Источник сейсмических сигналов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ИСТОЧНИК СЕЙСМИЧЕСКИХ СИГНАЛОВ, содержащий транспортное средство, исполнительный механизм, устройство подъема-опускания исполнительного механизма, связанное с размещенной в смонтированной на транспортном средстве вертикальной направляющей подвижной кареткой соединенной с исполнительным механизмом, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, подвижная каретка и исполнительный механизм образуют пару трения и сопряжены по плоскости, наклоненной к горизонту под острым углом, большим угла трения, с возможностью относительного перемещения в направлении движения транспортного средства. (Л а: ел 01 со Х Фиг. 1
COIO3 СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„«и „„67559
4(sg G 01 Ч 1/147
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ CIIOL З Л. Эдди
Г, ..
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ 4
Н А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3672461/24-25 (22) 07.12.83 (46) 15.07.85. Бюл. № 26 (72) А. С. Шагинян, А. Г. Асан-Джалалов, В. А. Пантелеев, В. Н. Кабишев, Н. И. Давиденко и А. И. Свинин (71) Специальное конструкторское бюро сейсмической техники (53) 550.83 (088.8) (56) 1. Установка «Диносейс CSC — 3600 — 4.
Промышленный бюллетень РВ782 — 7410 фирмы Geo Spase Hauston Texas 1974.
2. Авторское свидетельство СССР № 894638, кл. G 01 V 1/02, 1980 (прототип) . (54) (57) ИСТОЧНИК СЕИСМИЧЕСКИХ
СИГНАЛОВ, содержащий транспортное средство, исполнительный механизм, устройство подъема-опускания исполнительного механизма, связанное с размещенной в смонтированной на транспортном средстве вертикальной направляющей подвижной кареткой, соединенной с исполнительным механизмом, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, подвижная каретка и исполнительный механизм образуют пару трения и сопряжены по плоскости, наклоненной к горизонту под острым углом, большим угла трения, с возможностью относительного перемещения в направлении движения транспортного средства.
1167559
Изобретение относится к устройствам для возбуждения сейсмических сигналов за счет импульсного воздействия на грунт с целью разведки на нефть и газ.
Известно устройство для возбуждения сейсмических сигналов за счет импульсного воздействия на грунт, включающее транспортное средство с платформой, блок управления, взаимодействующий, с грунтом исполнительный механизм, устройство подъема-опускания исполнительного механизма и направляющее устройство, выполненное в виде связанной с одной стороны с исполнительным механизмом, а с другой — с устройством подъема-опускания подвижной каретки, размещенной в вертикальной направляющей, неподвижно смонтированной на платформе транспортного средства (! ).
Недостатком этого устройства является невозможность работы во время движения. транспортного средства. Наличие жесткого направляющего устройства и жесткая связь подвижной каретки с исполнительным механизмом исключает возможность перемещения источника в момент контакта исполнительного мехагизма с грунтом.
Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является источник сейсмических сигналов, содержащий транспортное средство, исполнительный механизм, устройство подъема-опускания исполнительного механизма, связанное с размещенной в смон тированной на транспортном средстве вертикальной направляющей подвижной кареткой, соединенной с исполнительным механизмом (2).
Недостатком этого устройства является сложность конструкции из-за необходимости монтажа вертикальной направляющей на платформе транспортного средства с помощью узла, обеспечивающего ей возможность движения, а также из-за наличия механизма перемещения этой направляющей в исходное положение, которые повышают металлоемкость источника и трудоемкость
его изготовления. Кроме того, для приведения в движение механизма перемещения необходим источник питания и управляющее
его работой устройство, что также усложняет конструкцию источника сейсмических сигналов.
Цель изобретения — упрощение конструкции.
Поставленная цель достигается тем, что в источнике сейсмических сигналов, содержащем транспортное средство, исполнительный меХанизм, устройство подъема-опускания исполнительного механизма, связанное с расмещенной в смонтированной на транспортном средстве вертикальной направляющей подвижной кареткой, соединенный с исполнительным механизмом, подвижная каретка и исполнительный механизм образуют пару трения и сопряжены по плоскости нак5
f0
20 разуют трущуюся пару, например, в виде 5 соединения «ласточкин хвост», образован30
55 лоненной к горизонту под острым углом, большим угла трения, с возможностью относительного перемещения в направлении движения транспортного средства
На фиг. 1 изображен источник сейсмических сигналов в момент соприкосновения исполнительного механизма с грунтом, общий вид; на фиг. 2 — исполнительный механизм.
Источник сейсмических сигналов содержит транспортное средство 1, блок 2 управления, исполнительный механизм 3 (подающий груз), устройство подъема-опускания 4 исполнительного механизма 3, подвижную каретку 5, связанную с одной стороны с исполнительным механизмом 3, а с другой— тросом 6 с устройством подъема-опускания
4, и размещенную в вертикальной направляющей 7, которая неподвижно закреплена на транспортном средстве 1. Для уменьшения силы трения подвижная каретка 5 снабжена парой качения 8. Источник снабжен путевым выключателем 9, установленным на вертикальной направляющей 7. Исполнительный механизм 3 и подвижная каретка 5 обного наклоненными к горизонту направляющими 10 и 11. На исполнительном механизме 3 закреплен ограничитель 12. Угол наклона 13 направляющих 10 и 11 к горизонту является острым, превышающим угол трения между исполнительным механизмом 3 и подвижной кареткой 5.
Источник сейсмических сигналов работает следующим образом
В исходном состоянии исполнительный механизм 3 находится в верхней положении вместе с подвижной кареткой 5 и удерживается устройством подъема-опускания 4 с помощью троса 6, а транспортное средство 1 перемещается вперед. По сигналу с блока 2 управления срабатывает устройство подъема опускания 4, трос 6 освобождается, и исполнительный механизм 3 падает вниз, увлекая за собой подвижную каретку 5, которая перемещается вдоль вертикальной направляющей 7 на парах качения 8. При ударе исполнительного механизма 3 о грунт возбуждается сейсмический сигнал. После падения исполнительный механизм 3 остается на грунте, а транспортное средство 1 продолжает перемещение вперед. При этом направляющая 11 перемещается вместе с транспортным средством 1, увлекаемая соединенной с ней подвижной кареткой 5, которая размещена в вертикальной направляю щей 7, неподвижно смонтированной на транспортном средстве, а исполнительный механизм 3 остается неподвижным, взаимодействуя с грунтом. Направляющая 11 одновременно с перемещением транспортного средства 1 вперед скользит по направляющей 10, опуская подвижную каретку 5 вдоль
1167559!
Составитель. Н. Чихладзе
Текред И. Верес Корректор А. Тяско
Тираж 748 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор А. Долинич
Заказ 4433/45 вертикальной направляющей 7. По команде с блока 2 управления (или от путевого выключателя 9, если подвижная каретка 5 вошла во взаимодействия с ним до команды с блока 2 управления) включается устройство подъема-опускания 4, которое с помощью троса 6 поднимает исполнительный механизм 3 вверх. Во время подъема исполнительный 1механизм 3 под действием скатывающей силы (составляющей силы его тяжести, направленной вдоль направляю щих 10 и 11, см. фиг. 2) перемещается по направляющей 11, ограничитель 12 упирается в подвижную каретку 5 и исполнительный механизм 3 занимает первоначальное положение.
Дл.". того, чтобы исполнительный механизм 3 переместился по направляющей 11 необходимо, чтобы действующая на него скатывающая сила была больше силы трения, препя ствующей скатыванию. Для выполнения этого условия необходимо, чтобы острый угол наклона направляющих 10 и 11 к горизонту был больше угла трения между ними. После того, как исполнительный механизм 3 займет первоначальное положения и будет поднят в крайнее верхнее положение, источник готов к следующему воздействию.
Применение предлагаемого, изобретения позволит исключить ряд сложных узлов в источниках сейсмическими сигналов с падающими грузами и упростить их конструкцию.