Смазочная композиция
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗЩИЯ, содержащая базовое масло и присадку на основе МОНОГЛИЦИДИЛОБОЦО эфира оксидиарилметана, отличающа я с я тем, что, с целью повышения предельной нагрузки и противоизносных свойств в условиях граничного трения, композиция в качестве присадки содержит аддукт моноглицидилового оксидиарилметана с амином при следукяцем соотношении компонентов, мае.%: Аддукт моноглицйдилового эфира оксидиарилметана с амином 4,8-50 Базовое масло . До 100 (Л
(!9) () I) СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК..(з})4 С 10 М 33/04 // С 10 N3Î/06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ:
Н АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
4 8 50
До 100
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3500693/23-04 (22) 15.10.82 (46) 15,07.85. Бюл. Ф 26 ,(72) Г.А. Сиренко (71) Сумский филиал Харьковского ордена Ленина политехнического института им. В.И. Ленина (53) 621.892.8(088.8) (56) Патент Великобритании1(1284512, кл. С 5 У, опублик. 1972.
Сиренко Г.А. и др. Присадки к смазочным маслам на основе хлорарилбутеиов. — "Химия и технология топлив и масел", 1977, h» 6, с.36-39. (54) (57) СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, содержащая базовое масло и присадку . на основе моноглицидиловопо эфира оксидиарилметана, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения предельной нагрузки и противоиэносных свойств в условиях граничного трения, композиция в качестве присадки содержит аддукт моноглицидилового эфира оксидиарилметана с амином при следующем соотношении
I компонентов, мас.У:
Аддукт моноглицидило" ного эфира оксидиарил-метана с амином
Базовое масло
1167195
Изобретение относится к составам смазки и технике смазки узлов трения и может быть использовано в тяжелонагруженных узлах трения прокатных станов, двигателей, трансмиссий и дифференциальных передач авто- мобилей и тракторов, компрессоров высокого и сверхвысокого давления.
Целью изобретения является повышение предельной нагрузки и противо- 10 износных свойств смазочной композиции в условиях граничного трения за счет образования плотного эластичного граничного слоя полимерной структуры с поперечными сшивками между 15 макромолекулами.
Пример 1. Приготовление аддукта. 97 кг моноглицнднлового эфира бензилфенила ЭБФ, содержащего 17,27. эпоксидных групп, посте- 20 пенно добавляют к 3 кг полиэтиленполиамина, содержащего в основном триэтилентетрамин и небольшую часть диэтилентриамина и этилендиамина, при энергичном перемешивании в те- 25 чение 3 ч после окончания прибавФ ления ЭБФ. Полученную жидкость выдерживают 2 ч при 100 С..
Для приготовления аддукта на основе низкомолекулярных алифати- З0 ческих полиамидов, например Л-18, используют их раствор в смеси растворителей: изопропиловый спирт— толуол (1: 1), ксилол-бутанол (4:1), ксилол-этилцеллюзольв (9:1). Для приготовления аддукта на основе ароматических полиамидов, например фенилон С-4, используют их раствор в амидных растворителях: N N-ди-иетилацетамид; Я-метил-2-пирролидон;
40 гексаметилфосфортриамид; N,N,N,N— тетраметилмочевина; диметилформамид и др.
В качестве амина могут быть использованы алифатический амин, ароматнческий амин, алифатический полиамин, полиэтиленполиамин, ароматический диамин, низкомолекулярный алифатический полиамид, ароматичес-. кий полиамид, при массовом соотно" шении исходных компонентов аддукта — моноглицидилового эфира оксидиь арилметана и амина от (98:2) до, (70:30).
Пример 2. 80 кг линейного пропиленгликоля лапрол 2002 с мол. мас. М=2000 смешивают с 20 кг аддукта на основе моноглицидилового эфира бензилфенила ЭБФ и полиэтиленполиамина ГИПХа (98:2).
В табл. 1 приведены результаты испытаний смазочных композиций с различной масляной основой при оптимальном содержании аддукта.
Из данных табл. 1 видно, что эффект наблюдается для смазочных композиций с нефтяными и синтетическими маслами в качестве основы.
В табл, 2 приведены результаты испытаний смазочных композиций при различных соотношениях компонентов в аддукте.
Данные табл. 2 показывают, что оптимальное массовое соотношение моноглицидилового эфира и амина от (98:2) до (70:30).
В табл. 3 приведены результаты испытаний известных смазочных масел и смазочной композиции по изобре1ению.
По сравнению с введением в масло 5Х-ного моноглидицилового эфира оксидиарилметана введение аддукта на основе моноглицидилового эфира и амина приводит к повышению нагрузки заедания и противоизносных свойств масляной основы в условиях граничного трения.
1167195
Таблица 7
Влияние соотношения моноглицидилового эфира бензилфенила и полиэтиленполиамина аддукта на антифрикционные свойства смазочной жидкости на основе 8 мас.% статистического сополимера окисей этилена и пропилена Лапрол-2502-2-70 и 20Х аддукта
Диаметр пятна на износе, мм
Соотношение моноглицидилового эфира и полиэтиленполиамина
Опыт
99:1
0,42
76,6
98:2
0,42
0,46
97:3
0,47
95:5
0,44
0,40
136,2
123,4
0,37
0,37
78,3
Таблица 3
Противоизносные и противозарядные свойства смазочных жидкостей (аддукт на основе моноглицидилового эфира бензилфенила — ЭБф и полиэтиленполиамина в соотношении 97:3) Антифрикционные свойства
Масляная основа
Опыт
Нагрузка . Диаметр
Ф заедания, пятна изН носа**, 201
100
0,74
213
95 0
95,2 4,8
50 50
0,62
287
0,54
304
5 Статистический сополимер окисей этилена и пропилена
Лапрол 2502 (М=2500) 100
0,88
402
90: 10
80:20
70:30
60:40
1. Ваэелиновое масло
2 То же + 5% ЭБФ
3 Вазелиновое масло
Содержание масляной основы, мас.Х
Граничная предельная нагрузка (х10 ), Гн/м
124,3
169,0
180, 3
189,5
Концентрация аддукта, мас.Х
Концент рация аддукта, основы, мас.7. мас,Х
4,8
80 20
Таблица
Антифрикционные свойства масляной основы и смазочных жидкостей на их основе с добавкой аддукта моноглицидилового эфира бензнлфенила и полиэтиленполиамина (97:3) Диаметр** пятна изСодержание масляной
Граничная предельная нагрузка* (x10 ) Гн/м
Масляная основа
Опыт носа, мм
49,7 0,68
106,4 0,50
169 0,46
Статистический сополимер окисей этилена и пропилена
Лапрол-2502-2-70 (мол.мас.
Й2500) 95,2
37,5
0,43
62,5
175
0,42
180,2
0,52
0,54
97,8
94,6
100
2 То же + 50X эпоксидной смолы ЗД-20
63,1 0,55
3 То ae + 20X эпоксидированного эфира карбоновых кис- . лот С,о - С
78,5 . 0,59
Линейный пропиленгликоль
Лапрол-2002 (M=2000) 20 186
0,39
5 Нафтеновое масло
Ризелла-33
68,6 О, 86
134,5 0,52
12,7 0,67
100
6 Авиационное масло МС-20
t00 (м) и Э
1 где d< — диаметр пятна износа, м;
Ч - скорость скольжения, м/с;
01 - нормальная нагрузка на шарик,. Н;
" динамическая вязкость Н с/м, е* Время испытаний 4 ч, нормальная нагрузка на один шарик 82 Н, частота вращения верхнего шара 24,5 с, скорость скольжения а0,09 м/с, температура ,45оС.
* Условия фрикционных испытаний: четырехшариковая машина, время испытаний
60 с на одной ступени нагружения, частота вращения верхнего шара 19 с, скоf рость скольжения 0,07 м/с, граничная предельная нагрузка вычислена как отношение нагрузки заедания к гидродинамическому эффекту в конце трения S, pec1 считанному по формуле
8, ПРодолжение табл.З
1167) 95
Антифрикцнонные свойства
Опыт
Маслянная основа
Диаметр пятна изосновы, масЖ носа
434 б
То же + 5X ЭБФ
0,82
0,61
4,8
95,2
505
7 Лапрол 2502
50
542
0,53
** ЧШМ, шары диаметром 12,7 мм иэ стади ШХ-15; время испытаний 6 ч, нормальная нагрузка на один шар 201 Н (на три шара. — 50 кгс = 490,5 Н), частота вращения верхнего шара 7,55 с;
* То же, время испытаний 60 с на одной ступени нагружения, частота вращения верхнего шара 19 с
Составитель Г. Цуканова
Техред М.Гергель Корректор И. Эрдейи
Редактор Т. Колб
Заказ 4389/27 . Тираж 546 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Содержание масляной
Концентрация аддукта, мас. Ж
Нагрузка заедания, Н