Устройство для непрерывного контроля износа контактного провода на электрифицированных железных дорогах
Иллюстрации
Показать всеРеферат
№ 117125
Класс 42b, 10
20k, 20
СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
A. О. Хазанов и В. m. Хазанов
УСТРОЙСТВО ДЛЯ НЕПРЕРЫВНОГО КОНТРОЛЯ ИЗНОСА
КОНТАКТНОГО ПРОВОДА НА ЗЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ
ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ
Заявлено 27 апреля 1957 r. за № 572088/24 в Комитет. по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Контроль износа контактного провода является важным фактором, характеризующим состояние контактной сети электрифицированных железных дорог.
Для обеспечения возможности непрерывного контроля износа контактного провода предлагается использовать метод отраженных ультразвуковых импульсов, широко применяемый для определения толщины и, в частности, качества рельсов.
Для этого предлагается на лыже пантографа вагон-лаборатории установить пьезокварцевые пластины, представляющие собой датчик ультразвуковых колебаний и подключенные к приемно-измерительной электронной схеме.
На фиг. 1 показана схема установки датчика ультразвуковых колебаний на вагон-лаборатории; на фиг. 2 — лыжа пантографа с контактным проводом, в поперечном разрезе; на фиг. 3 — блок-схема устройства.
На вагон-лаборатории 1 установлен пантограф 2, на лыже 8 которого монтирован датчик, представляющий собой ультразвуковой вибратор, состоящий из ряда кварцевых пластин 4.
Число кварцевых пластин определяется величиной «зигзага» контактного провода, т. е. длиной рабочей поверхности лыжи пантографа (фиг. 2).
Между верхней плоскостью кварцевой пластины 4 и нижней плоскостью контактного провода б располагается металлическая пластина б, предохраняющая кварц от механических повреждений и увеличивающая минимальную разрешающую способность прибора.
Кварцевый вибратор питается током высокой частоты от импульсного генератора высокой частоты 7 (фиг. 3). Один и тот же кварц служит
¹ 117126 для приема и передачи импульсов. Для подключения его к приемноусилительной схеме используется коммутатор 8.
Этот коммутатор через 5 мксек после посылки зондирующего импульса подключает кварцк приемно-усилительным цепям приемника.
Время подключения кварца к приемнику ограничено. Для устранения влияния помех и для упрощения схемы время взято равным длительности зондирующего импульса — 3 мксек.
Коммутатор 8 позволяет усиливать и зондирующий, и отраженный импульсы по различным каналам, что препятствует прохождению зондирующего сигнала в канал приемника.
На фиг. 3 обозначено: 9 — задающий генератор; 10 — импульсный модулятор (синхронизатор); 11 — блок задержки; 12 — генератор ждущей развертки; 18 — усилитель высокой частоты и детектор; 14 — видеоусилитель; 15 — фиксирующее устройство; 1б — преобразователь времени; 17 — электронно-лучевая трубка.
Преобразователь времени задержки ответного импульса 1б позволяет получить на выходе напряжение, пропорциональное запаздыванию ответного импульса, т. е. пропорциональное сечению контактного провода (сечение контактного провода как функция от его высоты), Это напряжение подается на записывающее устройство, которое снабжено лентой с пикетажем железнодорожной линии.
Для контроля работы импульсных схем устройства и визуального отсчета сечения служит электронно-лучевая трубка 17 с генератором ждущей развертки 12, синхронизируемая импульсами модулятора 10.
Предмет изобретения
Применение установленных на лыже пантографа вагон-лаборатории пьезокварцевых пластин, представляющих собой датчик ультразвуковых колебаний и подключенных к приемно-измерительной электронной схеме, для непрерывного контроля износа контактного провода на электрифицированных железных дорогах с помощью ультразвука по методу отраженных импульсов.