черни
Заказ 3992/9 Тираж 647 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Филиал ППП "Патент", r.Óæãoðîä, ул.Проектная,4