Тренажер операторов радиоэлектронной аппаратуры

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. ТРЕНАЖЕР ОПЕРАТОРОВ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ АППАРАТУРЫ, содержащий пульт оператора и последовательно включенные блок задания программы обучения , блок оценки, пульт преподавателя и блок задания времени, выход которого соединен с вторым входом блока оценки, первый выход пульта преподавателя подключен к входу пульта оператора, отличающийся тем, что, с целью повышения точности тренажера, в него введены формирователь SIL. 1164766 4

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕ

Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Рог.1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3693887/24-24 (22) 26.01.84 (46) 30.06.85. Бюл. № 24 (72) В. Г. Тоценко, В. Ф. Зелтиньш, О. В. Глушко и В. И. Горбенко (53) 681.3.071 (088.8) (56) l. Авторское свидетельство СССР № 407382, кл. G 09 В 9/00, 1973.

2. Авторское свидетельство СССР № 643955, кл. G 09 В 9/00, 1979 (прототип). (54) (57) 1. ТРЕНАЖЕР ОПЕРАТОРОВ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ АППАРАТУРЫ, содержащий пульт оператора и последовательно включенные блок задания программы обучения, блок оценки, пульт преподавателя и блок задания времени, выход которого соединен с вторым входом блока оценки, первый выход пульта преподавателя подключен к входу пульта оператора, отличающийся тем, что, с целью повышения точности тренажера, в него введены формирователь

„.SU» 1164766 A кодов неисправности, первый вход которого соединен с первым выходом пульта оператора, второй вход — с вторым выходом пульта преподавателя, а выход с входом блока задания программы обучения и с третьим входом блока оценки, и блок памяти действий оператора, первый вход которого подключен к второму выходу пульта оператора, второй вход — к второму выходу пульта преподавателя, а выход к четвертому входу блока памяти.

2. Тренажер по п. 1, отличающийся тем, что в нем блок оценки содержит группу дешифраторов, группу сумматоров, сумматор и функциональный преобразователь, вход которого является вторым входом блока, а выход которого подключен к первому входу

" сумматора, второй вход которого через сумматоры группы соединен с соответствующими выходами дешифраторов группы, первые, вторые и третьи входы которых являются соответственно первым, третьим и четвертым входами блока.

1164766

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройстам для тренировки операторов, и может быть использовано в различных отраслях промышленности при обучении операторов отысканию неисправностей аппаратуры.

Известен тренажер, содержащий пульт оператора, выполненный в виде сменных модулей, датчики неисправностей и наличия модулей, времязадающий блок, блок оценки и пульт преподавателя (1).

Однако это устройство имеет низкую точность обучения, так как критерий оценки работы оператора не учитывает, какие модули охвачены функциональными признаками неисправности. 15

Наиболее близким к изобретению является тренажер, содержащий пульт преподавателя, соединенный с блоком оценки, блоком задания времени и пультом оператора, и блок задания программы, регистр контроля, элементы И, ИЛИ, элементы задержки, 20 сменные модули, датчики ввода ответа (2).

Однако это устройство не позволяет различать разные по степени грубости ошибки оператора. Так, устройство ие различает такие ошибки, как: незамена неисправного модуля); незамена исправного, входящего в зону поиска. Кроме того, это устройство не фиксирует повторную смену модуля, так как при этом состояние регистра контроля восстанавливается. Указанные недостатки снижают точность обучения устройства. 30

Целью изобретения является повышение точности тренажера.

Указанная цель достигается тем, что в тренажер операторов радиоэлектронной аппаратуры, содержащий пульт оператора и последовательно включенные блок задания программы обучения, блок оценки, пульт преподавателя и блок задания времени, выход которого соединен с вторым входом блока оценки, первый выход пульта преподавателя подключен к входу пульта оператора, 40 введены формирователь кодов неисправности, первый вход которого соединен с первым выходом пульта оператора, второй вход— с вторым выходом пульта преподавателя, а выход — с входом блока задания программы обучения и с третьим входом блока оценки, 45 и блок памяти действий оператора, первый вход которого подключен к второму выходу пульта оператора, второй вход — к второму выходу пульта преподавателя, а выход— к четвертому входу блока памяти.

Кроме того, блок оценки содержит груп 0 пу дешифраторов, группу сумматоров, сумматор и функциональный преобразователь, вход которого является вторым входом блока, а выход которого подключен к первому входу сумматора, второй вход которого через сумматоры группы соединен с соответствующими выходами дешифраторов группы, первые, вторые и третьи входы которых являются соответственно первым, третьим и четвертым входами блока.

На фиг. 1 изображена структурная схема тренажера; на фиг. 2 — 5 — структурные схемы входящих в тренажер блоков.

Тренажер операторов радиоэлектронной аппаратуры содержит пульт 1 оператора, состояний из сменных модулей 2, подключенных к датчикам 3 кодирования неисправностей и датчикам 4 ввода ответов, пульт 5 преподавателя, соединенный с блоком 6 оценки, блоком 7 задания времени и пультом 1 оператора, блок 8 задания программы обучения, формирователь 9 кодов неисправности, подключенный к выходам датчиков 3 кодирования неисправностей пульта 1 оператора, блок 10 памяти действий оператора (по замене модулей), подключенный к выходам датчиков 4 ввода ответов пульта 1 оператора.

Датчик 3 (фиг. 2) представляет собой контактный разъем, в который вставляется сменный модуль 2. При этом сигнал опроса с пульта 5 через один входной контакт этого разъема поступает в модуль 2. Если модуль 2 неисправен, но имеет перемычку между этим входным контактом и одним из выходных, соответствующих типу неисправности. В простейшем случае датчик 3 имеет один выходной контакт, обеспечивающий передачу сигнала в формирователь 9 лишь о факте неисправности модуля 2 без детализации ее типа. Исправный модуль 2 перемычек не имеет. Перемычки находятся внутри модулей 2 и скрыты от оператора.

Датчик 4 представляет собой узел, обеспечивающий выдачу сигнала при каждой замене модуля. Например, это последовательно соединенные контактная группа 11 (фиг. 2), на которую механически посредством толкателя действует сменный модуль 2, триггер 12 и формирователь 13 импульса (например, дифференцирующая цепочка) .

Формирователь 9 и блок 10 могут быть выполнены на триггерных регистрах, например на JK- или Т-триггерах, с цепями установки начального состояния.

Блок 8 представляет собой преобразователь кодов входных сигналов в коды выходных сигналов по заранее составленной таблице соответствия. Эта таблица учитывает, какие модули могут быть неисправны при тех же внешних проявлениях, которые получаются от определенного типа неисправности данного модуля, т.е. какие модули входят в функциональную зону неисправности данного типа. В соответствии с этим программный модуль выполнен в виде К элементов

ИЛИ 14 (фиг. 3), где К вЂ” число сменных модулей 2, причем каждый вход блока 8 подключается к одному из входов тех элементов ИЛИ 14, номера которых входят в зону неисправностей этого типа, а выходы

1164766 элементов ИЛИ 14 являеются выходами блока 8.

Блок 6 (фиг. 4) состоит из трехвходовых дешифраторов 15, сумматоров 16 и 17 и функционального преобразователя 18, например масштабного элемента в виде потенциометра или диодного функционального преобразователя аналогового типа.

Блок 7 представляет собой узел, обеспечивающий выдачу сигналов, величина (или код) которого пропорциональна необходимо- 1 му времени.

Пульт 5 (фиг. 5) имеет узел 19 выдачи сигнала начальной установки, узел 20 выдачи сигнала пуска блока 7 и пульта 1 и регистрирующий прибор 21, например вольтметр, проградуированный в процентах или условных единицах.

Тренажер операторов радиоэлектронной аппаратуры работает следующим образом.

Перед началом работы преподаватель вводит в тренажер неисправности путем установки неисправных модулей 2, включает тренажер и обнуляет с пульта 5 регистры формирователя 9 и блока 10 с помощью узла 19. Затем преподаватель выдает задание обучаемому оператору, запускает с пульта 5 с помощью узла 20 блок 7 и подает сигнал пуска на пульт l. По этому сигналу с датчиков 3 заносится информация об исходных неисправностях изучаемого устройства в регистр формирователя(9. Блок 7 íà- Зр чинает отсчитывать контрольное время поиска неисправности, учитываемое при оценке действий операторов. После занесения информации в регистр блока 10 появляется информация на выходе блока 8 в виде сигналов на выходах элементов ИЛИ 14, соответ- M ствующих модулям зоны поиска.

В процессе выполнения задания на тренажере оператор обнаруживает функциональные признаки неисправности, определяет, какие модули могут быть неисправны, после- 4п довательно проводит замену их исправными и после каждой замены проверяет наличие функциональных признаков неисправностей.

При каждой замене модуля 2 срабатывает контактная группа 11, триггер 12 меняет свое состояние и формирователь 13 выдает 45 сигнал. Таким образом, с датчика 4 на блок

10 поступает сигнал и фиксирует факт этой замены.

Блок 6 контролирует состояние блока 10 и с учетом информации с формирователя 9, блока 8 и блока 7 вырабатывает оценку действий оператора и выдает ее на пульт 5.

Блок 6 с помощью дешифраторов 15 различает следующие состояния сменных модулей 2 и действия обучаемого: неисправный модуль заменен; неисправный модуль не заменен; исправный, но входящий в зону поиска модуль заменен; исправный, но входящий в зону поиска модуль не заменен; исправный, не входящий в зону поиска модуль заменен: исправный, не входящий в зону поиска модуль не заменен.

Так как эти состояния взаимоисключаю-. щие, на выходе каждого дешифратора 15 вырабатывается только один сигнал, равный логической единице. Одновременные сигналы с заданным коэффициентом суммируются на одноименных сумматорах 16. Окончательная величина оценки получается путем суммирования с заданными коэффициентами выходов сумматоров 16 и преобразователя 18 на выходном сумматоре 17. При этом преобразователь 18 вырабатывает сигнал, связанный некоторой зависимостью с временем работы оператора, устанавливаемой при настройке тренажера.

Таким образом, предлагаемое техническое решение позволяет различить перечисленные шесть различных действий обучаемого с каждым модулем, тогда как в прототипе отождествляются такие различные по грубости ошибки, как «незамена неисправности модуля», т.е. обнаружение неисправности, и «незамена исправного модуля, входящего в зону поиска», а также «замена исправного, не входящего в зону поиска».

В прототипе не фиксируется такая типичная ситуация, когда модуль дважды сменен. Таким образом, по числу различаемых ситуаций предложенный тренажер в 3 раза точнее оценивает действия обучаевого по сравнению с прототипом.

1164766

1164766

Реда кто р Н. Ш в ыдкая

Заказ 4191/48

Составитель А. Карлов

Техред И. Верес Корректор Г. Решетник

Тираж 452 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4