Способ демеркаптанизации светлых нефтепродуктов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СПОСОБ ДЕМЕРКАПТАНИЗАЦИИ СВЕТЛЫХ НЕФТЕПРОДУКТОВ контактированием слоем окисно-цинкового катализатора при повышенной температуре, отличающийся тем, что, с целью упрощения процесса, его ведут при 180-200с при соотношении высоты слоя катализаторак его диаметру 2-8:1. и (Л с N

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (l9) SU (ll) 4рц С 10 С 29/16

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВ (21)3657700/23-04 (22) 05.08.83 (46) 23.06.85. Бюл. 11) 23 (72) Н.Б.Жадановский, Б.А.Энглин, Ю.И.Сыч, Б.Н.Вижгородский, Ю.P.Âàñèëåíêî, И.Н.Жадановский, В.Т.Минченков и Г.Г.Иусиенко (71) Рязанский ордена Октябрьской

Революции нефтеперерабатывающий завод им. 50-летия СССР (53) 665.75(088.8) (56) 1. Герасименко Н.Н. и др. Гидроочистка нефтепродуктов, 1962, с. 46.

2. Авторское свидетельство СССР

Ф 632724, кл. С 10 G 29/16, 1977 (прототип). (54) (57) СПОСОБ ДЕИЕРКАПТАНИЗАЦИИ

СВЕТЛЫХ НЕФТЕПРОДУКТОВ контактированием слоем окисно-цинкового катализатора при повышенной температуре, отличающийся тем, что, с целью упрощения процесса, его ведут при 180-200 С при соотношении высоты слоя катализатора к его диаметру 2-8:1.

1162854

Изобретение относится к способам каталитической очистки от меркаптановой серы светлых жидких нефтепродуктов, например, бензинов, керосинов и дизельных топлив, и может быть 5 использовано в нефтеперерабатывающей промышленности.

Известен способ демеркаптанизации авиакеросина на установках гидроочистки. проводимый на алюмокобольт У молибде новом или алюмоникельмолибде— новом катализаторах.

Очистку на этих катализаторах о проводят при 360-380 С, давлении

35-40 атм, объемной скорости подачи 15 сырья 2,0-5,0 ч в атмосфере циркулирующего водорода (1), Недостатком этого способа является нерациональный расход энергоресурсов, топлива и ухудшение энерготехно-20 логических показателей установки гидрообессеривания, так как установка расчитана на удаление 1,0-1,57. общей серы, а при демеркаптанизации только снижается содержание меркапта- 5 новой серы с 0,04-0,006 до 0,005 вес.7.

Наиболее близким к изобретению по сущности и достигаемому результату является способ демеркаптанизации светлых нефтепродуктов контактированием со слоем окисно-цинкового катализатора при 280-320 С и давлении о

2-3 атм (2).

Недостатком известного способа является необходимость вторичного нагрева сырья после выхода из атмосферы колонны установки АВТ до 280320 С. При этом меркаптаны разлагаются с выделением сероводорода. Образовавшийся сероводород растворяет40 ся в очищенном топливе и оно становится коррозийным. Для того, чтобы топливо выдерживало коррозию его приходится дегазировать и защелачивать. Это усложняет процесс и ухудшает его энерготехнологические показатели

Целью изобретения является упрощение процесса демеркаптанизации.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу демеркаптанизации светлых. нефтепродуктов контактированием со слоем oKHcHQ-öèíêoвого катализатора при повышенной температуре, процесс ведут при 180200 С при соотношении высоты слоя катализатора к его диаметру 2-8:1.

На чертеже представлена схема для осуществления данного способа.

Согласно этой схеме нефть Т поступает в ректификапионную колонну 1, где происходит разделение на бензиновую ТТ, керосиновую III, дизельную IV фракции н мазут V, Из атмосферной колонны бензин выводят в паровой, а керосин и дизельное топливо в жидкой фазе, Жидкие фракции — керосин и дизельное топливо — направляются в реакторы 2 и 3 непосредственно из атмосферной колонны 1 при той же температуре и давлении, что и в колонне.

Бензин поступает в реактор 4 после конденсации и стабилизации (не показано).

В зависимости от качества нефти. ассортимента выпускаемой продукции и мощности установок гидроочистки, на разных заводах может возникнуть потребность проводить демеркаптанизацию или только керосина, или бензиновой и керосиновой фракции или бензина, керосина и дизельного топлива, поэтому схема предусматривает возможность очистки одной, цвух или трех фракций.

В примерах 1-6 приведены сравнител ные данные по очистке светлых нефтепродуктов по известному способу и по предлагаемому способу при соотношении высоты слоя ка ализатора к его диаметру Н/Л = 6/1.

Пример 1. Топливо ТС-1, отвечающее всем показателям ГОСТ

10227-62 за исключением содержания меркаптановой серы (содержание

0,008 мас.7 меркаптановой серы при норме 0,005 вес.7), подвергают демеркаптанизации на окисно-цинковом о катализаторе при 280 С, объемной

-! скорости подачи сырья 2 ч в течение 60 ч. При этом содержание меркаптановой серы не превышает

0,0005 вес.7, но топливо не вылер-. живает пробу на медную пластину, оно коррозийно вследствие того, что в очищенном топливе ТС-1 растворен образовавшийся в процессе очистки сероводород. Для того, чтобы топливо выдерживало коррозию его дегазируют и защелачивают, Пример 2. Топливо ТС-1, отвечающее всем показателям ГОСТ 10227.—

62 за исключением содержания меркап— таковой серы (содержащее 0,008 вес.7

1162854

3а 600 ч работы средняя температура 191 С, объемная скорость подачи о

-1 сырья 2,1 ч . Содержание меркаптановой серы не превышает 0,0001 вес. .

Топливо выдерживает коррозию беэ дегазации и защелачивания.

Пример 5. Дизельное топливо, содержащее 0,012 вес.% меркаптановой серы, подвергают демеркаптанизации на окисно-цинковом катализаторе при 200 С. После 600 ч работы содержание меркаптановой серы не превышает 0,0001 вес., дизельное топливо выдерживает коррозию без дегазации и защелачивания, В табл. 1 приведены данные, показывающие влияние Н/Д на степень демеркаптанизации нефтепродуктов по примерам 6-10.

Влияние температуры на образование сероводорода в процессе демеркаптанизации на окисно-цинковом катализаторе отражено в табл. 2.

Указанные примеры свидетельствуют о том, что по известному способу . сероводород образу-ется и растворяется в топливе и для его удаления необходимо в технологическую схему вводить процесс сепарации, а по предлагаемому способу сероводород не образуется и сепарировать топливо после демеркаптанизации нет необходимости.

Таблица 1

Н/Д

Технологический режим

Пример

Т, С V, ч Р

До демеркаптанизации

После демеркаптанизации

10: 1

0,008

0,0002

0,0002

0,001

0,002

0,006

180 2

180 2

180 2

180 2

180 2

О, 008

8:1

О, 008

0,008

0,008

4:1

2:1

10 меркаптановой серы), подвергают део меркаптанизации при t70 С на окисноцинковом катализаторе, объемная ско1 рость подачи сырья 2 ч

При этом содержание меркаптановой серы вначале 0,0001 вес., а после

300 ч работы превышает норму и равно 0 005 вес. . Сероводород в процессе не образуется. Топливо выдерживает коррозию без защелачивания

1О или дегазации.

Пример 3. Топливо ТС-.1, отвечающее всем показателям

ГОСТ 10227-62 за исключением содер жания меркаптановой серы (содержащее 0,008 вес. ), подвергают демеркаптанизации на окисно-цинковом катализаторе при 210 С, объемной — 1 скорости подачи сырья 2 ч в течение 600 ч.

При этом содержание меркаптановой серы не превышает 0,0003 вес.%, но топливо слабокоррозионно из-за растворенного в нем небольшого количества сероводорода.

Для того, чтобы топливо выдерживало коррозию, его приходится подвергать дегазации.

Пример 4. Топливо TC-1, отвечающее всем показателям ГОСТ 10227- ЗО

62 за исключением содержания меркаптановой серы (0,008 вес. ), подвергают демеркаптанизации на окисноо цинковом катализаторе при 180-200 С.

Содержание меркаптановой серы

1162854

Таблица 2

Пример

Н/Д

Качество топлива ТС-1

До сепарации После сепарации

Т, С

H S Коррозия H S Коррозия

11 (известный) 280

3 2

12 (предлагаемый) 180

3 2

Составитель Н.Богданова

Техред О.Ващишина Корректор А.Обручар

Редактор В.Иванова

Заказ 4064/24 Тираж 546 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 .

Филиал ППП "Патент", r.Óæroðoä, ул.Проектная,4

ЮМ ЪФМ Ю» Ю

Технологический режим т

if р,,„, а ю

При- Не высут- держиству- вает ет

От- Выдерсут- живаству- ет ет

От- Выдержисут- вает ствует

От- Выдерсут- живает ствует