Реле аварийной сигнализации работы летающего скребка
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ж и717О
Класс 5а, 32зо
21g, 4о
СССР
Ы, БИЬ ИОТЕКА
ОПИСАНИК ИЗОБРЕТ 4
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Д. T. Воробьев, М, Г. Гешелин, P. Я. Исакович и А. Г. Капустин
РЕЛЕ АВАРИЙНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ РАБОТЫ
Л ЕТАЮЩ ЕГО СКР ЕБКА
Заявлено 7 марта 1958 г. за 4з 594558/22 в Комитет по делам изобретений и открытий ври Совете Министров СССР
Предлагаемое реле относится к категории устройства для регистрации летающего в подъемных трубах скребка, соскабливающего парафин со стенок труб.
Известные устройства недостаточно надежны в работе и не обеспечивают улавливание и извлечение скребка из скважины.
Предлагаемое реле аварийной сигнализации работы летающего скребка лишено этих недостатков, так как в нем применена электрическая схема, состоящая из двухкаскадного накопителя и дозирующего устройства с практически мгновенным возвратом схемы в исходное положение.
На чертеже показана принципиальная схема предлагаемого реле.
Предлагаемое реле включает трансформатор 1 напряжения, селеновый выпрямитель 2, тумблер 8, индукционную катушку 4, сигнальные лампы 5 и б, реле 7 с контактами Р„германиевый выпрямитель 8, стабилизатор 9 напряжения, термосопротивление 10, реле ll с контактами Рь тиратрон 12, реле 18 с контактами Р, тиратрон 14, клеммы 15 а также сопротивления R>, R, Рз, R4, R; и Кв и емкости Сь С2, Сз, С4 и С5.
Первый каскад накопителя состоит из цепочки сопротивлений R t, Rq, R3 и емкости С . Когда емкость С зарядится до величины потенциала зажигания тиратрона 12, последний зажжется и сработает реле 11, Через контакты Р1 дозирующая емкость Са, находящаяся постоянно под зарядкой, передает свой заряд конденсатору Сз.
Многократные повторения подобных переключений, в случае задержки скребка, в лифтовых трубах сверх установленного времени, создают накопление заряда на конденсаторе Сз до величины потенциала зажигания тиратрона 14, что вызывает срабатывание реле 13, контакта№ 117170 ми которого подается на диспетчерский пункт ДП аварийный сигнал.
Одновременно лампой б этот сигнал дублируется на скважине.
Если скребок работает нормально, то периодические приходы его в полость индукционной катушки 4 сопровождаются срабатыванием реле 7, контактами которого закорачивается конденсатор С3 через сопротивление R, чем снижается накопленный заряд и схема возвращается в исходное, нулевое положение.
Задержка скребка в полости индукционной катушки 4 более установленного времени приводит к тому, что емкость С> передает свой заряд емкости С4, так как емкость С> закорочена и отключена от минуса контактами отпущенного реле 7. При этом частота передачи заряда емкостью С увеличена, так как контактом реле 7 закорачивается сопротивление R3, в связи с чем постоянная времени цепочки первого каскада уменьшена. Вследствие этого конденсатор С4 быстрее накопит заряд, достаточный для зажигания тиратрона 14 и срабатывания реле 18.
Элементы схемы выбраны с таким расчетом, что подача аварийного сигнала при заклинивании скребка в лифтовых трубах произойдет через
90 мин. после начала цикла, а при задержке скребка в полости индукционной катушки — через 5 яии. после прихода скребка.
Аварийный сигнал, подаваемый реле аварийной сигнализации, носит длительный характер и удерживается на все время аварии, так как реле 18 блокируется собственным контактом, при этом схема накопления отключается от источника питания контактом Р .
Измерением величины заряда на емкости С3 с помощью электростатического вольтметра со шкалой, градуированной в единицах времени, подключаемого к клеммам 15, можно определить время нахождения скребка в колонне лифтовых труб и время очередного прихода его в полость верхнего амортизатора.
Индукционная катушка может быть использована в качестве устройства для залавливания скребка с целью его извлечения из скважины для осмотра и профилактического ремонта, что достигается переключением индукционной катушки 4 с помощью тумблера 8 на питание постоянным током от селенового выпрямителя 2. Точнее тумблер 8 производит подготовку цепи для подключения к источнику постоянного тока.
Окончательное переключение производится контактами реле 7 в момент прихода скребка в полость катушки 4. Одновременно лампой 5 фиксируется факт прихода и удержания скребка.
Предлагаемое реле может быть использовано в качестве электронного реле времени, а также во всех случаях, когда необходимо подать сиг-. нал по истечении заданного времени (в пределах 2 час.).
Предмет изобретения
Реле аварийной сигнализации работы летающего скребка для очистки скважин от парафина, отл ич а ю щ ее ся тем, что, с целью подачи сигнала о заклинивании скребка в скважине и угрозе ее парафинирования„а также с целью определения времени одного рейса скребка, применен двухкаскадный накопитель и дозирующее устройство с практически мгновенным возвратом схемы в исходное состояние.