Устройство для обучения торможению транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

УСТРОЙСТВО ДПЯ ОБУЧЕНИЯ ТОРМОЖЕНИЮ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее датчики блокировки колес, связанные выходаьш с блоком анализа состояния тормозной системы, световой и звуковой сигнализаторы,о т л и ч аю щ е е с я тем,что,с целью повьшения эффективности обучения путем приближения к реальным условиям,, оно снабжено микровибраторами, блоком задержки , управляемыми ключевыми элементами , мультивибратором, датчиком линейных ускорений и логическим элементом НД, а блок анализа состояния тормозной . системы выполнен на логическом элементе ИЛИ и соединенном с его выходом одним из входов логическом элементе И, другой вход которого подключен к датчику линейных ускорений, а выход через блок задержки - к одному из входов первого ключевого элемента, другой вход которого подключен к выходу мультивибратора, соединенному с одним из входов второго ключевого элемента, другой вход этого элемента подключен к выходу логического элемен§ та НЕ, соединенного входом с одним из выходов первого ключевого элемента, (Л второй выход которого подключен к звуковому и световому сигнализаторам, а третий - к одному из микровибраторов , другой из которых подключен к выходу второго ключевого элемента, при этом входы логического элемента ИЛИ соединены с выходами датчиков блокировки колес.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (l 9) (11) (5l)4 G 09 В 9/О

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA (2 1 ) 3589198/24-11 (22) 10.03.83 (46) 30.07.85, Бюл. И- 28 (72) В.Н.Иванов, П.П.Белов, И.А.Венгеров и А.Е.Чебышев (71) Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (53) 629.113(088.8) (56) Патент США Р 4114957, кл. В 60 Т 8/04, 1979. (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ

ТОРМОЖЕНИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее датчики блокировки колес, связанные выходами с блоком анализа состояния тормозной системы, световой и звуковой сигнализаторы,о т л и ч аю щ е е с я тем,что,с целью повышения эффективности обучения путем приближения .к реальным условиям,. оно снабжено микровиб1)аторами, блоком задержки, управляемыми ключевыми элементами, мультивибратором, датчиком линейных ускорений и логическим элементом

НЕ, а блок анализа состояния тормозной, системы выполнен на логическом элементе ИЛИ и соединенном с его выходом одним иэ входов логическом элементе И, другой вход которого подключен к датчику линейных ускорений, а выход через блок задержки — к одному из входов первого ключевого элемента, другой вход которого подключен к выходу мультивибратора, соединенному с одним иэ входов второго ключевого элемента, другой вход этого элемента подключен к выходу логического элемента НЕ, соединенного входом с одним из выходов первого ключевого элемента, второй выход которого подключен к звуковому и световому сигнализаторам, а третий — к одному из микровибраторов, другой из которых подключен к выходу второго ключевого элемента, при этом входы логического элемента

ИЛИ соединены с выходами датчиков блокировки колес.

1170486

Изобретение относится к техническим обучающим устройствам и может быть использовано в автошколах и предприятиях, занимающихся вопросами подготовки и повышения квалификации водительского состава.

Цель изобретения — повышение эффективности обучения путем приближения к реальным условиям.

На фиг. 1 изображена функциональ- 1О ная блок-схема предлагаемого устройства; на фиг. 2 — блок-схема датчика блокировки колес, Устройство содержит четыре датчика блокировки колес, выполненные, нап- ример, на пьезопреобраэователях, установленные на тормозных колодка передних и задних колес автомобиля, датчик 2 линейных ускорений, установленный на кузове автомобиля, и датчик 3 тормозного усилия, гидравлически связанный с рабочей полостью тормозного цилинцра. Блок 4 анализа состояния тормозной системы содержит логический элемент ИЛИ 5, входы кото- 5 рого связаны с датчиками 1 блокировки колес, а выход — с логическим элементом И 6, другой вход которого соединен с датником 2 линейных ускорений, а выход — с входом блока 7 задержки, З0 представляющим собой электронное реле времени, регулируемое в диапазоне 0-3 с. Выход блока 7 задержки соединен с первым ключевым элементом 8. Первый вход второго ключевого З5 элемента 9 соединен с выходом мультивибратора 10, а второй вход — с выходом логического элемента HE 11, вход которого связан с одним из вшхопов первого ключевого элемента 8. 40

Пульт 12 обучающего содержит индикаторы: звуковой 13 в виде динамического громкоговорителя и световой 14 в виде лампочки, индикатор 15 датчика 3 тормозного усилия, потенцио" Я5 метр 16 регулировки времени задержки блока 7 задержки и тумблер 17 запуска элемента НЕ 11. Система 18 микровибраторов состоит из стандартных тактильных датчиков обратной связи, 50 причем первый микровибратор 19 установлен на сгибательной, а второй микровибратор 20 - на разгибательной мьппцах правой ноги обучаемого и связаны с выходами первого 8 и второ-55 го 9 ключевых элементов. Датчик 1 блокировки колес представляет собой стандартный пьезоэлемент 21нз титаната бария, связанный с усилителем 22 с высоким входным сопротивлением и встроенным фильтром, нагруженным на

Э пороговое устройство 23, смонтированный на отдельных платах и установленный в непосредственной близости от пьезопреобразователей (в ступицах колес), Устройство работает следующим образом.

Обучаемый, управляющий автомобилем, перемещающимся с заданной скоростью в условиях пониженного коэффициента сцепления шин с дорогой (0,1-0,3), по команде обучающего производит торможение. При этом на входе элемента 6 появляется сигнал с датчика 2 линейных ускорений. В случае блокировки одного или нескольких колес сигнал с соответствующего пьезопреобразователя 1 поступает на вход элемента ИЛИ 5, при этом íà его выходе появляется сигнал, поступающий на первый вход элемента И 6. При одновременном наличии на обоих входах сигналов на выходе элемента

И 6 появляется сигнал. Датчик 2 линейных ускорений и элемент И 6 устанавливаются для того, чтобы исключить срабатывание схемы в случае, когда автомобиль неподвижен. Сигнал с выхода элемента И 6 проходит через блок 7 задержки, установленный для исключения торможения только

"по подсказке" и "открывает" первый т ключевой элемент 8, подключающий индикаторы 13 и 14 и микровибратор

19 информирующий обучающего о необходимости прекращения торможения, а также мильтивибратор 10 с частотой генерируемых колебаний 20-30 Гц.

С целью привития обучаемому навыков самостоятельного выполнения операции торможения обучающий устанавливает с помощью *отенциометра 16 на блоке 7 задержки время запаздывания в диапа зоне 0,2-0,3 с в. зависимости от степени подготовленности обучаемого. После прекращения торможения происходит разблокировка колеса (колес), и сигнализация отключается (сигнал на выходе элемента 5 ИЛИ отсутствует). При обучении торможению автомобиля до полной остановки обучающий тумблером

17 на пульте 12 "подключает" к работе элемент HE 11. Сигнал на выходе элемента НЕ 11, появляющийся при наличии сигнала с первого ключевого элеменз 1170486 та 8, "открывает" второй ключевой элемент 9, на выходе которого появляется сигнал, поступающий с мультивибратора 10. Сигнал мультивибратора

10 запускает микровибратор 20, сиг,нализирующий обучаемому о необходимости продолжения операции торможения.

При этом время запаздывания сигнализации регулируется обучающим. Таким образом,в контур обучаемый — автомобиль дорога вводится сигнал обратной снязи, информирующий обучаемого о необходимой последовательности управляющих действий, что позволяет достаточно быстро сформировать устойчивый навык торможенияавтомобиля,в томчисле н условиях пониженного сцепления шин с дорогой (гололед, скользкая дорога).

Фиг. 1 фиг 2

Составитель Л. Резникова

Редактор О. Копча Техред Л.Микеш Корректор М. Самборская

Заказ 4707/47 Тираж 452

Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. ужгород, ул. Проектная, 4