Способ оценки детонационной стойкости бензинов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СПОСОБ ОЦЕНКИ ДЕТОНА11НОННОЙ СТОЙКОСТИ БЕНЗИНОВ путем их окисления , отличающийся тем, что, с целью сокращения расхода бензина, времени и затрат, окисление ведут раствором перманганата калия в уксусной кислоте с концентрацией 2,04-3,36 г/л-в течение 5-30 мин при 20-40 С с оценкой детонационной стойкости по количеству активного кислорода , пошедшего на окисление. М
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (! 9) () 1) (5!) 4
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3691701/23-04 (22) 22. 12.83 (46) 23.07.85. Бюл. У 27 (72) P.Á.Àëèåâà, Ф.З.Абдуллаев, Г.Ю.Аликиши-заде, К.В.Вырщиков, Н.А.Исмайлова, А.Г.Гашимов, П.Н.Семенов и В.Е.Болонов (71) Всесоюзный научно-исследовательский и проектный институт по подготовке к транспортировке и переработке природного газа "ВНИПИгаз" (53) 665.75(088,8) (56) Моторные, реактивные и ракетные топлива. Под ред. К.К.Папок, М., 1962, с. 59-63.
Патент С(ДА )(3738810, кл. 23-230, кл. РС/G 01 N 33/22, опублик. 1973. (54) (57) СПОСОБ ОЦЕНКИ ДЕТОНАЦИОННОЙ
СТОЙКОСТИ БЕНЗИНОВ путем их окисле" ния, отличающийся тем, что, с целью сокращения расхода бензина, времени и затрат, окисление ведут раствором перманганата калия в уксусной кислоте с концентрацией
2,04-3,36 г/л.в течение 5-30 мин при
20-40 С с оценкой детонационной стойкости по количеству активного кислорода, пошедшего на окисление, 1168856 оч,- оч, аоч где в
368-320 я 76
Изобретение относится к оценке свойств бензинов, характеризующих их моторные качества.
Целью изобретения является сокращение расхода бензина, времени и затрат на оценку.
Способ осуществляют следующим образом.
1 мл образца- бензина помещают в коническую колбу с притертой пробкой емкостью 100 мл, туда же вводят
3,1 мл водного раствора КМп04концентрацией С м„о4 - 12,64 г/л. Для гомогенизации реакционной смеси, состоящей из углеводородной и водной фаз, реакцию проводят в уксусно-кислой среде с добавлением 15 мл уксусной кислоты. При этом получается уксусно-кислый раствор КМпО с концентрацией равной С„м„ = 2,04 г/л. МП04
Колбу встряхивают и помещают в баню на 5 мин с термостатированием температуры 30+0,5 С. По истечении
5 мин, для прерывания реакции окисления, вводят 1 г йодистого калия, растворенного в 1 мл дистиллированной воды. Колбу встряхивают и оттитровывают выделившийся йод 0,1N раствором тиосульфата натрия.
Подсчет числа мг активного кислорода g, идущего на окисление образца бензина осуществляют по формуле
3 16а
g = 25 32.С
КМпО (в — - - — — )
Э
CKNnO4 — количество водного раствора КМпО,:4, мл; а — количество О,! N раствора тиосульфата натрия, пошедшего на титрование, мл;
СК® 04 - концентрация водного раствора КМп04.
Пример 1. Берут 1 мл бензина с октановым числом 76,6 пунктов по моторному методу, определение числа мг кислорода, прошедшего на окисление — р проводят по описанной методике,,при этом количество 0,1 N раствора тиосульфата натрия, пошедшего на титрование составляет 8,4 мл.
Для нахождения среднеквадратичной ошибки серии экспериментов проводят
6 опытов аналогично примеру 1, при этом значение ее не превышает
+0,0! мг кислорода.
По формуле подсчитывают величину g
= 25,32 ° 12,65 (3, 1 )=
= 320 мг кислорода.
Следовательно, бензину с октановым числом 76,6 пунктов по моторному методу, соответствует величина
g -= -320 мг кислорода íà (00 мл бензина.
Пример 2. Берут бензин с октановым числом 65,4 пунктов по моторному методу, определение величины g проводят по приведенной методике. При этом количество О, 1 N раствора тиосульфата натрия, пошедшего на тнтрование составляет 7,8 мл.
Среднеквадратичная ошибка серии .экспериментов определяется в 0,0! мг кислорода.
Величина g, подсчитанная по формуле равняется
25 р=25 32 12 64(3 1- - -) 3 16 ° 7 8
12,64
368 мг кислорода на 10 мл топлива.
30 Следовательно, бензину с октановым числом (04)65, 4 соответствует величина g 368 мг кислорода на
100 мл топлива.
Точность метода характеризуется фактором чувствительности f, который определяется отношением
40 где g - число кислорода, пошедшего на окисление образца бензина в примере 2;
g - число мг кислорода, пошедшего на окисление образца бензина в примере 1;
0 <- октановое число образца бензина в примере 1;
0Ч - октановое число образца бензина в примере 2.
В,случае примеров 1 и 2 фактор чувствительности составляет величину
0,042.
Результаты исследований по изучению влияния времени температуры анаI лиза, а также концентрации окислителя на величину фактора чувствительности проиллюстрированы примерами
3-12, приведенными в табл.. 1.
Согласно данным табл. 1 за оптимальные условия проведения оценки детонационной стойкости бензинов можно принять условия по примерам
1 и 2, со значением f = 0,042.
В этом случае зависимость детонацилнной стойкости от величины р, описывается математическим выражением
ОЧ = 125,96. - 0,1642.
Следовательно октановое число испытуемого образца, рассчитанное по данному способу будет
ОЧ = 125,96-0,1642.368=65,5.
Для оценки точности данного способа октановое число рассчитанное по данной формуле сопоставляется с октановым числом, определенным по моторному методу (ОЧИ). Так,для этого образца бензина в иллюстрируемом при68856 4 мере 2 ОЧИ = 65,4. Следовательно от носительная ошибка определения 0,077..
Несмотря на более высокое значение фактора чувствительности f = 0,071, 5 в случае примеров 7 и 3, условия проведения анализа, согласно математическому выражению ОЧ = 91,44-0,140 g ограничивают диапазон определения октановых характеристик до 91,44
10 пунктов.
При выбранных оптимальных условияХ проводят определение величины g бензинов с различным значением октановых характеристик (примеры 13-21, 15 табл. 2).
Экспериментальные данные удовлетворительно описываются математическим уравнением с коэффициентом корреляции
20 О, 95.
Способ прост в оформлении не требует специального дорогостоящего оборудования и,квалифицированного обслуживания.
1168856 б о
О л о
СЧ
«б
О л ь 4 б о л
О и
Ф о л
О О ь о л ь л о л о л Ц
ЬО О бО1
Х 1 Ф 1 х ио х
w хо х х хх б4 Те <б б4
1а XХ1о
О аО л O a W oO О л О О
cv e ч> e e î . oo cv сч е о и cv сч с
1 Е» б О
Ое 1» е» и л
Ol g + о б о о л л
С4 С«4 б «5 о о о л л л
С«4 С«4 СЧ О О Ф
О 4 О О О О л л л л л л л
П4 С ) <«4 С«4 С«4 С«4 CV
° I
1 1 Ф О О О О и1 И н И И И
Р ) С"1 л I иб б4 ХО
Еч Е» clio
1 о о о о о о î î o o o o
4 Ъ С ) Р1 С ") СП 4"Ъ С») <«4 С«4
О х а 1
Рi I
ОО!
Е» E I
Об!! О О л л л л
О И О О л О О б О 3 л л л л л а О О О Л О Л О Л О О л л л О . и\ О щ л с4 O Л О л оО О O <Ч I
I 1
I I
„1 I
Е I
1 1
1 а
2 х ф Е ОО и
e. o w
О !!
Р х ио
Fl <б
4б Ц
m o х б4 О
Х U (LI х
Ж Еб
1 л
U Х
Ф 1 и 1 О
1 к
О аМО
О Ц»41 ct
f» б4
Х Е» II
<б х
8 ltl W
1 б4 Х
О Э б4 О О
О х о
4б Ц 4б
Е- U Х
М Ж М
O .4б
С«4 .Ф О л о
I О
О л
О
С«4
II ь о. ГЧ О л
О
I О
Ch л (41
CV и
» У о
О л
О
3 л
СЬ
П р о
Р4
Ф О л
О
1 О
Ch л л «4
II р о
1168856
Таблица 2
Относительная ошибка метода, 7.
Примеры, фф
428
55,3
0,3
58
420
0,9
60,4
1,8
386
76,8
0,9
291
460
0,1
50,5
78,5
0,4
291
1 ° 41
80,3
285
0 5
70,2
342
Составитель Н. Богданова
Редактор А. Шандор Техред О.Ващишина Корректор С. Черни
Заказ 4609/38
Тираж 897
Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35 ° Раушакая наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент"., r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Октановое число образцов бензина по моторному методу
Количество кислорода, пошедшее на окисление, g мг кислорода на
100 мл топлива