Весло устройства для тренировки гребцов-байдарочников

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ВЕСЛО УСТРОЙСТВА ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ГРЕБЦОВ-БАЙДАРОЧНИКОВ, выполненное в виде стержн с з&остренными , концами, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности тренировки путем воспроизведения динамики гребкового движения оно имеет средство для имитации сопротивления водной среды, включающее трубку с продольным пазом и пластинчатую криволинейную пружину, закрепленную на трубке над пазом и перекрывающую его, при этом стержень весла размещен в трубке и имеет выступ, расположенный в пазу трубки для взаимодействия с пружиной. (Л

(!9, SU (31!

С01ОЭ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

4(sg) А 63 В 69/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТБУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИ. ЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3551946/28-12 (22) 04.02.83 (46) 30,06.85.Бюл.N24 (72) И.И.Петрушевский, Н.А.Касаткин, Е.Н.Латышев и В.И.Мудрик (7l) Киевский ордена Трудового Красного Знамени инженерно-строительный институт (53) 685.648 (088.8) (56) "Теория и практика физической культуры", 1982, Р 10, с. 54-55. (54)(57)ВЕСЛО УСТРОЙСТВА ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ГРЕБЦОВ-БАЙДАРОЧНИКОВ, выполненное в виде стержня.с заостренными, концами, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности тренировки путем воспроизведения динамики гребкового движения, оно имеет средство для имитации сопротивления водной среды, включающее трубку с продольным пазом и пластинчатую криволинейную пружину, закрепленную на трубке над пазом и перекрывающую его при этом стержень весла размещен в трубке и имеет выступ, расположенный в пазу трубки для взаимодействия с пружиной.,1163870

Изобретение относится к спорту, в частности к веслу устройств для тренировки гребцов-e айдарочников в несезонное время года.

Целью изобретения является повышение эффективности тренировки путем воспроизведения динамики гребкового движения.

На фиг.1 схематически изображено устройство для тренировки греб- 10 цов-байдарочников, вид сбоку; на фиг. 2 — то же, в увеличенном масштабе; на фиг. 3 — то же, вид сверху; на фиг. 4 — то же, вид сзади; на фиг. 5 — то же, вид спереди; 15 на фиг. 6 - поворотный механизм; на фиг. 7 — весло, вид сбоку; на фиг. 8 — разрез А-А на фиг. 7.

Устройство содержит раму, состоящую из задней 1 и передней 2 частей, стыкующихся между собой и эакрепляемьк зажимными винтами 3, На задней части рамы имеется ложбина, н которую помещается сидение

4, закрепленное на серьге 5, íà- 25 вешенной на раму пальцами б, помещенными в отверстия 7 с возможностью качания серьги в поперечном направлении. Снизу имеется поперечина 8, прикрепленная к раме винтом 9. По щ торцам поперечины прикреплены обоймы IO в отверстия которых помещены опорные стержни 11 полозов 12. Опорные стержни имеют проушины 13, которыми они (с пбмощью осей I4 ) насаже- З5 ны и закреплены с возможностью качания вокруг поперечной оси на полозы. Между обоймами и полозами помещены- амортизационные пружины 15, опирающиеся снизу на нижние опорные 4р шайбы 16.

Для предотвращения поворотов опорных стержней в обоймах в них ввинчены пальцы 17, помещенные своими концами в продольные пазы 18 стержней. В качестве распорки для закрепления поперечины на раме имеется упорная дуга 19 которая на торцах имеет пальцы 20, вставляемые в отверстия 21, имеющиеся на обоймах 5О сзади. Серединой своей эта дуга .крепится на торце задней части рамы при помощи отверстия 22 и винта 23.

Передняя часть рамы несет поворотный механизм, который состоит из опорного стержня 24, свчленного с передним полозом так же, как и стержни задней части рамы. Только амортизационная пружина опирается верхним срезом в нижнюю поверхность верхней опорной шайбы 25, закрепленной на опорном стержне при помощи пальцев 26, диаметрально расположенных на шайбе и помещенных в продольные пазы 27 опорного стержня.

Верхняя поверхность этой шайбы имеет ложбину 28, в которую помещены опорные бугры 29, имеющиеся на нижней поверхности передней части рамы. Ложбина, при рассмотрении спе" реди (и сэади1, представляет собой продольный выем с пологими скосами по бокам (фиг.5). Наибольшее углубление ложбины расположено диаметрально вдоль продольной оси устройства.

Таким образом, передняя часть рамы опирается своими буграми на. ложбину верхней опорной шайбы, которая передает нагрузку на амортизационную пружину и далее через нижнюю шайбу — на полозы и на лед.

При этом опорный стержень является направляющим элементом для обоймы 30, которая насажена на него и является передней поперечиной передней части рамы. Помимо двух диаметрально расположенных продольных пазов для пальцев верхней опорной шайбы опорный стержень имеет поперечный продольный вырез 31, в который вставлено основание 32 кронштейна 33 подножек 34, имеющих пятки 35 для удержания ног спортсмена.

Кроме того, с передней стороны стержня ввинчен ограничительный винт 36, перемещающийся в овальном вырезе 37 обоймы. Этот винт одновременно служит и для закрепления осноBbl кронштейна в вырезе стержня и для ограничения поворотов, Весло содержит стержень 38 с заостренными концами и средство для имитации сопротивления водной среды, включающее трубку 39 с продольным пазом 40 и пластинчатую криволинейную пружину 41 (фиг.7 и 8), закрепленную на трубке над пазом и перекрывающую его, стержень весла размещен в трубке и имеет выступ 42, расположенный в пазу трубки для взаимодействия с пружиной.

Торцовые части трубки представляют собой рукоятки 43, за которые. 1163870 спортсмен удерживает весло при гребле, Пользуются устройством следующим образом.

Для сборки и подготовки передняя 1 и задняя 2 части стыкуются телескопически и фиксируются зажимными винтами 3. Затем к задней части рамы прикрепляется поперечина 8 с задними полозами, которая прижимается винтом 9. Для фиксирования этой поперечины в отверстия 21 ее обойм 10 пальцами 20 вставляется упорная дуга 19, которая закрепляется сверху винтом 23, ввинчивающимся в отверстия 22, Сидение 4 прикреплено к серьге 5, поэтому оно вместе с серьгой устанавливается на заднюю часть рамы сверху — пальцы 6 вводятся в отверстия 7, Таким образом, серьга с сидением может качаться в поперечном направлении.

В заключение, кронштейн 33, несущий на себе подножки 34, сверху вставляется своим основанием 32 в продольный вырез 31 переднего опорного стержня 24. Затем это основание закрепляется ограничительным винтом 36, ввинченным в тело переднего стержня Вырез 37 в обойме 30 позволяет этому винту перемещаться в своих пределах при поворотах и амортизации.

Затем спортсмен берет в руки весло, захватывая ладонями за рукоят- . ки 43, садится на сидение 4 и устанавливает ноги на подножки 34, опираясь на их подпятники 35. Он готов к передвижению.

Передвижение осуществляется как в реальной гребле. Спортсмен попеременно то правой, то левой сторонами весла захватывает за лед, подавая весло назад, протягивает "лодку" вперед. При этом с постановкой весла, например, правой стороной (лопастью1 на лед его стержень упирается острием в лед и поскольку пружина 40 прижимает выступ 42, то острие впивается в лед, обеспечивая зацепление весла "за воду . В дальнейшем при движении весла назад в силу того, что рука подается при гребле вниз — назад не по прямой линии, а по дуге, стержень пс сте- . пенно утапливается в трубу, достигая предела, когда выступ 42 упрет50

55 бины этой шайбы. Но при повороте напо раво шайба тоже поворачивается направо вместе с опорным стержнем, так как ее пальцы 26 обеспечивают сцепление со стержнем через вертикальный паз 27. В силу этого шайба поворачивается относительно опорных бугров, и они выходят из диаметральной, наиболее углубленной части лож ся в противоположный конец паза 40. На протяжении этого утаиливания пружина 41 воздействует не постоянн, а вначале усиливает

5 давление на выступ 42, а затем после прохождения середины весла, где прижим достигает максимума, ослабляет его.

Таким образом, имитируется заглубление веса и плавный переход этого заглубления в проводку. Зацепившись за лед и усиливая в дальнейшем нажим на него, спортсмен продвигается вперед. Рука его, осущест 5 вляющая тягу, движется при этом не по прямой линии, как в прототипе, а по дуге вниз-назад. При этом устраняется резкий удар весла о лед, что достигается за счет движения стержня (с переменным усилием на него1 внутри трубки весла.

Аналогичным образом спортсмен действует и с левой стороны. Стержень при этом с левого крайнего положения перемещается направо, подготавливая "весло" к новому гребку с правой стороны, и т,д.

Повороты спортсмен выполняет путем перемещения подножек 34 в сторону поворота. Так, для поворота направо он подает левую подножку вперед, а правую попускает назад. При этом с движениями подножек поворачивается и кронштейн 33, а с

З5 ним и его основание 32, которое, ° - будучи помещенным в продольный вырез 31 переднего опорного стержня 24, поворачивает стержень в сторону поворота. В эту же сторону

40 поворачивается и передний полоз 12, который дает направление движения устройству..

Стабилизация переднего полоза и возвращение его в исходное положение (вдоль продольной оси устрочства1 после поворота осуществляется за счет верхней опорной шайбы 25.

В исходном положении опорные бугры 29 располагаются в середине лож1163870 бины, передний бугор-влево, а задний вправо. В этом случае бугры скользят по скосам ложбины, опуская шайбу вниз и усиливая сопротивление на поворотный механизм (за счет сжатия пружины 15 и весла спортсмена).

Это движение вправо может продолжаться, и крутизна поворота усиливается до тех пор, пока ограничительный винт 36 не упрется в край овального выреза 37 обоймы 30.

После поворота поворотный механизм возвращается в исходное положение (движения по прямой) самостоятельно, если спортсмен снимает нагрузку поворота (расслабляет ноги).

Это происходит в силу скольжения бугров в середину ложбины под действием пружины 15 и весла спортсмена.

Аналогичным образом при движениях спортсмена в противоположном направлении осуществляется и поворот налево, и так же механизм возвращается в исходное положение после поворота.

Таким образом, поворотный механизм стабилизируется в исходном положении, т.е. обеспечивает движение по прямой. Для поворотов требуются дополнительные усилия. Это важно, так как непроизвольные поворо ы предотвращаются этим, что обеспечивает стабильную греблю как по прямой, так и гри поворотах.

Баланс осуществляется эа счет того, что серьга 5 с сидением 4 подвешены на задней части рамы и обеспечивают качание в поперечном направле10 нии. Спортсмен испытывает отклонения от вертикали и корректирует свое положение установленным для реальной гребли порядком.

Амортизирующие пружины !5 и авто15 номно смонтированные полозы 12 позволяют также имитировать мягкость передвижения на воде, что также моделирует условия реальной гребли.

Разборка устройства и его уклад20 ка в рюкзак осуществляется в обратном порядке. Можно при необходимости снимать и полозы.

Регулировка по росту спортсмена производится путем раэдвигания рамы

25 и фиксации винтами 3, а по упругости весла — путем ввинчивания или вывинчивания выступа 42.

Таким образом, за счет обеспечения удобства и стабиЗ0 лизации поворота, подве ки сидения и амортизующего весла достигается бдльшая имитация реальной гребли и удобство в пользовании.

1 163870

12

39 g Ц

N, ге

31 И

27

Ю

17

12

Диг. 4

Pu Х g

Составитель Н,Володина

Техред Т.Иаточка Корректор Л.Пилипенко

Редактор Н.Швьдкая

Подписное

Филиал ППП "Патент", r.Óæãîðîä, ул.Проектная, 4

Закаэ 4123/4 Тираж 395

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35, Рауиская наб., д.4/5