Устройство для исследования процесса зацепления зубчатых колес

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ЗАЦЕШШНИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС, имеющее корпус, электродвигатель , кинематически связанный с водилом , на котором свободно установлено промежуточное колесо, зацепляющееся с соосно установленными эталонным и контролируемым зубчатыми колесами, и механизм регистрации изменения относительного положения осей эталонного и контролируемого колес, отличающееся тем. что, с целью повьппения 4 Ункционапьных возможностей путем обеспечения возможности измерения деформации зубьев в. зависимости от нагрузки, контролируемое зубчатое колесо жестко связано с корпусом, эталонное зубчатое колесо установлено.в корпусе свободно и кинематически связано.с механизмом регистрации изменения относительного положения осей эталонного и контролируемого зубчатых колес , причем водило выполнено в виде диска с кольцевой фрикционной поверхностью , с которой взаимодействует i тормозной элемент, жестко связанный с промежуточньм колесом и снабженный (Л механизмом его перемещения в осевом направлении. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что промежуточ .ное зубчатое колесо выполнено двухвенцовым .

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ФШ С 0 В 21 20

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 2511792/25-28 (22) 01.08.77, (46) 23.06.85. Бюл. N- 23 (72) Ю. С.Маркин (71) Казанский ордена "Знак Почета" сельскохозяйственный институт им.M. Горького (53) 62 1 . 831 . 062 .002 . 5 6 (088. 8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

У 188039, кл. G 01 В 21/20, 1966, (54) (57) 1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИССЛЕДО-.—

ВАНИЯ ПРОЦЕССА ЗАЦЕПЛЕНИЯ ЗУБЧАТЫХ

КОЛЕС, имеющее корпус, электродвигатель, кинематически связанный с водилом, на котором свободно установлено промежуточное колесо, зацепляющееся с соосно установленными эталонным и контролируемым зубчатыми колесами, и механизм регистрации изменения относительного положения осей эталонного и контролируемого колес, о т л и ч а ю щ е е с я тем, „„SU„„1163143 А что, с целью повьппения функциональных возможностей путем обеспечения возможности измерения деформации зубьев в. зависимости от нагрузки, контролируемое зубчатое колесо жестко связано с корпусом, эталонное зубчатое колесо установлено в корпусе свободно и кинематически связано с механизмом регистрации изменения относительного положения осей эталонного и контролируемого зубчатых колес, причем водило выполнено в виде диска с кольцевой фрикционной поверхностью, с которой взаимодействует тормозной элемент, жестко связанный Я с промежуточным колесом и снабженный механизмом его перемещения в осевом направлении.

2. Устройство по п. 1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что промежуточ.ное зубчатое колесо выполнено двухвенцовым. Iaae0

3иий

1163143

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для исследования процесса зацепления зубчатых колес.

Известно устройство для исследования процесса зацепления зубчатых колес, содержащее корпус, электродвигатель, кинематически связанный с водилам, на котором свободно установлено промежуточное колесо, зацеп- 10 ляющееся с соосно установленными эталонным и контролируемым. зубчатыми колесами, и механизм регистрации изменения относительного положения осей эталонного и контролируемого колес t1j .

Однако известное устройство не позволяет измерять деформацию зубьев под нагрузкой.

Цель изобретения — повышение функциональных возможностей путем обеспечения возможности измерения деформации зубьев в зависимости от нагрузки.

Указанная цель достигается тем, что в устройстве, содержащем корпус, 25 электродвигатель, кинематически связанный с воднлом, на котором свободно установлено промежуточное колесо, зацепляющееся с соосно установленными эталонным и контролируемым зубча- З0тыми колесами, и механизм. регистрации изменения относительного положения осей эталонного и контролируемого колес, контролируемое зубчатое колесо жестко связано с кбрпусом, 35 эталонное зубчатое колесо установлено в корпусе свободно и кинематически связано с механизмом регистрации изменения относительного положения осей эталонного и контролируемого 40 зубчатых колес, причем водило выполнено в виде диска с кольцевой фрикционной поверхностью, с которой взаимодействует тормозной элемент, жестко связанный с промежуточным колесом 45 и снабженный механизмом его перемещения s осевом направлении. При этом . промежуточное зубчатое колесо выполнено двухвенцовым.

На чертеже показана схема устрой- 50 ства для исследования процесса зацепления зубчатых колес.

Устройство содержит электродвигатель 1, на валу которого закреплена шестерня 2, связанная с шестерней 3, 55 к которой жестко закреплено водило, выполненное в виде диска 4 с кольцевой фрикционной поверхностью. Контролируемое зубчатое колесо 5 жестко связано с корпусом 6, а эталонное зубчатое колесо 7 установлено свободно в корпусе 6 на валу 8. Промежуточное з убчатое коле со 9 имее т к ольцевую проточку 10, разделяющую его на два одинаковых зубчатых венца, один из которых связан с контролируемым зубчатым колесом 5, а другой —. с эталонным зубчатым колесом 7 и обкатывается по ним. Промежуточное зубчатое колесо 9 жестко закреплено на ступице 11 подвижного тормозного элемента, выполненного в виде диска 12, взаимодействующего с кольцевой фрикционной поверхностью водила 4.

Тормозной элемент снабжен механизмом его перемещения в осевом направлении, представляющим собой ось 13, на которую посажен диск 12.и резьбовой маховичок 14, прижимающий диск 12 к водилу 4. Механизм регистрации изменения относительного положения осей эталонного и контролируемого зубчатых колес состоит из пластины

15 с косой щелью, над которой на расстоянии видимого зазора расположена неподвижная пластина 16 с вертикальной щелью. По разные стороны пластин установлены осветитель 17 с линзой 18 и равномерно перемещающаяся светочувствительная лента 19, на которой записывается кривая кинематической погрешности или деформации зубьев. Пластина 15 закреплена свободно на валу 8 с противоположной стороны от эталонного зубчатого колеса 7 ниже полого корпуса 6. Все узлы и детали устройетва смонтированы на станине 20.

Устройство работает следующим . образом.

При измерении только деформации зубьев контролируемое 5 и эталонное

7 колеса должны быть абсолютно одинаковы, Абсолютно одинаковы должны быть и зубчатые венцы промежуточного колеса 9. Неподвижное контролируемое зубчатое колесо 5 и нижний венец промежуточного зубчатого колеса 9 при этом составляют контролируемую цепь, а эталонное зубчатое колесо 7 и верхний венец промежуточного зубчатого колеса 9 — измерительную цепь.

Если зубчатые колеса представляют собой абсолютно твердые тела, то при .любых ошибках шага и профиля зубьев, а также при любой нагрузке на зубья

Составитель А.Елкин

Редактор О.Юрковецкая ТехредИ.Пароцай Корректор О.Луговая

Заказ 4094/39 Тираж 651 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная, 4 э 1163 пластина 15 остается неподвижной.

Но так как зубья контролируемого 5 и промежуточного 9 колес контролируемой цепи деформируются при нагружении их тормозным диском 12 с помощью резьбового маховичка 14, то при вращении водила 4 от электродвигателя 1 через шестерни 2 и 3 неизбежно смещение зубьев относительно своих исходных положений, задаваемых соответ- 10 .ственно зубьями эталонного колеса 7 и верхнего венца промежуточнoro колеса 9. Так как контролируемое колесо

5 неподвижно, то смещение зубьев в результате их деформации вызывает дополнительное перемещение водила 4, которое воспринимается верхним венцом промежуточного колеса 9 и эталонным колесом 7 измерительной цепи устройства и передается через вал 8 211 на пластину 15 . Пластина 15 перемещается в соответствии с суммарной деформацией зубьев контролируемого колеса 5 и нижнего венца промежуточного колеса 9 контролируемой цепи.

Перемещение пластины регистрируется на светочувствительной ленте 19 с помощью осветителя 17, линзы 18 и

143 4, неподвижной пластины 16. На светочувствительной ленте 19 записываются колебания точки пересечения двух щелей пластин 15 и 16, пропорциональ, ные деформации колеса.

В случае, когда в устройстве установлено эталонное зубчатое колесо 7 и контролируемое зубчатое колесо 5, выполненное с той или иной степенью точности, при нагружении контролируемой цепи измерительной цепью (верхний венец колеса 9 — колесо 7— вал 8 — пластина 15) воспринимаются и регистрируются как деформация зубьев, так и кинематическая погрешность.

В случае, когда в устройстве установлено эталонное зубчатое колесо 7 и контролируемое зубчатое колесо 5, выполненное с той или иной степенью точности, без нагружения контролируемой цепи измерительной цепью воспринимается и регистрируется только кинематическая погрешность.

Изобретение позволяет повысить функциональные возможности устройства за счет измерения как деформации зубьев в зависимости от нагрузки, так и их кинематической погрешности.