Устройство двухскоростного привода вала отбора мощности транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
УСТРОЙСТВО ДВУХСКОРОСТНОГО ПРИВОДА ВАЛА ОТБОРА МОЩНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее установленный в корпусе трехзвенный планетарный механизм, одно звено которого связано с приводным элементом, / а два других снабжены выходн1 1ми элементами , и переставной вал, снабженный элементами для связи с выходными звеньями планетарного механизма, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности и КПД, оно снабжено дополнительным переставным валом, выполненным с элементами для связи с двумя выходными звеньями планетарного механизма, при этом каждый из переставных валов выполнен с элементами для связи с корпусом планетарного механизма в нерабочем режиме. /; , nilr« R .. 9 а 4 J о Ю
СОЮЗ GOBETCHHX
ЯВОЮ Ф
РЕСПУБЛИН (19) (11) 4(51) В 60 К 17/28
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
FlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3634417/27-11 (22) 09. 08.83 (46) 30.06.85. Бюл. ))f 24 (72) О.К. Довнар, В.М. Мухин, В.Г. Савицкий и П.А. Стецко (53) 629.113-585.9(088.8) (5e) 1. Авторское свидетельство СССР по заявке В 3526988, 1982 ° (54)(57) УСТРОЙСТВО ДВУХСКОРОСТНОГО
ПРИВОДА ВАЛА ОТБОРА МОЩНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее установленный в корпусе трехзвенный планетарный механизм, одно звено которого связано с приводным элементом, а два других снабжены выходными элементами, и пер еставной вал, снабженный элементами для связи с выходными звеньями планетарного механизма, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности и КПД, оно снабжено дополнительным переставным валом, выполненным с элементами для связи с двумя выходными звеньями планетарного механизма, при этом каждый из переставных валов выполнен с элементами для связи с корпусом планетарного механизма в нерабочем режиме.
1164092
Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к механизмам привода валов отбора мощности тракторов и аналогичных машин.
Известно устройство двухскоростного привода вала отбора мощности транспортного средства, содержащее установленный в корпусе трехзвенный планетарный механизм, одно звено которого связано с приводным элементом, а два других снабжены выходными элементами, и переставной вал, снабженный элементами для связи с выходными звеньями планетарного механизма )1) .
Однако данный мсханизм характеризуется постоянным рабочим или холостым относительным вращением шестерни как планетарного механизма, так и дополнительного редуктора на различных скоростных режимах, что снижает его долговечность и КПД.
Цель изобретения — повышение надежности и КПД.
Поставленная цель достигается тем, что в устройство двухскоростного привода вала отбора мощности транспортного средства, содержащее установленный в корпусе трехэвенный планетарный механизм, одно звено которого связано с приводным элементом, а два других снабжены выходными элементами, и переставнсй вал, снабженный элементами для связи с выходными звеньями планетарного механизма, снабжено дополнительным лереставным валом, выполненным с элементами для связи с двумя выходными звеньями планетарного механизма, при этом каждый из переставных валов выполнен,с элементами для связи с „орпусом планетарного механизма в нерабочем режиме.
На фиг. 1 дано устройство двухскоростного привода вала отбора мощности при одном скорсстном режиме, на фиг. 2 — то же, при другом скоростном режиме.
Механизм с -держит корпус 1, расположенный в корпусе трехзвенный планетарный механизм 2, одно звепо которого, например водило 3, через муфту сцепления 4"связано с двигателем (не показано), а второе, например центральное колесо S, снабжено фланцем 6 с реэьбовыми отверстиями для установки крепежных. болтов 7 переставного вала 8 и дополнительного переставного вала 9. Водило 3 снабжено шпицами 10 для связи со
5 шпицами 11 дополнительного переставного вала 9, корпус 1 отверстием 12 с резьбовыми отверстиями для установки дополнительных болтов 13 ва1Олов 8, 9, а третье звено планетарного механизма 2 — центральное колесо
14 — отверстием 15 для взаимодействия с концом 16 дополнительного переставного вала 9.
Для получения первого скоростйого режима производится установка валов 8, 9 по фиг. 1. Вал 9, входя концом 16 в отверстие 15, связывает центральное колесо 14 с корпусом о 1, а вал 8 лолучает замедленную скорость вращения от центрального колеса 5.
Для получения второго скоростного режима производится установка валов
25 8, 9 по фиг..2. Переставной вал 8 не взаимодействует элементами планетарного механизма 2 дополнительного переставного вала, а вал 9, входя шпицами 11 в шлицы 10 водила 3, блокирует планетарный механизм 2, который начинает вращаться как Ьдно целое, что обеспечивает дополнительному переставному валу 9 повышенную скорость вращения.
В данной схеме планетарного ме35 ханизма применено внутреннее зацепление шестерен. Подобные схемы могут быть получены как для наружного зацепления шестерен, так и для внутреннего.
Таким образом, снабжение второго звена планетарного механизма элементом для выборочной связи с выходными хвостовиками, первого хвостовика
45 дополнительным элементом для связи с другим звеном планетарного механизма, а корпуса — отверстием, при установке в которое первый хвбстовик эксцентрично связан с третьим звеном
„ планетарного механизма, исключает необходимость в дополнительном редукторе, что упрощает конструкцию механизма двухскоростного привода вала отбора мощности транспортного
55 средства, а также, исключая холостое проворачивание шестерен планетарного механизма на одном скоростном режиме, повышает его долговечность и КПД.
1164092
Фиг.2
Тираж, 650 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1 13035» Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 4141/15
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Составитель Н.Николаева
Редактор О.Колесникова Те.сред,О.Вашишина Корректор В.Бутяга