Способ демеркаптанизации светлых нефтепродуктов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СПОСОБ ДЕМЕРКАПТАНИЗАЦИИ СВЕТЛЫХ НЕФТЕПРОДУКТОВ контактированием слоем окисно-цинкового катализатора при повышенной температуре, отличающийся тем, что, с целью упрощения процесса, его ведут при 180-200с при соотношении высоты слоя катализаторак его диаметру 2-8:1. и (Л с N
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (l9) SU (ll) 4рц С 10 С 29/16
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВ (21)3657700/23-04 (22) 05.08.83 (46) 23.06.85. Бюл. 11) 23 (72) Н.Б.Жадановский, Б.А.Энглин, Ю.И.Сыч, Б.Н.Вижгородский, Ю.P.Âàñèëåíêî, И.Н.Жадановский, В.Т.Минченков и Г.Г.Иусиенко (71) Рязанский ордена Октябрьской
Революции нефтеперерабатывающий завод им. 50-летия СССР (53) 665.75(088.8) (56) 1. Герасименко Н.Н. и др. Гидроочистка нефтепродуктов, 1962, с. 46.
2. Авторское свидетельство СССР
Ф 632724, кл. С 10 G 29/16, 1977 (прототип). (54) (57) СПОСОБ ДЕИЕРКАПТАНИЗАЦИИ
СВЕТЛЫХ НЕФТЕПРОДУКТОВ контактированием слоем окисно-цинкового катализатора при повышенной температуре, отличающийся тем, что, с целью упрощения процесса, его ведут при 180-200 С при соотношении высоты слоя катализатора к его диаметру 2-8:1.
1162854
Изобретение относится к способам каталитической очистки от меркаптановой серы светлых жидких нефтепродуктов, например, бензинов, керосинов и дизельных топлив, и может быть 5 использовано в нефтеперерабатывающей промышленности.
Известен способ демеркаптанизации авиакеросина на установках гидроочистки. проводимый на алюмокобольт У молибде новом или алюмоникельмолибде— новом катализаторах.
Очистку на этих катализаторах о проводят при 360-380 С, давлении
35-40 атм, объемной скорости подачи 15 сырья 2,0-5,0 ч в атмосфере циркулирующего водорода (1), Недостатком этого способа является нерациональный расход энергоресурсов, топлива и ухудшение энерготехно-20 логических показателей установки гидрообессеривания, так как установка расчитана на удаление 1,0-1,57. общей серы, а при демеркаптанизации только снижается содержание меркапта- 5 новой серы с 0,04-0,006 до 0,005 вес.7.
Наиболее близким к изобретению по сущности и достигаемому результату является способ демеркаптанизации светлых нефтепродуктов контактированием со слоем окисно-цинкового катализатора при 280-320 С и давлении о
2-3 атм (2).
Недостатком известного способа является необходимость вторичного нагрева сырья после выхода из атмосферы колонны установки АВТ до 280320 С. При этом меркаптаны разлагаются с выделением сероводорода. Образовавшийся сероводород растворяет40 ся в очищенном топливе и оно становится коррозийным. Для того, чтобы топливо выдерживало коррозию его приходится дегазировать и защелачивать. Это усложняет процесс и ухудшает его энерготехнологические показатели
Целью изобретения является упрощение процесса демеркаптанизации.
Поставленная цель достигается тем, что согласно способу демеркаптанизации светлых. нефтепродуктов контактированием со слоем oKHcHQ-öèíêoвого катализатора при повышенной температуре, процесс ведут при 180200 С при соотношении высоты слоя катализатора к его диаметру 2-8:1.
На чертеже представлена схема для осуществления данного способа.
Согласно этой схеме нефть Т поступает в ректификапионную колонну 1, где происходит разделение на бензиновую ТТ, керосиновую III, дизельную IV фракции н мазут V, Из атмосферной колонны бензин выводят в паровой, а керосин и дизельное топливо в жидкой фазе, Жидкие фракции — керосин и дизельное топливо — направляются в реакторы 2 и 3 непосредственно из атмосферной колонны 1 при той же температуре и давлении, что и в колонне.
Бензин поступает в реактор 4 после конденсации и стабилизации (не показано).
В зависимости от качества нефти. ассортимента выпускаемой продукции и мощности установок гидроочистки, на разных заводах может возникнуть потребность проводить демеркаптанизацию или только керосина, или бензиновой и керосиновой фракции или бензина, керосина и дизельного топлива, поэтому схема предусматривает возможность очистки одной, цвух или трех фракций.
В примерах 1-6 приведены сравнител ные данные по очистке светлых нефтепродуктов по известному способу и по предлагаемому способу при соотношении высоты слоя ка ализатора к его диаметру Н/Л = 6/1.
Пример 1. Топливо ТС-1, отвечающее всем показателям ГОСТ
10227-62 за исключением содержания меркаптановой серы (содержание
0,008 мас.7 меркаптановой серы при норме 0,005 вес.7), подвергают демеркаптанизации на окисно-цинковом о катализаторе при 280 С, объемной
-! скорости подачи сырья 2 ч в течение 60 ч. При этом содержание меркаптановой серы не превышает
0,0005 вес.7, но топливо не вылер-. живает пробу на медную пластину, оно коррозийно вследствие того, что в очищенном топливе ТС-1 растворен образовавшийся в процессе очистки сероводород. Для того, чтобы топливо выдерживало коррозию его дегазируют и защелачивают, Пример 2. Топливо ТС-1, отвечающее всем показателям ГОСТ 10227.—
62 за исключением содержания меркап— таковой серы (содержащее 0,008 вес.7
1162854
3а 600 ч работы средняя температура 191 С, объемная скорость подачи о
-1 сырья 2,1 ч . Содержание меркаптановой серы не превышает 0,0001 вес. .
Топливо выдерживает коррозию беэ дегазации и защелачивания.
Пример 5. Дизельное топливо, содержащее 0,012 вес.% меркаптановой серы, подвергают демеркаптанизации на окисно-цинковом катализаторе при 200 С. После 600 ч работы содержание меркаптановой серы не превышает 0,0001 вес., дизельное топливо выдерживает коррозию без дегазации и защелачивания, В табл. 1 приведены данные, показывающие влияние Н/Д на степень демеркаптанизации нефтепродуктов по примерам 6-10.
Влияние температуры на образование сероводорода в процессе демеркаптанизации на окисно-цинковом катализаторе отражено в табл. 2.
Указанные примеры свидетельствуют о том, что по известному способу . сероводород образу-ется и растворяется в топливе и для его удаления необходимо в технологическую схему вводить процесс сепарации, а по предлагаемому способу сероводород не образуется и сепарировать топливо после демеркаптанизации нет необходимости.
Таблица 1
Н/Д
Технологический режим
Пример
Т, С V, ч Р
До демеркаптанизации
После демеркаптанизации
10: 1
0,008
0,0002
0,0002
0,001
0,002
0,006
180 2
180 2
180 2
180 2
180 2
О, 008
8:1
О, 008
0,008
0,008
4:1
2:1
10 меркаптановой серы), подвергают део меркаптанизации при t70 С на окисноцинковом катализаторе, объемная ско1 рость подачи сырья 2 ч
При этом содержание меркаптановой серы вначале 0,0001 вес., а после
300 ч работы превышает норму и равно 0 005 вес. . Сероводород в процессе не образуется. Топливо выдерживает коррозию без защелачивания
1О или дегазации.
Пример 3. Топливо ТС-.1, отвечающее всем показателям
ГОСТ 10227-62 за исключением содер жания меркаптановой серы (содержащее 0,008 вес. ), подвергают демеркаптанизации на окисно-цинковом катализаторе при 210 С, объемной — 1 скорости подачи сырья 2 ч в течение 600 ч.
При этом содержание меркаптановой серы не превышает 0,0003 вес.%, но топливо слабокоррозионно из-за растворенного в нем небольшого количества сероводорода.
Для того, чтобы топливо выдерживало коррозию, его приходится подвергать дегазации.
Пример 4. Топливо TC-1, отвечающее всем показателям ГОСТ 10227- ЗО
62 за исключением содержания меркаптановой серы (0,008 вес. ), подвергают демеркаптанизации на окисноо цинковом катализаторе при 180-200 С.
Содержание меркаптановой серы
1162854
Таблица 2
Пример
Н/Д
Качество топлива ТС-1
До сепарации После сепарации
Т, С
H S Коррозия H S Коррозия
11 (известный) 280
3 2
12 (предлагаемый) 180
3 2
Составитель Н.Богданова
Техред О.Ващишина Корректор А.Обручар
Редактор В.Иванова
Заказ 4064/24 Тираж 546 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 .
Филиал ППП "Патент", r.Óæroðoä, ул.Проектная,4
ЮМ ЪФМ Ю» Ю
Технологический режим т
if р,,„, а ю
При- Не высут- держиству- вает ет
От- Выдерсут- живаству- ет ет
От- Выдержисут- вает ствует
От- Выдерсут- живает ствует