Транспортное средство со съемным кузовом

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО СО СЪЕМНШ КУЗОВОМ по авт.св. W 1131700, отличающееся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей, каждая откидная телескопическая опора, лклю«r«aSt f .43iA чакнцая трубу с вьщвижным стержнем, сферическую пяту и башмак, снабжена размещенным в ее нижней части дополнительным выцвижньм стержнем и установленным на трубе телескопической опоры с возможностью вращения относительно нее опорным катком, при этом сферическая пята с башмаком закреплена на нижней части дополнительного стержня. 2. Транспортное средство по п. 1, отличающееся тем, что опорный каток установлен с возможностью вращения относительно своей оси на сферической опоре.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) (1 t) 4(я) В 60 P 1 64

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ HOMkTET СССР

flO ДЕЛАМ ИЗ06РЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 1131700 (21) 3700372/27-11 (22) 15;02.84 (46) 30.06.85. Бюл. Ф 24 (72) В,Л,Баженов, Л.И.Федорин и С.Н.Кочегаров (53) 629.114.3(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

В 1131700, кл. В 60 Р 1/64, 1983. (54)(57) 1. ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО

СО СЪЕМНЬИЧ КУЗОВОМ по авт.св.

В 1131700,,о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения эксплуатационных воэможностей, каждая откидная телескопическая опора, .включающая трубу с выдвижным стержнем, сферическую пяту и башмак, снабжена размещенным в ее нижней части дополнительным выдвижным стержнем и установленным на трубе телескопической опоры с воэможностью вращения относительно нее опорным катком, при этом сферическая пята с башмаком закреплена на нижней части дополнительного стержня.

2. Транспортное средство по п. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что опорный каток установлен с возможностью вращения относительно своей оси на сферической опоре.

1164101 2i

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при перевозках различного вида грузов в кузовах, снимаемых с транспортного средства и у та навливаемых отдельно от него на откидных выносных опорах, которыми снабжен съемный кузов.

По основному авт.св. В 1131700 известно транспортное средство со 10 съемным кузовом, снабженным откидными телескопическими опорами, содержащее раму шасси, механизм фиксации кузова на раме шасси и меха-низм центровки кузова, представля- 15 ющий собой установленные по контуру рамы шасси конические выступы, а по контуру рамы кузова — опоры с коническими гнездами под указанные выступы, поворотные вилки, ус- 20 тановленные на съемном кузове посредством горизонтальных осей, расположенных под углом 120 друг к другу, фиксаторы положения вилок и закрепленные на последних перпен- 25 дикулярно оси их вращения и поворота откидные телескопические опоры (1).

Недостатком этого транспортного средства являются его низкие эксплуатационные возможности. 30

Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей.

Для этого в транспортном средст se cd съемным кузовом каждая откидная телескопическая опора, включаю35 щая трубу с выдвижным стержнем, сферическую пяту и башмак, снабжена размещенным в ее нижней части дополнительньм выдвижным стержнем и установленным на трубе телескопической опо- 40 ры с возможностью вращения относительно нее опорным катком, при этом сферическая пята с башмаком закреплена в нижней части дополнительного стержня. 45

Кроме того, опорный каток установлен с возможностью вращения относительно своей оси на сферической опоре.

На фиг. 1 изображено транспортное 50 средство в свернутом (походном) положении, вид сбоку, на фиг. 2 - то же, вид сзади; на фиг. 3 - то же, вид сверху1 на фиг. 4 — транспортное. средство в момент выезда шасси авто- 55 мобиля из-под съемного кузова, вид сбоку на фиг. 5 — то же, вид сверху, иа фиг. 6 — транспортное средство в момент въезда шасси .автомобиля под съемный кузов, вид сбоку на фиг. 7 — то же, вид сзади, на фиг.8— продольный разрез задней откидной телескопической опоры в момент конца ее разворачивания из свернутого положения в рабочее; на фиг. 9 — разрез А-А на фиг, 8 опорного катка на фиг. 10 — продольный разрез соединительной муфты в момент ее фиксации в развернутом положении транспортного средства, на фиг. 11 — то же, в свернутом положении транспортного средства, на фиг. 12 — то же, в расфиксированном состоянии.

Транспортное средство со съемным кузовом содержит установленные на

его шасси 1 кузов 2 и съемный кузов 3, на днище которого установлены конические выступы 4, взаимодействующие (в свернутом положении) с опорами 5, имеющими конические гнезда а закрепленными на шасси 1. Сцепление съемного кузова 3 с шасси 1 обеспечивается при помощи запорных устройств 6, проходящих через направляющие 7 между коническими гнездами и закрепленных на выходных валах 8 и

9 редуктора 10, установленного в съемном кузове 3, а входной вал 11 этого редуктора жестко скреплен с одной из поворотных вилок 12, оси поворота которых расположены в гори. 0 эонтальной плоскости под углом 120 друг к другу. В каждой из поворотных вилок на осях 13 установлены с возможностью поворота откидные телескопические опоры !4-16 в плоскости, перпендикулярной плоскости поворота вилок, и вращение этих вилок ограничивается фиксаторами 17, входящими в паэ, выполненный на каждой из вилок 12. Откидные телескопические опоры одинаковы по исполнению и содержат каждая стержень 18 и трубу 19, в которой расположен привод 20 выдвижения стержня из трубы, выполненный в виде последовательно установленных друг за другом конической передачи 21 и передачи винт-гайка, винт 22 которой скреплен с коническим колесом передачи 21, а гайка выполнена в нижней части стержня 18, который имеет возможность только поступательного перемещения, так как снабжен выступом 23, взаимодействующим с пазом о, выполненным по образующей трубы 19. Стержень 18 в

1164101 верхней части снабжен выступом 24, взаимодействующим с ограничителем (осью) 25, закрепленным на каждой из вилок 12. Откидные телескопические опоры 14-16 снабжены каждая двумя телескопическими подпорками 26 и 27, 28 и 29, 30 и 31 соответственно, каждая из которых содержит наружный цилиндр 32 (см. фиг. 10-12), шарнирно закрепленный на трубе 19 каждой откидной опоры, внутренний цилиндр 33, шарнирно закрепленный (в развернутом состоянии транспортного средства) на сферическом подшипнике 34 на съемном кузове 3, соединительную муфту, которая в свою очередь состоит из резьбовой втулки 35 с контргайкой 36, установленной на внешнем цилиндре 32, внутренний цилиндр 33 выполнен с рядом кольцевых проточек 6, которые взаимодействуют с валиком 37, установленным во втулке 35 и имеющим . посередине своей длины .сегментную выборку 38.

Транспортное средство со съемным кузовом снабжено опорными катками 39, установленными на трубе 19 каждой из откидных опор съемного кузова с возможностью вращения как относительно собственной оси 40 на сферической опоре 41 (см. фиг. 9), так и в горизонтальной плоскости (в развернутом положении откидных опор) относительно наружных цилиндров откидных опор, каждая иэ которых в нижней своей части снабжена дополнительным стержнем 42, установленным соосно имеющемуся стержню 18, и дополнительным приводом 43 выдвижения этого цилиндра, аналогичным приводу 20 и состоящим также из конической передачи 44, с которой скреплен винт 45, взаимодействующий с гайкой, выполненной на внутреннем диаметре дополнительного стержн 42, на нижнем конце которого закреплена сферическая пята 46 с опорной плитой 47.

Каждый из приводов 20 и 43 каждой из откидных опор снабжен контрящим маховичком 48, предохраняющим элементы этих приводов от самопроизвольного вращения.

Предложенное транспортное средство со съемным кузовом работает следующим образом.

В первоначальный момент времени откидные телескопические опоры 14-16 поворачивают относительно осей !3 до соприкосновения выступов 24 с ограничителями 25, после чего, используя эти опоры как рычаги, пово5 рачивают их вниз относительно осей вращения поворотных вилок 12, затем фиксаторами 17 стопорят вилки !2 .от самопроизвольного поворота и, удержи- вая откидные опоры в положении изо lO

Э браженном на фиг. 8, вращением привода 43 (при отвернутом на нем маховичке 48) в соответствующем направлении обеспечивают выдвижение стрежня 42 pо тех пор, пока опорная пли-!

5 та 47 не коснется поверхности земли.

Опорные катки при этом -земли не касаются и могут быть легко повернуты как в горизонтальной плоскости относительно трубы 19, так и относи20 тельно собственной оси вращения 40 на сферической опоре 41.

Одновременно с поворотом вилки 12 откидной опоры 16 поворачивается и жестко скрепленный с ней вал 11, являющийся входным валом редуктора:10, выходнь|е валы 8 и 9 которого вращаются в противоположных друг другу направлениях, поскольку передача от вала 11 к валу 8 выполнена зубчатой цилиндрической, а от вала 11 к валу 9 — цепной. Поэтому установленные на валах 8 и 9 запорные устройства 6 поворачиваются в противополож35 ных направлениях и из положения

Э изображенного на фиг. 2, занимают положение, изображенное на фиг. 7, проходя через направляющие 7. Следовательно, при развертывании откидных

4О телескопических опор производится одновременная автоматическая расфиксация съемного кузова 3 от шасси 1 автомобиля, следовательно, можно приступать к непосредственному подъе45 му кузова 3 над шасси 1 автомобиля который осуществляется следующим образом: рукоятку (не показана) вставляют на четырехугольный хвостовик конической шестерни привода 20 каждой из откидных опор 14-16. Вращая данные рукоятки в соответствующем направлении, передают вращение на коническое колесо передачи 21 и соединенный с ним ходовый винт 22, asaимодействие которого с резьбовым участком стержня 18 приводит к линейному выдвижению последнего из грубы 19, пока выступ 23 не дойдет до верхнего конца паза 3 . При этом

1164101

50 опорные плиты 47 вдавливаются в грунт. под действием веса. съемного кузова 3, каждая из откидных опор нижним концом поворачивается относительно 5 плиты 47 на сферической пяте 46, а

1верхним - относительно оси 13, выступы 24 отходят на некоторое расстояние от ограничителей 25. Во время подъема съемного кузова 3 его конические выступы 4 выйдут из гнезд a, после чего автомобиль получает возможность .выезда из-под поднятого кузова 3.

При подъеме съемный кузов 3 не теряет устойчивости ни в продольном, ни в поперечном направлении, несмотря на его шарнирное закрепление на откидных опорах, поскольку оси 13 закреплены под острыми углами друг другу, а вилки зафиксированы фиксато- 20 рами 17, и поворот 14-16 не совпадает по направлениям их вращения, что обеспечивает съемному кузову 3, уставновленному на откидных опорах 1416, статическую устойчивость в преде- лах люфтов в местах сочленений деталей этих опор.

После того, как транспортное средство (автомобиль) выехало из-под съемного кудова 3, осуществляется (при необходимости) процесс горизонтирования последнего, также приводами 20 на откидных опорах. У каждой иэ откидных опор 14-16 с двух сторон отводят телескопические подпорки 26-.31, поворачивая их наружные цилиндры 32 (в этот момент времени положение подпорок изображено на фиг. 11) относительно откидных опор, затем поворачивают в них

40 на 180 валик 37 так, чтобы его о сегментная выборка 38 заняла положение, изображенное на фиг. 12, и не препятствовала выдвижению внутреннего цилиндра 33, который после 45 этого во всех подпорках выдвигают и закрепляют сферическими подшипниками 34 в соответствующих местах на съемном кузове 3 (это положение изображено на фиг. 4 и 5). Затем, например, в подпоркам 30 и 31 вращением. резьбовых втулок 35 обеспечивают совпадение профиля валика 37 с ближайшей из проточек, поворачивают .валик 37 на 180, обеспечивая его захождение в кольцевую проточку 5, затем доворотом резьбовой втулки 35 выбирают осевые люфты и стопорят в этом положении части подпорок 30 и 31 контргайкой 36 (см. фиг. 10). Тем самым откидная опора 16 жестко связывается,со съемным кузовом 3 и может поворачиваться только вместе с ним относительно своей сферической пяты 46, Телескопические подпорки 26, 27 и 28, 29 остаются в незапертом состоянии (см. фиг. 12). После этого вращением привода 20 в откидных опорах 14 и 15 поднимают или опускают переднюю часть съемного кузова 3 в продольном и поперечном направлениях относительно сферической плиты 46 в опоре 16 до тех пор, пока кузов 3 не окажется в плоскости горизонта.

Затем аналогично фиксируют в осевом направлении телескопические подпорки 26-29 и закручивают все маховички 48, исключая тем самым самопроизвольное вращение приводов 20 и 43— съемный кузов 3 жестко установлен на окидных опорах 14-16 в плоскости горизонта вне транспортного средства.

Процесс горизонтирования съемного кузова 3 возможно осуществлять и во время его подъема, выдвигая стержни 18 из трубы 19 в откидных опорах 14-16 на разную величину. Подъем съемного кузова 3 над шасси автомобиля могут осуществлять как трое человек одновременно, так и один человек, производящий поочередный подъем в опорах 14-16 на небольшие величины.

Процесс свертывания предложенного транспортного средства, т.е. стыковка и опускание съемного кузова на шасси автомобиля, может быть произведен в двух варинтах.

Убирают телескопические подпорки 27 и 28, мешающие заезду шасси автомобиля под съемный кузов 3, или убирают все телескопические подпорки сразу, причем это осуществляется следующим образом на каждой подпорке (см. фиг. 10): откручивается контргайка 36 и поворотом втулки 35 расклинивается валик 37, который затем -поворачивается вокруг своей о оси на 180, занимая положение, изображенное на фиг. 12, т.е. освобождается внутренний цилиндр 33 для перемещения относительно внешнего цилиндра 32, затем верхний конец внутреннего цилиндра отсоединяется от

1164101 съемного кузова 3, и внутренний цилиндр 33 задвигается внутрь внешнего цилиндра 32 и упора, после чего валик 37 вновь поворачивают на 180 так, что он заходит в проточку о фиксируя внутренний цилиндр относительно внешнего в свернутом положении. Затем втулку 35 с зафиксированным внутри нее внутренним цилиндром 33 поворачивают по резьбе влево до упора (см. фиг. 11) и затягивают контргайку 36. После этого свернутую .телескопическую подпорку поворачивают относительно нижнего ее конца, установленного в сферической опоре в нижней части трубы 19 до положения ее оси параллельно оси откидной опоры (см. например, сложенное положение телескопических подпорок на откидных опорах на фиг. 3) .

После этого транспортное средство ,въезжает задним ходом под съемный кузов таким образом, чтобы меньшие из диаметров конусных выступов 4 находились над большими из диаметров гнезд q, а задняя торцовая стенка кузова 2 не касалась передней торцовой стенки кузова 3.

Вращением приводов 20 обеспечивают опускание съемного кузова 3 на шасси 1 до тех пор, пока меньшие из диаметров конусных выступов не упрутся в конусные склоны гнезд а зайдя в них по вертикали на незначительную величину, поскольку при въезде шасси 1 под кузов 3 невозможно обеспечить полное совпадение осей в гнездах 0 с выступами 4.

Для обеспечения возможности дальнейшего опускания кузова 3 на шасси автомобиля необходимо из всех вилок 12 вытащить входящие в них фиксаторы 17, т.е. вилки 12 после этого приобретают возможность поворота вокруг своей оси в горизонтальной плоскости, а съемный кузов 3 теряет статическую устойчивость и приобретает возможность колебания на откидных опорах в горизонтальной плоскости в пределах гнезд о . При дальнейшем вращении приводов 20 съемный кузов 3, опускаясь, одновременно перемещается и в горизонтальной плоскости, т.е. он при опускании самоцентрируется в конических гнездах ot npu захождении в них конических выступов 4.

Посредством приводов 43 на откидных опорах 14-16 втягивают дополнительные внутренние цилиндры 42 внутрь опор, тем самым опорные

5 плиты 47 отРывают .от поверхности земли. Используя опоры 14-16 как рычаги, поворачивают их вверх относительно осей поворота вилок 12 до занятия этими опорами горизонталь1О ного положения, после чего каждую из указанных опор поворачивают в горизонтальной плоскости относительно оси 13 — откидные опоры 14-16 свернуты.

Одновременно с поворотом откидной опоры 16 поворачивается и жестко связанный с ее вилкой 12 валик 11, который передает это вращение через редуктор 10 на запорные устройст2О ва 6, и они после окончания свое о поворота занимают положение, изображенное на фиг. 2, т.е. сцепляет съемный кузов 3 с шасси автомобиля.

Таким образом, съемный кузов 3 закреплен на шасси транспортного средства в продольном и поперечном направлениях коническими выступами 4, вошедшими в конические гнезда q, и в вертикальном направлении — запорными устройствами 6, транспортное средство со съемным кузовом готово для передвижения.

Второй вариант стыковки съемного кузова 3 а шасси 1 автомобиля осу35 ществляется следующим образом. На съемном кузове 3 убирают (складывают) только телескопические подпорки 27 и 28, мешающие въезду 1 под съемный кузов 3 по указанной методике, а те40 лескопические подпорки 26, 29 и 30, 31 остаются на прежних местах. Посредством приводов 43 на откидных QIlo рах 14-16 обеспечивают втягивание на них цилиндров 42 внутрь этих

45 опор: таким образом съемный кузов, опустившись оказывается установленным уже не на опорных плитах 47, а на опорных катках 39.

После этого (см. фиг. 6 и 7) .автомобиль заезжает задним ходом шасси под съемный кузов. Если одно из колес автомобиля задеиет откидную опору 14 или 16, а также если водиS5 тель не успеет вовремя остановить автомобиль и кузов 2 упрется в кузов 3, то последний вместе С автомобилем сдвигается назад на опорных катках 39, что позволяет избежать полом1164101

10 ки откидных опор 14-16, т.е. устраняет аварийную ситуацию.

Для опускания съемного кузова 3 на шасси 1 мошно вновь установить съемный кузов на опорные плиты 47 и производить дальнейшие операции или сразу приводами 20 обеспечить втягивание стерзней 18 внутрь откидных опор, при этом поскольку длина телескопических подпорок 26, 29, 30 и 31 не меняется, то они своими противоложными концами поворачивают в местах закрепления в шарнирных опорах на съемном кузове и на трубах 19, а опорные катки 39 разъезжают, этот процесс происходит до тех пор, пока выступы 24 не упрутся в ограничители 25.

Для дальнейшего опускания необхо, димо убрать (свернуть) все телескопические подпорки по указанной методике, после чего, вращая приводы 20, обеспечивают полное опускание съемного кузова 3 на шасси 1,который в процессе захождения конических выступов 4 в гнезда а перемещается в горизонтальной плоскости на кат1о ках 39, установка которых на сферические опоры 41 позволяет им осущест" влять максимальный контакт с поверхностью земли. Дальнейший процесс свертывания откидных опор 14-16 ана15 логичен.

Применение изобретения позволит расширить эксплуатационные возможности транспортного средства.

1164101

) 164101

II64I0I

l)64101! 164) Ol

1164101

1164101

1 )64)01

1164101

1164101 иг. 12

Составитель Т.Терешкина

Техред А.Бабинец Корректор Г PemerHax, Редактор О.Колесникова

Филиал ППП "Патент", r.Óæãoðîä, ул.Проектная, 4

Заказ 4141/19 Тираж 650 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5