Таксометр
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ТАКСОМЕТР, содержащий корпус, в котором размещены счетчик платы за проезд , счетчик числа посадок, счетчик кассы, кинематически связанные с первым кулачком , первым рычагом с ползуном привода счетчиков и первым храповиком через рукоятку управления, отличающийся тем, что, с целью расщирения эксплуатационных возможностей , он снабжен дополнительными счетчиком платы за проезд, счетчиком числа посадок, ,счетчиком кассы и счетчиком общей суммы платы за проезд, вторым кулачком , вторым рычагом с ползуном, приводами счетчиков и вторым храповиком, кинематически связанным с рукояткой управления, выполненной в виде вала, размещенного во втулке корпуса и в полостях первого и второго кулачков с возможностью продольного перемещения, с пазами под щариковый фиксатор , укрепленный на корпусе, и двумя шлииевыми участками с возможностью попеременного зацепления с внутренними шлицами первого и второго кулачков, при этом первый и второй кулачки насажены на торцы, втулки корпуса с возможностью поворота и взаимодействия с кулачком, жестко связанным с первым и вторым рычагами, с ползунами приводов счетчиков, первый и второй рычаги с ползунами приводов счетчиков одним концом подвижно укреплены на оси корпуса и кинематически связаны своими ползунами с первым и вторым храповиками, насаженными на одну ось и смещенными на половину зуба храповика в отношении друг i к другу, другими подпружиненными концами связаны при помощи тяг со счетчиками, при (Л этом второй рычаг с ползуном привода счетчиков через тяги связан с дополнительными счетчиками плать за проезд, счетчиком кассы и со счетчиком общей суммы платы за проезд, установленным на валу с двумя храповыми механизмами, один из которых связан с рукояткой управления посредством первого кулачка, а другой - посредством второго кулачка, соединенного с помощью тяг с дополнительным счетчиком числа посаО5 док. 00 со 00 О)
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3692385/24-24 (22) 05.12.83 (46) 23.07.85. Бюл. № 27 (72) В. К. Джения и Г. М. Джанелидзе (71) Сухумское легковое таксомоторное автотранспортное предприятие (53) 681..124.6 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 767797, кл. G 07 В 13/00, 1975.
Таксометр ТАМ вЂ” Л1 ГОСТ 18426 — 73.
Паспорт, Челябинский часовой завод, 1980. (54) (57) ТАКСОМЕТР, содержащий корпус, в котором размещены счетчик платы за проезд, счетчик числа посадок, счетчик кассы, кинематически связанные с первым кулачком, первым рычагом с ползуном привода счетчиков мпервым храповиком через рукоятку управления, отличающийся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей, он снабжен дополнительными счетчиком платы за проезд, счетчиком числа посадок,,счетчиком кассы и счетчиком общей суммы платы за проезд, вторым кулачком, вторым рычагом с ползуном, приводами счетчиков и вторым храповиком, кинематически связанным с рукояткой управления, выполненной в виде вала, размещенного во втулке корпуса и в полостях первого и второго кулачков с возможностью продольного
„,Я(.1„„1168986 б 07 В 13/04 перемещения, е пазами под шариковый фиксатор, укрепленный на корпусе, и двумя шлицевыми участками с возможностью попеременного зацепления с внутренними шлицами первого и второго кулачков, при этом первый и второй кулачки насажены на торцы, втулки корпуса с возможностью поворота и взаимодействия с кулачком, жестко связанным с первым и вторым рычагами, с ползунами приводов счетчиков, первый и второй рычаги с ползунами приводов счетчиков одним концом подвижно укреплены на оси корпуса и кинематически связаны своими ползунами с первым и вторым храповиками, насаженными на одну ось и смещенными на половину зуба храповика в отношении друг к другу, другими подпружиненными концами связаны при помощи тяг со счетчиками, при этом второй рычаг с ползуном привода счетчиков через тяги связан с дополнительными счетчиками платы за проезд, счетчиком кассы и со счетчиком общей суммы платы за проезд, установленным на валу с двумя храповыми механизмами, один из которых связан с рукояткой управления посредством первого кулачка, а другой — посредством второго кулачка, соединенного с помощью тяг с дополнительным счетчиком числа посадок.
1168986
Изобретение относится к автотранспортной технике, а именно к таксометрам, устанавливаемым на легковых автомобиляхтакси и предназначенным для автоматического отсчета денежной суммы, причитающейся с пассажиров за пользование такси, а также для автоматического отсчета параметров, характеризующих режим работы автомобиля-такси на линии.
Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей таксометра. 1О
На фиг. 1 схематически изображен предложенный таксометр, общий вид; на фиг. 2вид А на фиг. 1.
Таксометр содержит корпус 1, в котором размешены счетчик 2 платы за проезд, счетчик 3 числа посадок, счетчик 4 кассы, первый рычаг 5 с ползуном 6 привода счет.иков, первый храповик 7, ось 8, рукоятку 9 управления, первый кулачок 10, ось 11 корпуса, пружину 12, тяги 13 — 15, счетчик 16 общей суммы платы за проезд, храповой механизм 17, вал 18, дополнительный счетчик
19 платы за проезд, дополнительный счетчик
20 числа посадок, дополнительный счетчик 21 кассы, храповой механизм 22, второй кулачок 23, выступы 24 и 25, кулачок 26, пружину 27, второй рычаг 28 с ползуном 29 привода счетчиков, второй храповик 30, тяги 31 -34, шарики 35, втулку 36, фиксаторы
37 — 39.
Рукоятка 9 управления выполнена в виде вала, размещенного во втулке 36 корпуса и в полостях первого 10 и второго 23 кулачков с возможностью продольного перемещения с пазами под шариковый фиксатор 39, укрепленный на корпусе, и двумя шлицевыми участками А и Б. Первый 10 и второй 23 кулачки насажены с помощью шариков 35 на торцы втулки 36 с возможностью поворота и взаимодействия с кулачком 26, жестко связанным с первым рычагом 5 с ползуном 6 и вторым 28 рычагом с ползуном 29 приводов счетчиков, положения первого и второго кулачков фиксируются фиксатора- 4О ми 37 и 38, первый 5 и второй 28 рычаги одним корпусом подвижно укреплены на оси
11 корпуса и кинематически связаны своими ползунами 6 и 29 с первым 7 и вторым
30 храповиками, насаженными на ось 8 и 4> смещенными на половину зуба храповика один относительно другого; другими подпружиненными концами рычаги связаны при помощи тяг 13 — 15 и 31 — 33 со счетчиками 24, 16 и 19, 21, 16 соответственно, т.е. первый рычаг связан с счетчиком 2 пла- 50 ты за проезд, счетчиком 4 кассы и счетчиком 16 общей суммы платы за проезд, а второй рычаг связан с дополнительным счетчиком 19 платы за проезд, дополнительным счетчиком 21 кассы и со счетчиком 16 обгцей суммы платы за проезд, установленным на валу.18 с двумя храповыми механизмами
17 и 22, один из которых 17 связан с рукояткой 9 управления при помоши первого кулачка 10, а второй храповый механизм 22— при помоши второго кулачка 23. Второй кулачок 23 имеет два выступа 24 и 25, для включения второго рычага привода счетчиков служит выступ 24, выступ 25 через тягу 34 связывает второй кулачок 23 с дополнительным счетчиком 20 числа посадок.
Таксометр работает следующим образом.
При абонировании такси на стоянке первыми пассажирами рукоятка 9 управления занимает такое положение, что шлицевая поверхность А взаимодействует со шлицевой поверхностью первого кулачка 10 и поворотом рукоятки в положение «Тариф» включается таксометр, первоначальное показание счетчика 2 платы за проезд 20 коп., далее таксометр работает как обычный за исключением того, что качательное движение первого рычага 5 с помощью тяг 13 — 15 передается храповому механизму 17 счетчика 16 общей суммы платы за проезд и он регистрирует плату за проезд первых пассажиров, при этом все нужные позиции первого кулачка 10 фиксируются фиксатором 37. Рычаг
28 качается вхолостую.
При посадке других пассажиров (при абанировании такси первыми пассажирами) рукоятка 9 управления приводится в такое положение, что ее шлицевая поверхность А выходит из зацепления со шлицевой поверхностью первого кулачка 10, а шлицевая поверхность Б входит в зацепление со шлицевой поверхностью второго кулачка 23 и нужные положения рукоятки 9 управления в этом случае фиксируются фиксатором 38.
При повороте рукоятки управления кулачок 26 взаимодействует со вторым кулачком 23 и под действием пружины 27 опускается вниз, при этом ползун 29 входит в зацепление с вторым храповиком 30 и под воздействием тяг 31 и 32 срабатывают храповые механизмы дополнительного счетчика 13 платы за проезд и дополнительного счетчика 21 кассы, а храповый механизм
22 счетчика 16 общей суммы платы за проезд срабатывает от тяги 33, кинематически связанной с тягами 31 и 32 благодаря тому, что первый 7 и второй 30 храповики смещены один относительно другого на половину зуба, рычаги 28 и 5 качаются оба, отсюда попеременно возбуждаются храповые механизмы 17 и 22, в два раза ускоряя выбивание цапф на счетчике 16 общей суммы платы за проезд. Дополнительный счетчик 20 числа посадок срабатывает один раз от тяги
34, связанной с вторым кулачком 23 при повороте рукоятки 3 управления, этим фиксируется посадка других пассажиров. Все положения второго кулачка 23 фиксируются фиксатором 38. Вращение вала 8 от коробки
1168986
3 передач автомобиля передается второму храповику 30, при этом второй рычаг 28 привода счетчиков через тяги 31 — 33 передает импульсные движения дополнительному счетчику 19 платы за проезд, дополнитель4 ному счетчику 21 кассы и счетчику 16 общей сум м ы пл аты за п роезд.
При отключении дополнительных счетчиков рукоятку 3 управления необходимо вернуть в исходное положение.
1168986
Редактор С. Патрушева
Заказ 4617 45
Составитель М. Тимошенко
Техред И. Верес Корректор В. Синицкая
Тираж 506 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4