Способ оценки детонационной стойкости бензинов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СПОСОБ ОЦЕНКИ ДЕТОНА11НОННОЙ СТОЙКОСТИ БЕНЗИНОВ путем их окисления , отличающийся тем, что, с целью сокращения расхода бензина, времени и затрат, окисление ведут раствором перманганата калия в уксусной кислоте с концентрацией 2,04-3,36 г/л-в течение 5-30 мин при 20-40 С с оценкой детонационной стойкости по количеству активного кислорода , пошедшего на окисление. М

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (! 9) () 1) (5!) 4

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3691701/23-04 (22) 22. 12.83 (46) 23.07.85. Бюл. У 27 (72) P.Á.Àëèåâà, Ф.З.Абдуллаев, Г.Ю.Аликиши-заде, К.В.Вырщиков, Н.А.Исмайлова, А.Г.Гашимов, П.Н.Семенов и В.Е.Болонов (71) Всесоюзный научно-исследовательский и проектный институт по подготовке к транспортировке и переработке природного газа "ВНИПИгаз" (53) 665.75(088,8) (56) Моторные, реактивные и ракетные топлива. Под ред. К.К.Папок, М., 1962, с. 59-63.

Патент С(ДА )(3738810, кл. 23-230, кл. РС/G 01 N 33/22, опублик. 1973. (54) (57) СПОСОБ ОЦЕНКИ ДЕТОНАЦИОННОЙ

СТОЙКОСТИ БЕНЗИНОВ путем их окисле" ния, отличающийся тем, что, с целью сокращения расхода бензина, времени и затрат, окисление ведут раствором перманганата калия в уксусной кислоте с концентрацией

2,04-3,36 г/л.в течение 5-30 мин при

20-40 С с оценкой детонационной стойкости по количеству активного кислорода, пошедшего на окисление, 1168856 оч,- оч, аоч где в

368-320 я 76

Изобретение относится к оценке свойств бензинов, характеризующих их моторные качества.

Целью изобретения является сокращение расхода бензина, времени и затрат на оценку.

Способ осуществляют следующим образом.

1 мл образца- бензина помещают в коническую колбу с притертой пробкой емкостью 100 мл, туда же вводят

3,1 мл водного раствора КМп04концентрацией С м„о4 - 12,64 г/л. Для гомогенизации реакционной смеси, состоящей из углеводородной и водной фаз, реакцию проводят в уксусно-кислой среде с добавлением 15 мл уксусной кислоты. При этом получается уксусно-кислый раствор КМпО с концентрацией равной С„м„ = 2,04 г/л. МП04

Колбу встряхивают и помещают в баню на 5 мин с термостатированием температуры 30+0,5 С. По истечении

5 мин, для прерывания реакции окисления, вводят 1 г йодистого калия, растворенного в 1 мл дистиллированной воды. Колбу встряхивают и оттитровывают выделившийся йод 0,1N раствором тиосульфата натрия.

Подсчет числа мг активного кислорода g, идущего на окисление образца бензина осуществляют по формуле

3 16а

g = 25 32.С

КМпО (в — - - — — )

Э

CKNnO4 — количество водного раствора КМпО,:4, мл; а — количество О,! N раствора тиосульфата натрия, пошедшего на титрование, мл;

СК® 04 - концентрация водного раствора КМп04.

Пример 1. Берут 1 мл бензина с октановым числом 76,6 пунктов по моторному методу, определение числа мг кислорода, прошедшего на окисление — р проводят по описанной методике,,при этом количество 0,1 N раствора тиосульфата натрия, пошедшего на титрование составляет 8,4 мл.

Для нахождения среднеквадратичной ошибки серии экспериментов проводят

6 опытов аналогично примеру 1, при этом значение ее не превышает

+0,0! мг кислорода.

По формуле подсчитывают величину g

= 25,32 ° 12,65 (3, 1 )=

= 320 мг кислорода.

Следовательно, бензину с октановым числом 76,6 пунктов по моторному методу, соответствует величина

g -= -320 мг кислорода íà (00 мл бензина.

Пример 2. Берут бензин с октановым числом 65,4 пунктов по моторному методу, определение величины g проводят по приведенной методике. При этом количество О, 1 N раствора тиосульфата натрия, пошедшего на тнтрование составляет 7,8 мл.

Среднеквадратичная ошибка серии .экспериментов определяется в 0,0! мг кислорода.

Величина g, подсчитанная по формуле равняется

25 р=25 32 12 64(3 1- - -) 3 16 ° 7 8

12,64

368 мг кислорода на 10 мл топлива.

30 Следовательно, бензину с октановым числом (04)65, 4 соответствует величина g 368 мг кислорода на

100 мл топлива.

Точность метода характеризуется фактором чувствительности f, который определяется отношением

40 где g - число кислорода, пошедшего на окисление образца бензина в примере 2;

g - число мг кислорода, пошедшего на окисление образца бензина в примере 1;

0 <- октановое число образца бензина в примере 1;

0Ч - октановое число образца бензина в примере 2.

В,случае примеров 1 и 2 фактор чувствительности составляет величину

0,042.

Результаты исследований по изучению влияния времени температуры анаI лиза, а также концентрации окислителя на величину фактора чувствительности проиллюстрированы примерами

3-12, приведенными в табл.. 1.

Согласно данным табл. 1 за оптимальные условия проведения оценки детонационной стойкости бензинов можно принять условия по примерам

1 и 2, со значением f = 0,042.

В этом случае зависимость детонацилнной стойкости от величины р, описывается математическим выражением

ОЧ = 125,96. - 0,1642.

Следовательно октановое число испытуемого образца, рассчитанное по данному способу будет

ОЧ = 125,96-0,1642.368=65,5.

Для оценки точности данного способа октановое число рассчитанное по данной формуле сопоставляется с октановым числом, определенным по моторному методу (ОЧИ). Так,для этого образца бензина в иллюстрируемом при68856 4 мере 2 ОЧИ = 65,4. Следовательно от носительная ошибка определения 0,077..

Несмотря на более высокое значение фактора чувствительности f = 0,071, 5 в случае примеров 7 и 3, условия проведения анализа, согласно математическому выражению ОЧ = 91,44-0,140 g ограничивают диапазон определения октановых характеристик до 91,44

10 пунктов.

При выбранных оптимальных условияХ проводят определение величины g бензинов с различным значением октановых характеристик (примеры 13-21, 15 табл. 2).

Экспериментальные данные удовлетворительно описываются математическим уравнением с коэффициентом корреляции

20 О, 95.

Способ прост в оформлении не требует специального дорогостоящего оборудования и,квалифицированного обслуживания.

1168856 б о

О л о

СЧ

«б

О л ь 4 б о л

О и

Ф о л

О О ь о л ь л о л о л Ц

ЬО О бО1

Х 1 Ф 1 х ио х

w хо х х хх б4 Те <б б4

1а XХ1о

О аО л O a W oO О л О О

cv e ч> e e î . oo cv сч е о и cv сч с

1 Е» б О

Ое 1» е» и л

Ol g + о б о о л л

С4 С«4 б «5 о о о л л л

С«4 С«4 СЧ О О Ф

О 4 О О О О л л л л л л л

П4 С ) <«4 С«4 С«4 С«4 CV

° I

1 1 Ф О О О О и1 И н И И И

Р ) С"1 л I иб б4 ХО

Еч Е» clio

1 о о о о о о î î o o o o

4 Ъ С ) Р1 С ") СП 4"Ъ С») <«4 С«4

О х а 1

Рi I

ОО!

Е» E I

Об!! О О л л л л

О И О О л О О б О 3 л л л л л а О О О Л О Л О Л О О л л л О . и\ О щ л с4 O Л О л оО О O <Ч I

I 1

I I

„1 I

Е I

1 1

1 а

2 х ф Е ОО и

e. o w

О !!

Р х ио

Fl <б

4б Ц

m o х б4 О

Х U (LI х

Ж Еб

1 л

U Х

Ф 1 и 1 О

1 к

О аМО

О Ц»41 ct

f» б4

Х Е» II

<б х

8 ltl W

1 б4 Х

О Э б4 О О

О х о

4б Ц 4б

Е- U Х

М Ж М

O .4б

С«4 .Ф О л о

I О

О л

О

С«4

II ь о. ГЧ О л

О

I О

Ch л (41

CV и

» У о

О л

О

3 л

СЬ

П р о

Р4

Ф О л

О

1 О

Ch л л «4

II р о

1168856

Таблица 2

Относительная ошибка метода, 7.

Примеры, фф

428

55,3

0,3

58

420

0,9

60,4

1,8

386

76,8

0,9

291

460

0,1

50,5

78,5

0,4

291

1 ° 41

80,3

285

0 5

70,2

342

Составитель Н. Богданова

Редактор А. Шандор Техред О.Ващишина Корректор С. Черни

Заказ 4609/38

Тираж 897

Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35 ° Раушакая наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент"., r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Октановое число образцов бензина по моторному методу

Количество кислорода, пошедшее на окисление, g мг кислорода на

100 мл топлива