Муфта свободного хода

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА, содержащая корпус, размещенные в нем червячное колесо и червяки, связанные с корпусом с возможностью вращения,, а также антифрикционные элементы, установленные между корпусом и каждым червяком, отличающаяся тем, что, с целью повыщения КПД и снижения динамических нагрузок, она снабжена дополнительными антифрикционными элементами, размещенными на одной из боковых поверхностей зубьев одного из элементов кинематической пары, а смежные с ними поверхности зубьев элементов кинематической пары выполнены самотормозящими . 2.Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что дополнительные антифрикционные элементы выполнены в виде покрытия на одной из сторон зубьев червячного колеса. 3.Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что дополнительные антифрикционные элементы выполнены в виде тел качения, смонтированных на одной из поверхностей зубьо $S ев червяка. (Л О) | CfC

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1167371

4(51) " 16 Р 41/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

l.

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ5

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3737913/25-27 (22) 30.03.84 (46) 15.07.85. Бюл. № 26 (72) А. А. Чеснов (71) Брянский ордена Ленина и ордена

Трудового Красного Знамени завод дорожных машин им. 50-летия Великого

Октября (53) 621.825.5 (088.8) (56) Кожевников С. Н., Есипенко Я. И., Раскин Я. Н. Механизмы.— М., 1976, с. 419—

420, рис. 6.76. (54) (57) 1. МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА, содержащая корпус, размещенные в нем червячное колесо и червяки, связанные с корпусом с возможностью вращения, а также антифрикционные элементы, установленные между корпусом и каждым червяком, отличающаяся тем, что, с целью повышения

КГ1Д и снижения динамических нагрузок. она снабжена дополнительными антифрикционными элементами, размещенными на одной из боковых поверхностей зубьев одного из элементов кинематической пары, а смежные с ними поверхности зубьев элементов кинематической пары выполнены самотормозящими.

2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что дополнительные антифрикционные элементы выполнены в виде покрытия на одной из сторон зубьев червячного колеса.

3. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что дополнительные антифрикционные элементы выполнены в виде тел качения, смонтированных на одной из поверхностей зубьев червяка.

1167371 колеса 1 с коэффициентом трения, обеспечивающим самоторможение передачи. Червячное колесо 1 поворачивается вместе с 40 корпусом 4.

При свободном ходе муфты витки червяков 3 контактируют с поверхностями 7 зубьев червячного колеса 1, на которых нанесен антифрикционный слой. Самотормо- 45 жение в этом случае отсутствует, червяки

3 приводятся во вращение и свободно обкатываются по червячному колесу 1.

1

Изобретение относится к машиностроению и модет быть использовано в устройствах для передачи вращательного движения в одном направлении.

Цель изобретения — снижение динамических нагрузок и повышение КПД путем использования кинетической энергии червяков при переходе к режиму обгона.

На фиг. 1 показан механизм свободного хода, общий вид; на фиг. 2 — вариант выполнения одной из контактных поверхностей червяка; на фиг. 3 — схема взаимодействия элементов механизма.

Муфта свободного хода содержит червячное колесо 1, расположенное на ведомом валу 2 и червяк 3, шарнирно установленный в корпусе 4 и имеющий с двух сторон антифрикционные опорные элементы 5 в виде подшипниковых опор. Зубья 6 червячного колеса 1 выполнены из стали и на поверхности 7 имеют антифрикционное покрытие, например, из бабита. Угол наклона контактных поверхностей 8 и 9 червячного колеса

1 и витков червяка 3 при рабочем ходе выполнен в пределах угла, обеспечивающего самоторможение сопряженных элементов. Такое выполнение контактных поверхностей кинематической пары обеспечивает в одном направлении самотормозящую, а в противоположном несамотормозящую червячную передачу. Вместо антифрикционного покрытия для уменьшения сил трения между контактными поверхностями кинематической пары можно установить тела качения 10.

Муфта свободного хода работает следующим образом.

Корпус 4 имеет возможность качательного движения в плоскости вращения червячного колеса 1. При рабочем ходе муфты поверхности 9 витки червяков 3 контактируют с поверхностями 8 зубьев червячного

Работу муфты свободного хода можно разделить на несколько циклов: рабочий ход переход от рабочего хода к свободному ходу, свободный ход, переход от свободного х" а

2 к рабочему. При цикле свободного хода муфта работает как все известные механизмы такого типа, а работа муфты свободного хода при переходе от свободного хода к рабочему ходу имеет особенности. Ведущим звеном считается корпус 4, ведомым — червячное колесо 1. Корпус 4 получает качательное движение от кривошипно-шатунного, эксцентрикового или другого механизма (не показан) в плоскости вращения червячного колеса 1. Червяки 3 также вместе с корпусом 4 совершают качательное движение вокруг червячного колеса 1. Движение корпуса 4 вместе с червяками 3 имеет периодический характер В середине свободного хода корпус 4 имеет максимальную скорость движения вокруг червячного колеса 1 и червяки 3 набирают максимальную кинетическую энергию. Далее корпус 4 замедляет свое движение, приближаясь к значению О. Предположим, что корпус 4 остановился, а червяки 3 из-за инерционности продолжают вращаться. В этот момент энергия вращательного движения червяков 3 вокруг своей оси, накопленная червяками 3 при свободном ходе муфты, передается непосредственно червячному колесу 1, как у обыкновенной червячной передачи, передавая ему дополнительный положительный импульс, повышая КПД муфты свободного хода и обеспечивая более мягкую характеристику работы, т. е. происходит рекуперация.

На фиг. 3 показана работа муфты при переходе от свободного хода на рабочий.

Червяк 3 под действием силы Рч действует на опору 5 (в данном случае опора качения) и имеет минимальное значение Умин, следовательно, энергия вращательного движения червяков 3 вокруг своей оси, накопления ими при свободном ходе муфты, корпусу 4 не передается, происходит непосредственное взаимодействие между червячным колесом 1 и червяком 3, вследствие чего червячное колесо 1 получает дополнительный положительный импульс.

Предлагаемая муфта свободного хода в результате использования кинетической энергии вращательного движения червяка вокруг своей оси во время свободного хода муфты значительно повышает КПД и обеспечивает более мягкие характеристики работы. Возможность применения более прочных материалов, например стали, для изготовления червячного колеса повышает несущую способность муфты.

Составите.н.,1. Атрушксвич

Редактор Л. Пчелннская Техред И. Верее Корректор Л. Зимокосов

Заказ 4401/35 Тираж 898 Г1одписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР ло делам изобретений v открытий

1 1303, Москва, Ж вЂ” 35, Рамшская наб., д. 4/5

Фнл1нал ППП «Патент», г. - .. — ро,в ул 11роектная, 4