Неохлаждаемый выпускной коллектор двигателя внутреннего сгорания с газотурбинным наддувом
Иллюстрации
Показать всеРеферат
НЕОХЛАДЦАЕМЫЙ ВЫПУСКНОЙ КОЛЛЕКТОР ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ГАЗОТУРБИННЫМ НАДДУВОМ, содержащий , выпускной трубопровод, снабженный секциями, каждая из которых подключена через компенсатор к соседней секции и через привалочную поверхность фланца выпускного патрубка - к охлаждаемой корпусной детали, и газоподводящий .патрубок турбокомпрессора, снабженный компенсатором и подключенный к крайней секции трубопровода и к неохлаждаемому корпусу турбины, подсоединенному через привалочную поверхность его фланца крепления к охлаждаемому корпусу турбокомпрессора, отличающийсятем, что, с целью уменьшения напряжений от термических деформаций, ось компенсатора газоподводящего патрубка расположена параллельно линии, проходящей через центры привалочных поверхностей фланцев крепления корпуса турбины и выпускного патрубка крайней секции . (Л
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU
4 (5 I ) /
ОписАние изОБРетенИя.:,.
М ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ГЮ ДЕЛАМ ИЭОВРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3610204/25-06 (22) 27. 04 ° 83 (46) 07.07.85. Бюл. М 25 (72) В.И.Гордеев и Б.А.Мурдасов (53) 621.43.35: 621. 43-06(088.8) (Se) Авторское свидетельство СССР
Ф 850880, кл. F 02 В 37/02, 1981. (54) (57) НЕОХЛАЖДАЕИЫЙ ВЫПУСКНОЙ
КОЛЛЕКТОР ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ГАЗОТУРБИННЫМ НАДДУВОМ, содержащий. выпускной трубопровод, снабженный секциями, каждая из которых подключена через компенсатор к соседней секции и через привалочную поверхность фланца выпускного патрубка — к охлаждаемой корпусной де тали, и газоподводящий .патрубок турбокомпре ссора, снабженный компенсатором и подключенный к крайней секции трубопровода и к неохлаждаемому корпусу турбины, подсоединенному через привалочную поверхность его фланца крепления к охлаждаемому корпусу турбокомпрессора, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью уменьшения напряжений от термических деформаций, ось компенсатора газоподводящего патрубка расположена параллельно линии, проходящей через центры привалочных поверхностей фланцев крепления корпуса турбины и выпускного патрубка крайней секции.
1165810
Изобретение относится к машиностроению, в частности двигателестроению, а именно к устройству выпускных коллекторов двигателей внутреннего сгорания с газотурбинным наддувом.
Цель изобретения - уменьшение напряжений от термических деформаций .
На фиг. 1 изображен предлагаемый !0 неохлаждаемый коллектор; на фиг. 2 вид А на фиг. 1.
Выпускной коллектор содержит выпускной трубопровод, состоящий из секций 1 и 2, подключенных одна !s к другой через компенсатор 3, и газоподводящий патрубок 4 турбокомпен— сатора 5, снабженный компенсатором 6. Секции 1. и 2 подключены к охлажцаемой корпусной детали 7 20 (крышке цилиндра) через привалочные поверхности 8 и 9 фланцев 10 и 11 выпускных патрубков 12 и 13. Газоподводящий патрубок 4 турбокомпрессора 5 подключен к крайней секции 1 25 выпускного трубопровода и к неохлаждаемому корпусу турбины !4, подсоединенному к охлаждаемому корпусу 15 турбокомпрессора через привалочную поверхность 16 его фланца 17 крепления.
Ось 18 компенсатора 6 газоподводящего патрубка 4 расположена параллельно линии 10 (УУ), проходящей через центр 20 (О„) привалочной поверхности 8 фланца 10 выпускного патрубка 12 крайней секции 1 и через центр 21 (01) привалочной поверхности 16 фланца 17 крепления турбины 14 к охлаждаемому корпусу 15 турбоком- 40 прессора 5.
Неохлаждаемый выпускной коллектор работает следующим образом.
При работе двигателя выпускной коллектор и корпус турбины 1 4 н а греваются значительно больше (в 7 раз), чем охлаждаемые корпусные детали, и поэтому деформация компенсаторов 3 и 6 осуществляется, в основном, линейными расширениями этих неохлажцае- 0 мых деталей выпускной системы.
Так как оси секций 1 и 2 имеют одинакоВое расположение относительно центров привалочных поверхностей 8 и 9 фланцев 10 и 11 крепления их к крышке 7 цилиндра, то направление и величины перемещений обоих торцов компенсатора 3 в плоскостях, перпендикулярных оси компенсатора, также одинаковы. При этом компенсатор 3 перемещается параллельно своему первоначальному положению и сжимается осевыми перемещениями секций 1 и 2.
При расположении оси 18 компрессора 6 гаэоподводящего патрубка 4 параллельно линии 19 (УУ) он также работает только «Ia сжатие и растяжение .
Из ве стн о, что ре з уль тирующая тепловых перемещен ий тве рцо го тела, в частности коллектора и корпуса турбины, всегда направлена по линии, проходящей через точку крепления этого тела и точку, перемещение которой определяется.
Таким образом, на фиг. 1 найдены направления перемещений Л„В„ и А В
2 1 центральных точек торцов компенсатора 6. Величина этих перемещений определяется следующим образом
Л„В„=О„A„«t; А В.==oО..Л. (4t где g I с2. — коэффициенты линейного
1 расширения коллектора и корпуса турбины;
Л с и А1. — температура нагрева
1 - ?. коллектора и корпуса турбины.
Результирующие те пловых перемещений Л4 H q H A ? H? можно pB3JIQIKHTb на составляющие перемещения по оси компенсатора А, С„и A> С и в «Рпендикулярном направлении С, В1 и
С? B?.
Изв е стно, что со ставляющие пере— мещения прямо пропорциональны проекциям отрезков А, О и А О на соответствующие оси, т. е . (А 1 С1 =О А„, 4t А,С =0?А ф?!1 2
С„В1 =А„А„ д ; C?i>g=A?A?g 4 2 .
При параллельном расположении оси ком енсатора 6 относительно оси УУ:
A„A Ар Ау. (Неохлаждаемые корпус турбины 14 и выпускной коллектор нагреваются выпускным газом до одинаков х температур, что подтверждается результатами экспериментальных исследований, т.е. At„=4tz. Обеспечить равенство („= (2несложно, так как для изготовления выпускных коллекторов и корпусов турбин применяются, как правило,.одинаковые марки чугунов.
Учитывая изложенное, можно сделать вывод:
С, В„=С,В,. диРА
Составитель В. Козлов
Редактор Л. Зайцева Техред А.Бабинец Корректор М.Демчик
Заказ 4294/29 Тираж 538 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР.по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная, 4
3 11
А это значит, что ось 18 компенсатора 6 перемещается параллельно своему первоначальному положению без смещения одного торца компенсатора относительно другого в направлении, перпендикулярном оси компенсатора, и компенсатор 6 нагружается только осевыми перемещениями А С„ и А С .
Иногда турбокомпенсатор 5 крепят. к двигателю непосредственно за кор-. пус турбины 14. В этом случае ось компенсатора 6 располагается параллельно линии, проходящей через центр 20 привалочной поверхности 8 фланца 10 выпускного патрубка 12 крайней секции и через центр 21
65810 4 привалочной поверхности фланца крепления корпуса турбины к охлаждаемым деталям двигателя.
Таким образом, в предлагаемом коллекторе благодаря определенному расположеняо оси компенсатора газоподводящего патрубка исключаются неосевые тепловые перемещения одного торца компенсатора относительно
10 другого, а осевые перемещения полностью воспринимаются компенсаторами, работающими на сжатие и растяжение. Это приводит к уменьшению напряжения от термических деформаций и к повышению надежности работы выпускного коллектора.