Рулевое управление судна на воздушной подушке

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ СУДНА НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУЩКЕ, имеющего корпус с проточной частью вентилятора, сообщенной с каналом для создания пропульсивно-рулевой тяги,содержащее рулевую колонку, шарнирно установленную на оси, штурвал, смонтированный на одном конце рулевой колонки с возможностью воворота относительно этой колонки и снабженный жестко закрепленным на нем рычагом, горизонтальные заслонки, расположенные на осях в канале, в вертикальные рули с 1 1чагами, установленные на осях снаружи канала, при этом горизонтальные заслонки и вертикальные рули связаиы с рулевой колонкой и штурвалом посредством механического привода, содержащего тяги горизонтальных заслонок, два угловых рычага и две жесткие тяги, каждая из которых одним концом шарнирно связана с одним из концов.соответствующего ей углового рычага, а также две жесткие тяги вертикальных рулей, отличающееся тем, что, с целью улучшения управляемости судна и упрощения выполнения апера1щй управления , ось рулевой колонки устаг новлена с возможностыо продольного перемещения и шарнирного взаимодействия рычагом штурвала, механический привод снабжен поворотной осью с тремя жестко связанными с ней рычагами, .один из которых размещен в ее средней части и шарнирно связан с вторым ;концом колонки, а остальные размещены по концам этой поворотной оси, и двумя задающими устройствами, при этом ось каждой горизонтальной заслонки снабжена жестко связанным с ней рычагом, шарнирно связанные с одним концом соответствующей ему тяги горизонтальной заслонки, а другой конец этой тяги шарнирно связан с ОДНГО1 из концевых рычагов поворотной оси, каждый рычаг вертикальных рулей выполнен угловым и одним концом шарнирно связан с одним из вертикальных рулей, а другим - с одним из кон (Л С цов одной из жестких тяг вертикальных рулей, каждое из задающих устройств содержит двуплечий рычаг, скобу и палец, при этом двуплечий рычаг шарнирно закреплен средней частью на корпусе судна, одни конец этого двуплечего рычага выполнен со сквозным продольным пазом скоба неподвижно закреплена на корпусе судна и имеет сквозной паз, спрофолированный по дуге, а палец установлен в паз-ах двуплечего рычага и CKO&I и шарнирно связан с другим одной из жестких тяг вертикальных рулей, при этом другой конец каждого двуплечего рычага шарнирно связан с вторым коццом одной из жестких тяг а второй конец -каждого углового рычага механического привода шарнирно связан с одним из концов оси рулевой колонки, при этом ось каждой горизонтальной заслонки расположена под углом к диаметральной плоскости судна.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (59 4 В 60 V 1/14

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ .

° Г» г чц ъ ю 1, (р г:"

t

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3568048/27-11 (22) 21.03..83 (4Ь) 07.04.88. Бюл. В 13 (72) В.В.Пластинин, О.И.Старостин, Ю.В.Иноземцев и М.Н.Виноградов (53) 629.113.39 (088.8) (56) Патент Франции В 2031502, кл В 60 V 1/OО, 1970. (54)(57) РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ СУДНА

НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ, имеющего корпус с проточной частью вентилятора, сообщенной с каналом для создания пропульсивно-рулевой тяги, содержащее рулевую колонку, шарнирно установленную на оси, штурвал, смонтированный на одном конце рулевой колонки с возможностью поворота относительно этой колонки и снабженный жестко закрепленным на нем рычагом, горизонтальные заслонки, распотэженные на осях в канале, в вертикальные рули с рычагами, установленные на осях снаружи канала, .при этом горизонтальные заслонки и вертикальные рули связаны с рулевой колонкой и штурвалом посредством механического привода, содержащего тяги горизонтальных заслонок, два угловых рычага и две жесткие тяги, каждая из которых одним концом шарнирно связана с одним из концов. соответствую щего ей углового рычага, а также две жесткие тяги вертикальных рулей, отличающееся тем, что, с целью улучшения управляемости судна и упрощения выполнения операций уп" равления, ось рулевой колонки установлена с возможностью продольного перемещения и шарнирного взаимодействия:c рычагом штурвала, механический.

- привод снабжен поворотной осью с тре-„„SU„„1169287 А мя жестко связанными с ней рычагами, один из которых размещен в ее средней части и шарнирно связан с вторым концом колонки, а остальные размещены по концам этой поворотной оси, и двумя задающими устройствами, при этом ось каждой горизонтальной заслонки снабжена жестко связанньм с ней рычагом, шарнирно связанньи с одним концом соответствующей ему тяги горизонтальной заслонки, а другой конец этой тяги шарнирно связан с одним из концевых рычагов поворотной оси, каждый рычаг вертикальных рулей выполнен угловьпк и одним концом шарнирно связан с одним из вертикаль- Б ных рулей, а другим — с одним иэ концов одной из жестких тяг вертикальных рулей, каждое из задающих устройств содержит двуплечий рычаг, скобу и

Ю палец, при этом двуплечий рычаг шарнирно закреплен средней частью на корпусе, судна, одни конец этого двуплечего рычага выполнен со сквозным продольным пазом, скоба неподвижно закреплена на корпусе судна и имеет сквозной паз, спрофолироваиный по дуге, а палец установлен в пазах двуплечего рычага и скобы и шарнирно связан с другим концом одной иэ жестких тяг вертикальных рулей, при этом другой конец каждого двуплечего рычага шарнирно связан с вторым концом одной из жестких тяг,,фо а второй конец .каждого углового рычага механического привода шарнирно связан с одним из концов оси рулевой колонки, при этом ось каждой горизонтальной заслонки расположена под углом к диаметральной плоскости судна.

1169287

Изобретение относится к судостроению, а именно к рулевым управлениям .судов на воздушной подушке.

Цель изобретения — улучшение управляемости судна и упрощение выполнения операций управления.

На фиг.1 изображена схема рулевого управления судна на воздушной подушке; на фиг.2 — схема движения воздушного потока через проточную часть вентилятора и канал для создания пропульсивно-рулевой тяги при движении судна вперед; на фиг.3 — то же, что на фиг .2, но при торможении судна; на фиг.4 — то же, что на фиг.2, но при повороте судна налево; на фиг.5 то же, что на фиг.2, но при повороте судна направо.

Рулевое управление судна на воздушной подушке, имеющего корпус 1 с проточной частью 2 вентилятора 3, сообщенной с каналом 4 для создания пропульсивно-рулевой тяги, содержит рулевую колонку 5, шарнирно установленную на оси 6, штурвал 7, смонтированный на одном .конце рулевой колонки 5 с возможностью поворота относительно этой колонки. Штурвал 7 снабжен жестко закрепленным на нем рычагом 8. Рулевое управление содержит также горизонтальные заслонки 9, расположенные на осях 10 в канале 4, и вертикальные рули 11 с рычагами 12, установленные на осях t3 снаружи канала 4. Горизонтальные заслонки 9 и вертикальные рули 11 связаны с рулевой колонкой 5 и штурвалом 7 посредством механического привода. Механический привод содержит тяги 14 горизонтальных заслонок 9, два угловых рычага 15 и две жесткие тяги

16, каждая из которых одним концом шарнирно связана с одним из концов соответствующего ей -углового рычага

15, а также две жесткие тяги 17 вертикальнык рулей 11.

В-;руле вом упр авле нии судн а н а во здушной подушке ось 6 рулевой колонки

5 установлена с возможностью продольного перемещения и шарнирного взаимодействия с рычагом 8 штурвала

7. Механический привод снабжен поворотной осью 18 с тремя жестко связан. ными с ней рычагами 19, 20 и 21. Рычаг 19 размещен в средней части поворотной оси 18 и шарнирно связан с вторым концом рулевой колонки 5,. а рычаги 20 и 21 размещены по концам

10 этой поворотной.оси 18. Ось 1О каждой горизонтальной заслонки 9 снабжена жестко связанным с ней рычагом

22, шарнирно связанным с одним концом соответствующей ему тяги 14 горизонтальной заслонки 9, а другой конец этой тяги 14 шарнирно связан с одним концевым рычагом, например рычагом 21, поворотной оси 18. Каждый рычаг 12 вертикальных рулей 11 выполнен угловым и одним концом шарнирно связан с одним иэ вертикальных рулей 11, а другим — с одним

15 концом одной и жестких тяг 17 вертикальных рулей 11.

Механический привод снабжен также двумя задающими устройствами, каждое из которых содержит двуплечий рычаг 23, скобу 24 и палец 25, при этом двуплечий рычаг 23 шарнирно закреплен средней частью на корпусе

1 судна, один конец двуплечего рычага 23 выполнен со сквозным продоль25 ным пазом 26. Скоба 24 неподвижно закреплена на корпусе 1 судна и имеет сквозной паз 27, спрофилированный по дуге. Палец 25 установлен в пазах 26 и 27 ишарнирно связан с дру30 гим концом одной жесткой тяги 17 вертикальных рулей 1t При этом другой конец каждого двуплечеro рычага 23 шарнирно связан с вторым концом одной из жестких тяг 16. Второй конец каждого углового рычага 15 механического привода шарнирно связан с одним концом оси 6 рулевой колонки. !

Ось 10 каждой горизонтальной заслонки 9 расположена под углом к диа40 метральной плоскости судна.

При нейтральном положении рулевой колонки 5 и штурвала 7 горизонтальные заслонки 9 и вертикальные рули

11 занимают среднее положение, воздух

45 от вентилятора 3 через проточную часть 2 и канал 4 вытекает в направлении, обратном движению судна.

Отклонение рулевой колонки 5 вперед или назад приводит к отклонению горизонтальных заслонок 9 соответствен-. н но вниз или вверх, вызывая управляющее воздействие на судно в вертикальной плоскости. Крайнее положение рулевой колонки 5 "На себя" обеспечи- <

55 вает полное закрытие горизонтальными заслонками 9 выходного сечения канала.

4. В этом случае воздух от вентилятора вытекает через решетку отклоняющих лопаток 28 в сторону движения судна, 1169287

lPuc. обеспечивая его торможение. Передача управляющего воздействия от рулевой колонки 5 к горизонтальным заслонкам

9 осуществляется посредством рычага .19, поворотной оси 18, концевых рычагов 20 и 21, тяг 14 и рычагов 22.

Поворот штурвала 7 осуществляет поворот вертикальных рулей 11 посредством рычага 8, оси 6 рулевой колонки 5, угловых рычагов 15, тяг

16, задающего устройства, состоящего из двуплечего рычага 23, скобы 24 и пальца 25, жестких тяг 17, рычагов

12 и шарнирных планок 29 вертикальных рулей 11. Поворот вертикальных рулей 11 отклоняет воздушный поток от вентилятора относительно направления движения судна, обеспечивая его управление в горизонтальной плоскости. Задающее устройство позволяет осуществить дифференцированное отклонение вертикальных рулей 11 с каждого борта судна. Например, при повороте штурвала 7 влево вертикальные рули 11 со стороны правого борта отклоняются на угол меньший, чем угол, на который отклоняются вертикальные рули со стороны левого борта.

В этом случае со стороны правого борта воздух отклоняется на некоторый угол, а со стороны левого — выход через решетку вертикальных рулей 11

5 перекрыт и воздух вытекает через решетку отклоняющих лопаток 28. Это позволяет увеличить управляющий момент относительно центра масс судна

;р в горизонтальной плоскости.

Расположение осей 10 горизонтальных заслонок 9 под углом к диаметральной плоскости судна уменьшает гидравлические потери воздушного потока при его реверсе;

Возможна совместная работа горизонтальных заслонок 9 и вертикальных рулей 11 путем одновременного поворота штурвала 7 и отклонения рулевой го Ko îHKH 5, Возможность поворота вертикальных рулей со стороны каждого борта судна на разный угол, а также возможность их отклонения совместно с горизонталь25 ными заслонками позволяют улучшить управляемость судна. Упрощение выполнения операций управления судном достигается совмещением функций реверса тяги и изменения направления движед0 сия судна в одном органе.

1169287

1I

Фиг. Г

1169287

Ut.

Редактор Н.Сильнягина

Техред М.Дидык

Корректор В. Бутяга Заказ 3368

Тираж 569 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4