Способ монтажа ротора турбогенератора на электростанции
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СПОСОБ МОНТАЖА РОТОРА ТУР БОГЕНЕРАТОРА НА ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ, за ключающийся в том, что ротор разворачивают до совмещения его оси с осью статора турбогенератора и горизонтально перемещают ротор по меньшей мере на двух ходовых тележ ках с последукмцей установкой его внутрь статора, отличающийся тем, что, с целью сокраkn ,iik ftu8aema нктАт . каанон щения площади застройки, объема и материалоемкости здания электростанции и снижения затрат на его возведение путем уменьшения длинь несущих конструкций под ходовыми тележками , перед совмещением осей ротрра и статора турбогенератора заднюю ходовую тележку устанавливают под среднюю часть ротора, разворачивают последний путем поворота опорноповоротной платформы этой ходовой тележки с одновременным горизонтальным перемещением тележки с ротором по направлению от статора вдоль его оси до совмещения упомянутых осей, затем после перемещения ротора внутрь статора до подхода задней тележки к торцу статора ротор приподнимают с помощью подъемного крана, переставляют заднюю тележку под заднюю часть ротора и фиксируют ротор внутри -статооа.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
47 А (19) (11) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Йю, Жюуыйемая
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ HOMHTET СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3698855/27-11 (22) 14.11,83 (46) 23.06.85, Бюл. Ф 23 (72) В.Г.Дурягин, В.А.Елохин и .Г.И.Сокоушин (71) Московское отделение Института "Атомтеплоэлектропроект" (53) 621.864(088.8) (56) 1. Справочник монтажника тепловых и атомных электростанций, М., 19833 с. 381-383. (54)(57) СПОСОБ МОНТАЧА РОТОРА ТУРБОГЕНЕРАТОРА НА )ЛЕКТРОСТАН1 ИИ, заключающийся в том, что ротор разворачивают до совмещения его оси с осью статора турбогенератора и горизонтально перемещают ротор по меньшей мере иа двух ходовых тележках с последующей установкой его внутрь статора, о т л и ч а ющ и и .с я тем, что, с целью сокра4(51) В 66 F 19 00 В 23 Р 19/00 щения площади застройки, объема и материалоемкости здания электростанции и снижения затрат на его возведение путем уменьшения длины несущих конструкций под ходовыми тележками, перед совмещением осей ротрра и статора турбогенератора заднюю ходовую тележку устанавливают под среднюю часть ротора, разворачивают последний путем поворота опорноповоротной платформы этой ходовой тележки с одновременным горизонтальным перемещением тележки с ротором по направлению от статора вдоль его оси до совмещения упомянутых осей, затем после перемещения ротора внутрь статора до подхода задней тележки к торцу статора ротор приподнимают с помощью подъемного крана, переставляют заднюю тележку под заднюю часть ротора и фиксируют ротор внутри с та то oa.
Поставленная цель достигается тем, что согласно способу монтажа ротора турбогенератора на электро- 45 станции путем разворота ротора до совмещения его оси с осью статора турбогенератора и горизонтального перемещения ротора по меньшей мере на двух ходовых тележках с последую-50 щей установкой его внутрь статора, перед совмещением осей ротора и статора турбогенератора заднюю ходовую тележку устанавливают под среднюю часть ротора, разворачивают послед- 55 ний путем поворота опорно-поворотной платформы этой ходовой тележки с одновременным горизонтальным пе1 116274
Изобретение от»oc.èò<-я к подъем»отранспортному оборупованию, а именно к способу монтажа и демонтажа ротора турбогенератора »а электростанциях различного типа, 5
Известен способ монтажа ротора турбогенератора на электростанции,. заключающийся в том, что ротор разворачивают до совмещения его оси с осью статора турбогенератора и гори в 1О эонтально перемещают ротор по меньшей мере на двух ходовых тележках с последующей установкой его внутрь статора °
Этот способ осуществляется в здании машзала теплоэлектростанции с поперечным расположением турбогенераторов и расположением несущих конструкций типа эркер вне пределов здания, причем колея вдоль оси турбогенератора имеет ответвление под некоторым углом к этой оси с размещением в точке пересечения осей ответвления и турбогенератора(! ).
Недостатком известного способа является необходимость несущих конструкций под задней монтажной тележкой при перемещениях ротора.вне статора, вследствие чего увеличива— ется габарит ячейки энергоблока в пределах машзала, а это приводит к увеличению материалоемкости здания и хвостовой части фундамента турбогенератора, к удлинению технологических коммуникаций (шинопроводов, водоводов), Цель изобретения — сокращение площади застройки, объема и материалоемкости здания электростанции и снижение затрат на его возведение путем уменьшения длины несущих кон в 40 струкций под ходовыми тележками.
1 ремещением тележки с ротором по»анравле»ию от статора вдоль ето оси до совмещения упомянутых осей, затем после перемещения ротора внутрь статора до подхода задней тележки к торцу статора ротор приподнимают с помощью подъемного крана, переставляют заднюю тележку под заднюю часть ротора и фиксируют ротор внутри .статора.
На фиг. 1 схематично изображен ротор с тележкой вне статора, общий вид, на фиг. 2 — положения 1, П и Ш ротора, вид в плане, на фиг.3то же, при установке стационарного опорно-поворотного круга; на фиг,4тележка для осуществления способа, общий вид! на фиг. 5 — то же, вид в плане.
При сборке турбогенератора ротор
1 с произвольным положением его оси вне статора 2 на тележке 3, установленной под средней частью ротора 1, передвигается по колее 4 на фундаменте 5 из зоны действия груэоподъемных средств 6 (крюка крана) в зону, в которой обеспечивается необходимый разворот ротора 1 до совмещения его оси с осью турбогенератора перед вводом в статор 2. Далее ротор 1 с установленной передней ходовой (монтажной ) тележкой 7 перемещается вовнутрь расточки статора
2 до подхода тележки 3 к торцу лобовой части статора 2, после чего ротор 1 подвешивается к крюку 6 мостового крана, приподнимается для вывода тележки 3, опускается для установки тележки 3 на заднем конце ротора 1 через промежуточную опору 8 и перемещается на двух тележках (передней 7 — в расточке и задней 3 — по колее 4 ) вдоль расточки статора 2 с последующими операциями по известному способу до необходимого сближения поперечных магнитных осей ротора 1 и статора 2. При демонтаже последовательность положений ротора 1 и операций их осуществления обратная, В случае установки стационарного опорно-поворотного круга 9 {планшайбы с рельсами ) в зоне разворота ротора 1 тележка 3 переводится с
ll62 располагаемой под некоторым углом к оси турбогенератора ответвленной двухрельсовой колеи 10, на которой устанавливается ротор ) в начальное положение с помощью груэоподъемных средств, на колею 4.
Грузовая тележка 3 для осуществления способа содержит ходовую часть в виде квадратной или иной формы в плане металлической рамы 11, в уг- 1О лах которой устанавливаются ходовые колеса 12, а в осевбй области— опорный венец 13 с расположенной на нем через тела качения (не показаны ) опорно-поворотной платформой
14, снабженной ложементом 15 для укладки ротора ) через деревянные
{или из иного материала) прокладки 16.
Для установки тележки 3 под зад- щ ний конец ротора 1 (применение в качестве задней монтажной тележки ) на передней стороне рамы 11 предусматривается установка на фланце промежуточной .опоры 8, конструктивно аналогичной с несущей частью задней монтажной тележки, применяемой по известному способу.
Пои работе тележки 3 ходовая часть ее обеспечивает поступательное перемещение ротора 1 вдоль оси турбогенератора по двухрельсовой колее 4, а поворотная часть — вращательное относительно вертикальной
747 4 оси, проходящей через центр тяжести ротора или другую точку на оси ротора в пределах базы, обеспечивающей устойчивое положение ротора 1 в вертикальной плоскости, проходящей через его центр тяжести.
Вращение поворотной платформы 14 относительно опорного венца 13 и передача упорных и радиальных нагрузок осуществляются через тела качения в виде колес с ребордами или шариков, устанавливаемых в кольцевых дорожках на венце 13 и опорном кольце ложемента 15.
При применении стационарного опорно-поворотного круга 9 на раме ll тележки 3 жестко фиксируется ложемент 15 с помощью радиальных ребер, а габарит круга 9 вмещает габарит ходовой части тележки 3.
Применение предлагаемого способа уменьшает длину несущей части фундамента по оси турбоагрегата на отметке обслуживания, что сокращает пролет машэала (при поперечном расположении турбоагрегата ) или длину ячейки энергоблока (при.продольном расположении турбоагрегата). Это ведет к сокращению площади застройки и протяженности коммуникаций и уменьшению расхода материалов и трудозатрат на строительство машзала.
Предлагаемый способ применим для любого типа турбогенератора.
ПО71 ОЯЕНиЕ Т
1162747
1162747
11 12
Фиг5
Составитель А. Клопова
Редактор А.Шишкина Техред Т.Дубичнак Корректор М.Розман
Заказ 4056/19 Тираж.804 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород,ул, Проектная, 4.