Механизм для преобразования вращательного движения во вращательно-колебательное
Иллюстрации
Показать всеРеферат
МЕХАНИЗМ ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ во вращательно-колебательное , содержащий ведущий , ведомый и промежуточный валы зубчатые колеса, размещенные на них и взаимодействующие между собой, и коромысло, размещенное между ведомыми зубчатыми колесами, установленнь ми с возможностью свободного вращения , отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, на торцах ведомых зубчатых колес вы полнены замкнутые криволинейные пазы, а коромысло взаимодействует с пазами и шарнирно установлено на . ведомом валу. (Л Д7 lOi ел 00 00 42 QJut.f
СОЮЭ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„Я0„„1165834 A
4 (51 F 16 Н 3/00 =- - - --====-=:+,- ... к - . - ° -. °
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВМ
1ОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3688139/25;28 (22) 09.01.84 (46) 07.07.85. Бюл. В 25 (72) В.Г. Мамаев и М.Д. Тихонов (71) Донецкий проектно-конструкторский технологический институт (53) 621.833(088.8) (56) 1. Артоболевский И.И. Механизмы в современной технике. М., "Наука" °
2. Артоболевский И,И. Механизмы в современной технике. М., "Наука",.
1980, т. ?Ч, с. 222, В 2390. (54) (57) МЕХАНИЗМ ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ во вращательно-колебательное, содержащий ведущий, ведомый и промежуточный валы, зубчатые колеса, размещенные на них и взаимодействующие между собой, и коромысло, размещенное мелду ведомы ми зубчатьии колесами, установленными с возможностью свободного вращения, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, на торцах ведомых зубчатых колес выполнены замкнутые криволинейные пазы, а коромысло взаимодействует с пазами и шарнирно установлено на . ведомом валу.
11б5834
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приборах и машинах для преобразования движения.
Известен механизм для преобразо- 5 вания вращательного движения во вращательно-колебательное, содержащий ведущий и ведомый валы, зубчатые колеса, размещенные на них и взаимодействующие между собой, ведомое колесо имеет зубья только на половине окружности и входит в зацепление попеременно то с одним, то с другим еедомьи еубчетьи колесом (t) .
Недостатком данного механизма 15 является.то, что в нем нельзя осуществить знакопеременные колебания ведомого вала с неодинаковой амплитудой.
Наиболее близким к изобретению 20 по технической сущности и достигаемому эффекту является механизм
-для преобразования вращательного движения во вращательно-колебательное,. содержащий ведущий, ведомый и 25 промежуточные валы, зубчатые колеса, размещенные на них и взаимодействующие между собой, и коромысло, размещенное между ведомыми зубчатыми колесами, установленными с возмож- 3п ностью свободного вращения.
Коромысло имеет привод от дополнительной червячной передачи и при
;помощи муфты поочередно включает ведомые зубчатые колеса (2) .
Недостатком известного механизма является сложность конструкции переключающего механизма.
Цель изобретения — упрощение конструкции механизма. 40
Поставленная цель достигается тем, что в механизме для преобразования вращательного движения во враща. тельно-колебательное, содержащем ведущий, ведомый и промежуточный. ва- 45 лы, зубчатые колеса, размещенные на них и взаимодействующие между собой, и коромысло, размещенное между ведомыми зубчатыми колесами, установленными с воэможнсстью свободного вращения, на торцах ведомых зубчатых колес выполнены криволинейные пазы, а коромысло взаимодействует с пазами и шарнирно установлено на ведомом валу ° 55
На фиг. 1 изображена .кинематическая схемамеханиэма, нафиг.2 -узел переключения направления вращения.
Механизм для преобразования вращательного движения во вращательноколебательное движение .состоит из ведущего 1, ведомого 2 и промежуточного 3 валов, зубчатых колес 4-7 не-. подвижно установленных на ведущем и промежуточном валах, зубчатых колес 8 и 9, установленных на ведомом валу с возможностью свободного вращения, коромысла 10, размещенного ьь между ведомыми зубчатыми колесами
8 и 9 и установленного с помощью шарнира 11 на ведомом валу 3, на торцах ведомых зубчатых колес 8 и 9 выполнены замкнутые криволинейные пазы 12, на концах коромысла 10 установлены подшипники 13, посредством которых коромысло взаимодействует с криволинейными пазами 12, на пазах выполнены перепады 14, Механизм работает следующим образом.
Вращение ведущего вала посредством зубчатых колес 4-7 передается на ведомые зубчатые колеса 8 и 9, которые при этом вращаются в противоположных направлениях с различными или одинаковыми скоростями в зависимости от набора зубчатых колес
4-7. При вращении, например, колеса
9 против часовой стрелки подшипник
13 соответствующего конца коромысла 10, перекатываясь по пазу 12 колеса 9, захватывается .перепадом 14, при этом ведомый вал 3 поворачивается против часовой стрелки, Одновременно другой конец коромысла 10 с подшипником 14, перекатываясь по пазу 12 ведомого колеса 8 со скоростью, равной сумме скоростей колес 8 и 9, опускается и входит в зацепление с перепадом 14 на колесе 8. При этом первый конец коромысла 10, взаимодействующий с колесом 9, sa счет поворота коромысла 10 вокруг оси 9 поднимается и выходит из зацепления с перепадом 14 паза 12 на колесе 9 . Ведомый вал 3 начинает вращаться по часовой стрелке. Цикл повторяется.
Амплитуда колебания ведомого вала 3 изменяется в зависимости от конфигурации пазов 10 на торцах ведомых колес 8 и 9.
Применение прецлагаемого изобретения позволит упростить конструкцию механизма за счет исключения допол-.
3. 1165834 4 нительной червячной передачи, умень- позволит получить широкий диапазон шить габариты механизма путем разме- изменения. амплитуды колебаний ведомощения коромысла на ведомом валу и го вала.
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Составитель Г. Савочкин
Редактор А. Сабо ° Техред З.Палий
Заказ 4295/30 Тираж 898
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д, 4/5
Корректор О. Тигор ,Р
Подписное