Зубчато-реечный механизм периодического зацепления
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ЗУБЧАТО-РЕЕЧНЫЙ МЕХАНИЗМ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ, содержащий корпус, размещенные в последнем зубчатое колесо, взаимодействующую 7 7 Л ГТ. rs . /7 го fS Cput.1 с ним зубчатую рейку и устройство гашения ударов в виде упругого элемента , взаимодействующего с торцом рейки, отличающийся тем, ЧТО- с целью расширения эксплуатационных возможностей, на конце рейки выполнено продольное отверсти а механизм снабжен стаканом, обхватывающим этот конец, двумя упорами, установленными на доньях стакана и отверстия, штоком, соединенным концами с упорами, втулкой и последовательно расположенной с ней шайбой, а упругий элемент размещен между шайбой и упором стакана. СЛ 35 СП 00 ее
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
{(9) (И) 4(si) Р 16 Н 19/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3696379/25-28 (22) 27.01.84 (46) 07.07.85. Бюл. ¹ 25 (72) И.П. Гольппев (71) Вычегодское производственное ле;сосплавное объединение
53) 621.831(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 305296, кл. F 16 Н 19/04, 1969 (прототип)., (54)(57) ЗУБЧАТО-РЕЕЧНЫИ МЕХАНИЗМ
ПЕРИОДИЧЕСКОГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ, содержащий корпус, размещенные в последнем зубчатое колесо, взаимодействующую с ним зубчатую рейку и устройство гашения ударов в виде упругого элемента, взаимодействующего с торцом рейки, отличающийся тем, что. с целью расширения эксплу- . атационных возможностей, на конце рейки выполнено продольное отверстие, а механизм снабжен стаканом, обхватывающим этот конец, двумя упорами, установленными на доньях стакана и отверстия, штоком, соединенным концами с упорами, втулкой и последовательно расположенной с ней шайбой, а упругий элемент размещен между шайбой и упором стакана.
1165837
Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, используемым в свайном аппарате земснаряда.
Известен зубчато-реечный механизм периодического зацепления, содержащий корпус, размещенные в последнем зубчатое колесо, взаимодействующую с ним зубчатую рейку и устройство гашения ударов в виде упругого элемента, взаимодействующего с, торцом рейки, рейка не имеет продольного отверстия на ее конце (1).
Недостаток известного механизма— узкий диапазон эксплуатационных возможностей, что обусловлено обеспечением поджима рейки к колесу двух сторон, в то время как в устройствах, где применяется рейка, один из ее канн цов необходимо иметь свободным для кинематической связи.
Целью изобретения является расширение эксплуатационных возможностей зубчато-реечного механизма.
Указанная цель достигается тем, что в зубчато-реечном механизме периодического зацепления, содержащем корпус, размещенные в последнем зубчатое колесо, взаимодействующую с ним зубчатую рейку и устройство гашения ударов в виде упругого элемента, взаимодействующего с торцом рейки, на конце рейки выполнено продольное отверстие, а механизм снабжен стаканом, обхватывающим этот конец, двумя упорами, установленными на доньях стакана и отверстия, штоком, соединенным концами с упорами, втулкой и последовательно расположенной с ней шайбой, а упругий элемент размещен между шайбой и упором стакана.
На фиг.. 1 изображена кинематическая схема зубчато-реечного механизма периодического зацепления; используемого в механизме стабилизации шага сваи напорного хода, исходное положение; на фиг. 2 — то же, в крайнем нйжнем положении при заглублении сваи; на фиг. 3 — взаимо действие зубчатой рейки с зубчатым колесом при исходном полбжении аппарата напорного свайного хода.
На фиг. 4 — то же, при крайнем нижнем положении сваи.
Зубчато-реечный механизм периодического движения содержит зубчатую рейку 1, расположенную в корпусе 2, и зубчатое колесо 3, установленное на валу. На концах рабочего диапазо на зубчатой рейки выполнены вазы 4 и 5, К корпусу 2 зубчатой рейки 1 жестко подсоединен стакан 6, обхватывающий свободный конец 7 зубчатой рейки 1.
Свободный конец 7 зубчатой рейки 1 выполнен с отверстием 8, в котором установлен шток 9. Шток 9 выполнен с упорами 10 и 11 на концах и снабжен упругим элементом t2 и шайбой 13. Наружный диаметр шайбы 13 больше внутреннего диаметра корпуса 2, а в отверстии 8 зубчатой рейки 1 жестко укреплена втулка 14.
Упругий элемент 12 расположен между шайбой 13 и упором 11.
Другой конец зубчатой рейки 1 соединен с кинематической парой механизма стабилизации свайного аппарата, выполненной в виде ползуна 15 и звена 16, имеющего паз для ползуна, К звену 16 жестко подсоединен шток 17 на котором размещен упор 18. Для штока t7 на направляющей обойме .19 установлена дополнительная направляющая 20.
Кроме этого, механизм содержит систему 21 рычагов для фиксации корпуса 2 в вертикальном положении, шарнирную связь 22 ползуна 15 с концом зубчатой рейки 1, выключатель 23, установленный на направляющей обойме 19.
Устройство работает следующим образом.
При заглублении сваи напорного свайного хода земснаряда зубчатое колесо 3 приводится во вращение и перемещает зубчатую рейку 1 в направлении движения сваи. При этом шток 9 выдвигается из от верстия 8.
В конце хода заглубления сваи зубчатое колесо 3 сходит с нарезки зубчатой рейки 1 в паз 5, а упор 10 контактирует с втулкой 14. Дальнейшее перемещение зубчатой рейки 1 вдоль корпуса 2 прекращается.
При этом упругий элемент 12 упором 11 прижимается к шайбе 13, а упор 10 взаимодействует с втулкой 14, что обеспечивает поджим торцовой поверхности нарезки зубчатой рейки 1 к зубчатому колесу 3 (фиг. 4).
При подъеме сваи зубчатое колесо
3 вращается в противоположном направлении. Происходит надежное зацепление его с зубчатой рейкой 1 и последняя
11б5 перемещается в направлении перемещения сваи. В крайнем верхнем (исходном) положении зубчатое колесо 3 сходит с нарезки зубчатой рейки 1 в паз 4, а упор 11 контактирует со стаканом 6. При зтам упругий элемент
12 шайбой 13 прижат к упору 11. В связи с этим зубчатая рейка 1 остается поджатой торцовой поверхностью нарезки к зубчатому колесу 3, что при 1Î реверсе последнего вновь обеспечивает надежное зацепление последнего с зубчатой рейкой 1 и перемещение ее в противоположную сторону.
<5
Для регулировки положения зубчатой рейки 1 относительно зубчатого . колеса 3 достаточно включить привод заглубления сваи и поднять сваю в крайнее верхнее положение или опустить в крайнее нижнее положение.
Например, при установке сваи в рабочее положение после замены троса тросовой системы привода заглубления сваи зубчатая рейка .1 и зубча83 4 тое колесо 3 оказались в положении зацепления. При подъеме сваи в крайнее верхнее положение зубчатое колесо 3 перемещает зубчатую рейку вверх. Как только зубчатое колесо 3 попадает в паз 4, перемещение зубчатой рейки 1 прекращается. Зубчатое колесо 3 проворачивается в пазу 4 до тех пор, пока свая не примет крайнее верхнее положение. Таким образом, при крайнем верхнем положении сваи зубчатая рейка 1 уже будет находиться в исходном положении и автоматически поджата к зубчатому колесу 3 упругим элементом 12.
Предлагаемое изобретение позволяет исключить ручной труд при регулировке положения зубчатой рейки отно. сительно зубчатого колеса, чем обеспечится удобство при эксплуатации свайного аппарата земснаряда. Кроме того, при использовании предлагаемого изобретения снизятся трудозатраты при выполнении работ по регулировке.
1165837
Составитель P. Ожина
Техред З.Палий
Корректор Л, Бескид
Редактор А. Сабо
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 4295/30 Тираж 898 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5