Способ сборки корпуса судна из алюминиевых сплавов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СПОСОБ СБОРКИ КОРПУСА СУДНА ИЗ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ по авт. св. № 1024352, отличающийся тем, что, с целью повышения точности и таеньшения стоимости постройки судна, угол дифферента между постелями с частями собираемого корпуса судна увеличивают с учетом угла их дифферента от изгиба собираемого корпуса судна по окончании сварки его частей с надстройкой, причем дополнительный угол дифферента изменяют в зависимости от включения надстройки в общий изгиб судна или исключения из него. (О С/) 05 СО 00 С5
COIO3 СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (50+
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ
К А BTOPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Ь, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61) 1024352 (21) 3703017/27-11 (22) 20.02.84 (46) 30.07.85. Бюл. № 28 (72) В. И. Соболев (53) 629.12.002 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1024352, кл. В 63 В 9/06, 1982. (54) (57) СПОСОБ СБОРКИ КОРПУСА
СУДНА ИЗ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ
ÄÄSUÄÄ 1169876 А по авт. св. № 1024352, отличающийся тем, что, с целью повышения точности и уменьшения стоимости постройки судна, угол дифферента между постелями с ча стя ми собираемого корпуса судна увеличивают с учетом угла их дифферента от изгиба собираемого корпуса судна по окончании сварки его частей с надстройкой, причем дополнительный угол дифферента изменяют в зависимости от включения надстройки в обший изгиб судна или исключения из него.
1169876
3 к JEST + f + ym paд где р» — угол поворота кормового блока 5 с постелью 2 относительно плоскости 9 стыкования от выполнения межблочного монтажного стыка 10, рад;
У вЂ” угол пружинения при отдаче кормового блока 5 от кормовой постели 2, рад; к
Удк — угол поворота кормового блока 5 относительно плоскости 9 стыкования от приварки к палубе 11 корпуса судна 12 надстройки 13, рад.
Угол поворота кормового блока 5 с постелью 2 относительно плоскости 9 стыкования от выполнения межблочного монтажного стыка 10 может быть определен по формуле: „,р
Изобретение относится к технологии судостроения, Цель изобретения — повышение точности и уменьшение стоимости постройки судна.
На фиг. 1 показана установка частей корпуса судна для сварки монтажных стыков; на фиг. 2 — сборка корпуса судна с надстройкой в сборочном устройстве; на фиг. 3 — то же, на стапельных тележках; на фиг. 4 — судно, надстройка которого участвует в общем изгибе корпуса судна от внешних нагрузок, вид сбоку; фиг. 5 — то же, надстройка не участвует в общем изгибе корпуса судна от внешних нагрузок.
Сборку корпуса судна осуществляютследующим образом.
В средней 1 и боковых кормовой 2 и носовой 3 постелях сборочного устройства предварительно собирают средний (базовый) блок 4 и блоки 5 и 6 кормовой и носовой оконечностей одновременно.
Затем кормовой блок 5 совместно с кормовой постелью 2 при помощи гидродомкрата 7 устанавливают по отношению к среднему (базовому) блоку 4, закрепленному на постели 1, под углом дифферента (фиг. 1) . Положение кормового блока 5 относительно базового блока 4 фиксируют при помощи упора 3. Носовой блок 6 совместно с постелью 3 при помощи гидродомкрата 7 устанавливают по отношению к базовому блоку 4 под углом дифферента " (фиг. 1). При этом его положение
Ъ фиксируют при помощи упора 8.
При установке блоков 5 и 6 кормовой и носовой оконечностей относительно базового блока 4 обеспечивают сварочный зазор «а» (фиг. 1).
Угол дифферента кормового блока 5 с постелью 2 относительно базового блока 4 может быть определен по формуле: где б, -предел текучести материала корпуса судна, Па; "4 — момент сопротивления площазмр ди сечения корпуса судна в плоскости 9 стыкования, м з;
 — расстояние от плоскости 9 стыкования до первого от нее шпангоута 14 в кормовом блоке 5, м;
3„— момент инерции площади сеJAP чения корпуса судна в плоскости 9 стыкования, м«;
Š— модуль упругости, H/ì .
Угол пружинения при отдаче кормового блока 5 от кормовой постели 2 может быть определен по формуле: — —. — рад к О У 4*- е уф gEy эр где 9% — масса кормовой постели 2, т; ври -длина кормового блока 5 корпуса судна, м.
Угол поворота кормового блока 5 относительно плоскости 9 стыкования от приварки к палубе 11 корпуса судна 12 надстройки 13, участвующей в общем изгибе корпуса судна от внешних нагрузок (фиг. 4), может быть определен по формуле: с кер ак 6у Ч4 - Скад где Мк — момент сопротивления площади сечения судна (корпус судна с надстройкой) в плоскости 9 стыкования, м ; мам -длина надстройки от ее кормы до плоскости 9 стыкования, м; с
- к -момент инерции площади сечения судна в плоскости 9 стыкования, м .
Угол поворота кормового блока 5 относительно плоскости 9 стыкования от приварки к палубе 11 корпуса судна 12 надстройки 15, не участвующей в общем изгибе корпуса судна от внешних нагрузок (фиг. 5) может быть определен по формуле:
6 -м -е, рад, М где W к — момент сопротивления площади сечения корпуса судна в плоскости мидель-шпангоута, м", км — длина кормового блока надстройки 15 от его кормы до плоскости 9 стыкования, м;
JJ Df
- к -момент инерции площади сечения корпуса судна в плоскости мидель-шпангоута, м.
Угол дифферента носового блока 6 с постелью 3 относительно базового блока 4 может быть определен по формуле:
Ф Р с ик к = er + Укр + У ", рад, где f, o †уг поворота носового блока 6 с постелью 3 относитель1169876 но плоскости 16 стыкования от выполнения межблочного монтажного стыка 17, рад, (не показан) определяется аналогично углу поворота ф., при этом первый от плоскости 16 стыкования шпангоут 18 в носовом блоке 6 находится на
1 расстоянии 1,; нос — угол пружинения при отдаче носового блока 6 от носовой постели 3 после сварки межблочного монтажного стыка 17, рад (не показан), определяется аналогично углу пружинеЩ>
У - угол йоворота носового блока 6 относительно плоскости 16 стыкования от приварки к палубе I! корпуса судна 12 надстройки 13, участвующей в обшем изгибе корпуса судна от внешних нагрузок, или надстройки 15, которая не участвует в обшем из гибе корпуса судна от внешних нагрузок, определяется аналогично углу поворота Р 1.
После чего сваривают одновременно сначала изнутри, а затем снаружи монтажные стыки 10 и 17 (фиг. 2).
При сварке монтажного стыка 10 кормовой блок 5 вместе с постелью 2 свободно поворачивается относительно шарнира 19 на угол У,, для чего прекращают подачу рабочей жидкости в гидродомкрат 7, а также фиксацию постели 2 относительно постели 1 упором 8. После сварки и охлаждения монтажного стыка 10 угол дифферента У„ 1 кормового блока 5 относительно постели 2 в плоскости 9 стыкования (не показаны) изменяется, при этом его величина уменьшается на угол У, и составляет величину p" — cT =""и+ Я рад
При сварке и охлаждении монтажного стыка 17 происходят аналогичные изменения угла дифферента носового блока 6 относительно постели 2 в плоскости 16 стыкования. Затем в районе монтажных стыков устанавливают насыщение. На этом цикл сборки корпуса судна из его частей кормового, среднего и носового блоков 5, 4 и 6 заканчивают.
Сборку корпуса судна с надстройкой осуществляют как в сборочном устройстве, где производили сборку блоков и корпуса судна из блоков, так и на кильблоках (стапельных тележках) .
Сборку корпуса судна с надстройкой в сборочном устройстве, в котором выполняли сборку блоков 4 — 6 и корпуса судна 12 из блоков 4 — 6. осуществляют следуюшим образом (фиг. 2) .
5 !
О !
Не открепляя от постелей 1 — 3 сборочного устройства корпус судна 12, на его палубу 11 устанавливают, а затем привари ва ют надстр ой ку 13.
От приварки надстройки 13 к палубе 11 корпуса судна кормовая оконечность (кормовой блок) 5 вместе с постелью 2 свободно поворачивается относительно плоскости 9 стыкования на угол У1 д, при этом носовой блок 6 вместе с постелью 3 свободно поворачивается относительно плоскости 16 стыкования на угол У,"„,; . После остывания сварных швов, соединяюших надстройку с корпусом судна, угол поворота (дифферента) кормового блока 5 с постелью 2 относительно плоскости 9 стыкования равен Я, а угол поворота (дифферента) носового блока 6 с постелью 3 относительно плоскости 16 стыкования рау н с
Затем открепляют судно от постелен 1 — 3 сборочного устройства, причем открепляют в направлении от кормы и носа судна к плоскости м идель-ш па н гоута, от лево го и правого бортов к диаметральной плоскости при помощи. например, крана перемешают на позицию достройки и устанавливают на кильблоки (фиг. 4). При установке судна на кильброки углы дифферента кормового и носового блоков 5 и 6 относительно плоскостей 9 и 16 стыкования и соответственно равны нулю, при этом отклонения обводов судна не превышают допускаемой величины. Причем длина 1, высота Н и стрелка прогиба 1с судна, а также углы поворота блоков 5 и 6 относительно плоскостей 9 и 16 стыкования f и У„ равны конструктивным (фиг. 4), тем самым обеспечивается необходимая конструктивная точность обводов судна.
После этого на судно устанавливают механизмы в насыщение, причем установка механизмов и насыщения не изменяет обводов судна, превышающих допустимую величину.
На этом сборку судна заканчивают.
Сборку корпуса судна с надстройкой на кильблоках осуществляют следующим образом (фиг. 3) .
Корпус судна, собранный из блоков 4 — 6, открепляют от постелей 1 — 3 сборочного устройства, перемещают на позицию стапельной сборки и устанавливают на кильблоки (фиг. 3). При установке корпуса судна на кильблоки угол дифферента кормового блока 5 относительно плоскости 9 стыкования равен Уйа, угол дифферента носового блока 6 относительно iiлоскостн 16
КОС стыкования равен У„ (фиг. 3).
Затем на палубу 11 корпуса судна устанавливают и приваривают к ней надстройку 13. От приварки надстройки 13 к палрн. !
1 корпуса судна кормовой блок 6 н>норачивается относительно п.к скол и 9 стыко1169876
12 вания на угол fsaA а носовой блок 6 поворачивается относительно плоскости 16 стыкования на угол май .
woe
После остывания сварных швов, соединяющих надстройку 13 с палубой 11 корпуса судна, угол поворота (дифферента) кормового блока 5 относительно плоскости 9 стыкования и угол поворота (дифферента) носового блока 6 относительно плоскости 16 стыкования равны нулю, при этом отклонения обводов судна не превышают допустимой величины. Длина L, высота Нс. и стрелка прогиба f судна, а также углы поворота блокЬв 5 и 6 относительно плоскостей 9 и 16 стыкования Ук и Ун равны конструктивным (фиг. 4), тем самым обеспечивается конструктивная точность обводов судна.
После этого на судно устанавливают механизмы и насыщение, причем их установка не вызывает изменение обводов судна, превышающих допускаемую величину.
На этом сборку судна заканчивают.
Аналогичным образом может быть осуществлена сборка корпуса судна с надстройкой 15, которая не участвует в общем изгибе корпуса судна от воздействия внешних нагрузок при эксплуатации судна (фиг. 5).
При сборке корпуса судна с надстройкой 15, не участвующей в общем изгибе корпуса судна от воздействия внешних нагрузок, как в сборочном устройстве, так и на стапельных тележках обеспечивается необходимая конструктивная точность обводов судна.
1169876
1б
Составитель Н. Горчаков
Редактор Л. Пчелинская Техред И. Верес Корректор А. Тяско
Заказ 4662/17 Тираж 435 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4