Способ переработки нефти
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ путем разделения исходного сьфья на жидкую и паровую фазы с последующей перегонкой этих фаз в атмосферной колонне при подаче паровой фазы и водяного пара в отгонную секцию атмосферной колонны и перегонкой. полученного остатка в вакуумной колонне, отличающийся тем, что, с целью снижения энергозатрат на процесс, паровую фазу направляют в середину отгонной секции атмосферной колонны.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
4(з1) С 10 G 7/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3670645/23-04 (22) 02.12.83 (46) 23.06.85. Бюл. Ф 23 (72) Б.К.Марушкин и И.А.Беликова (71) Уфимский нефтяной институт (53) 665.63(088.8) (56) 1. Александров И.А.,Перегонка и ректификация в нефтепереработке.
М., "Химия", 1981, с. 156.
2. Патент США Р 4087354, кл. 208-251, опублик ° 1978 (прототип). (54)(57) СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ путем разделения исходного сырья на жидкую и паровую фазы с последующей перегонкой этих фаз в атмосферной колонне при подаче паровой фазы и водяного пара в отгонную секцию атмосферной колонны и перегонкой, полученного остатка в вакуумной колонне, отличающийся тем, что, с целью снижения энергозатрат на процесс, паровую фазу направляют в середину отгонной секции атмосферной колонны.
1162852
Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности и может быть использовано при первичной перегонке нефти.
Известен способ переработки нефти ректификацией с использованием атмосферной колонны с эвапоратором, с последующей перегонкой остатка атмосферной колонны (мазута) в вакуумной колонне. По этому спо- 10 собу нагретую в теплообменниках нефть вводят в эвапоратор и разделяют на паровую и жидкую фазы, Жидкую фазу нагревают в печи и подают в зону питания атмосферной колонны. Туда же !5 направляют и низкотемпературную паровую фазу. Для испарения из мазута светлых (дизельных) фракций в низ отгонной секции вводят водяной пар.
Мазут нагревают в печи и направляют ?О на разделение в вакуумную колонну (1).
Однако при этом не используется испаряющая способность паровой фазы, где концентрируются газовые компоненты и легкокипящие бензиновые фракции.25
Наиболее близким к изобретению является способ переработки нефти в атмосферной Колонне с эвапоратором и с;последующей перегонкой остатка атмосферной колонны в вакуумной 30 колонне, по которому нагретую в теплообменниках нефть вводят в эваноратор, где разделяют на паровую и жидкую фазы. Жидкую фазу нагревают в печи и направляют в зону питания атмосферной колонны, а низкотемпера турную паровую фазу подают под нижнюю тарелку отгонкой секции вместе с водяным паром (2).
Недостатком известного способа 40 являются IToBbH!lpííûå энергозатраты, так как ввод низкотемпературной паровой фазы из эвапоратора под нижнюю тарелку отгонкой секции атмосферной колонны снижает темпера- 45 туру низа колонны, Это, в свою очередь, приводит к увеличению расхода тепла в печи при нагреве остатка атмосферной колонны перед направлением его в вакуумную колонну. 50
Целью изобретения является снижение энергозатрат.
Поставленная цель достигается тем, что согласно способу переработки нефти путем разделения исход- 55 ного сырья на жидкую и паровую фазы с последующей перегонкой этих фаз в атмосферной колонне при подаче паровой фазы и водяного пара в отгонную секцию атмосферной колонны и перегонкой полученного остатка в вакуумной колонне, паровую фазу направляют в середину отгонной секции атмосферной колонны.
На чертеже приведена принципиальная схема проведения способа.
Нефть нагревают в теплообменниках 1 и направляют в эвапоратор 2.
Жидкую фазу по линии 3 выводят из эвапоратора, нагревают в печи 4 и вводят в зону питания атмосферной колонны 5, Паровую фазу из эвапоратора по линии 6 подают между тарелками в середину отгонной секции атмосферной колонны, в низ которой по линии 7 вводят водяной пар. Остаток атмосферной колонны отводят по линии 8, нагревают в печи 9 и направляют на разделение в вакуумную колонну 10.
Пример, Характеристика исходной нефти приведена в табл.
Для сравнения энергозатрат при ректификации нефти по известному и предлагаемому способам выполнены расчеты на 3ВМ для типовых условий работы колонн. В обоих вариантах температура в эвапораторе принята
170 С, в зоне питания атмосферной колонны 374 С. Давление в атмосферо ной колонне 0,3 MIIa расход водяного пара в отгонную секцию
1,0 мас.7 на нефть.
При перегонке получают фракции о бензиновую до 130 С, керосиновую
130-230 С,легкую дизельную 230280 С и тяжелую дизельную 280—
360 С.
Различные условия работы атмосферной колонны и, в частности, изменение схемы соединения эвапоратора с ректификационной колонной отражается, в основном, на качестве тяжелой дизельной фракции. В связи с этим отбор остальных продуктов закреплен, а выход тяжелой дизель— ной фракции подбирают таким образом, чтобы иметь ее постоянный групповой состав. В приведенных расчетах в тяжелой дизельной фракции контролируют содержание компонентов, выкипающих до 360 С (967 по ИТК), что обусловливает ее конец кипения 360 С. о
Расчеты по известному и предлага емому способам показывают, что выход тяжелой дизельной фракции задан1162852
Таким образом, на такую же величину сокращается и расход тепла в печи при нагреве остатка до одной и той же температуры перед ввоS дом его в вакуумную колонну.
В табл. 2 приведены составы тяжелой дизельной фракции и мазута, полученные при расчете известным и предлагаемым способами.
Из табл. 2 видно, что при работе колонны известным способом в мазуте остается 0,84 мас.X бензиновых и керосиновых фракций (компоненты, выкипающие до 280 С), из них 0,667.
15 бензиновых (po 180 С) и 0,237 газовых компонентов. При, работе по предлагаемому способу бензиновые компоненты в мазуте практически отсутстО вуют, а доля фракций до 280 С состав20 ляет 0,137. ного качества, а следовательно, и мазута практически одинаковы. При принятых условиях разделения остаток атмосферной колонны составляет
51 мас ° % от нефти с содержанием светлых фракций (компоненты, выкипающие до 360РС) 5,6 мас.X.
Из расчетов следует, что температура остатка атмосферной колонны при осуществлении перегонки нефти предлагаемым. способом составляет о
3410С, известным способом 334 С.
Повьппенная температура низа колонны обусловливает и повьппенный запас,тепла с остатком, который по предлагаемому способу составляет
48320 .кДж на 100 кг нефти, а по известному способу 46960 кДж на
100 кг нефти.
Таблица 1
1, r/0
Содержание компонентов Мол. масса в фракциях
J мас.7
0,425
0,425
1,906
6, 026
58
1,481
7 С4
4,12
36-80
80-100
100-120
120-130
130-14Г
2,474
8,50
11,50
14,00
15,50
17,00
20,00
23,50
26,50
3,00
106
7,50
117
1,50
122
1,50
140-160
130
3,00
3,50
142
160-180
154
3,00
180-200
200-220
220-230
230-240
240-260
260-270
29,50
167
3,00
178
31,25
33,00
36,50
38,25
1,75
186
1,75
198
3,50
209
1,75
Компоненты и температура разделения фракций, С
0,494
0,579
0,620
0,706
0,735
0,754
0,772
0,778
0,788
0,796
0,805
0,826
0,834
0,837
0,842
0,852
1162852
Продолжение табл.1 г/см
Компоненты и темпе тура разделения фр цнй, С
Содержание компонентов в фракциях. масса
° ЬМВИФ Вй Э4ф ФФ
1,75
217
0,857
0,860
1,50
225
3 50.
239
0,866
0,885
0,896
3,25
260
1,75
2,00
274
0,897
285
2,00
295
0,898
0,8985
0,899
0,8995
1,00
304
1,00
310
314
1,00
0,9005
1,00
320
1,50.327
0,903
0,9!8
0,965
4 50
348
420+
36,00
502
Т а б л и ц а 2
Известный способ
Предлагаемый способ
Компоненты и температура разделе ния фракций
Дизельная фракция
Мазут
Дизельная фракция
Мазут
) (С +С
О.
Й С4
36-80
80-100
100-120
120-130
270-280
280-290
290-310.
310-330
330-340
340-350
350-360
360-365
365-370
370-375
375-380
380»390
390-420
40,00
41,50
45,00
48,25
50 00
52,00 .
54,00
55,00
56,00
57,00
58,00
59,50
64,00
100,00 мас.Х KX . мас.Х g X мас.7 K % мас.7 5: 7
О 0 О 01 О 01 О О
О О 0,05 0,06 О О О
О О О 17 О 23 00 О
О 0 0,07 0,30 0 0
О 0 0,08 - 0,38 О О 0
О О 0,07 О,45 О О
0 01 0,01 0,04 0,49 0,01 0,01 0
1 I 62852
Продолжение табл.2
Компоненты и темПредлагаемьй способ
Известный способ пература разделения фракций
Дизельная фракция
Дизельная фракция
Мазут
Мазут мас.Ж Z,X . мас X . Х мас.7
Е Х мас.й 5. 7.
0,53 О,OI 0,02
0,01 0,02 0 04
012014006059014016
0,66 0,27 0,43
0,71 0,54 0,97
0,75 1,10 2,07
0,77 1,17 3,24
0 79 1 76 5 00
0,82 7,16 12,16
0,83 6,79 18,95
0,01
0,01
0,01 0,02
0,01
0,03
0,03 0 06
0,03 0,09
0,84 7,84 26,79 0,04 0,13
7,91 32,99 0,02
34,80 0,06 0 19
0,86 8 01
20,85 53,84 0,10 0,96 20,41 55,21
0,28 0,47
1,30 18,43 74,64
0,61 . 1,08
19,34 73,18 0,34
9,27 82,45 0,57
330-340
1,87 8,76 82,40 0,72 1,80
8,22 90,67 1,42 — 3,29 7,97 90,37
1,53 3,33
340-350
350-360
360-365
96,22 2,30
98,06 6,47
5,64
2,31
5,59 5,62 95,99
5,55
7,06 1,90 97,89
1,45
7,09
1,84
8,85 0,96 98,851 1,76 8 85
0,90 98,96 1,79
365-370
1,88 10,73
1,97 ° 12,70
10,76 0,59 99,44
0,54 99,50 1,91
370-375
375-380
380-390
390-420
12 75 0,33 99,77
0,30 99,80 1,99
0,18 99,98 3,07
25,14
0,02 100,00 9,35 25,17 0,03 100,00 9,37
74,86 100,00
74,83 100,00
420+
130-140
140-160
160-180
180-200
200-220
220-230
230-240
240-260
260-270
270-280
280-290
290-310
310-330
0,24 0,38 0,07
Оь50 Оэ88 0>05
1,03 1,91 0,04
1,09 3,00 0,02
1,62 4,62 0,02
6,55 11,I7 0,03
6,40 17,57 0,01
7,51 25 08 0,01
0,20 99,97 3,06, 15,76